Дирижабли и аэростаты на монетах

Дирижабли и аэростаты на монетах
29 Апреля 2017

Мало кто останется равнодушным при виде плывущего в небе дирижабля или воздушного шара. Монетам с их изображением посвящена данная статья, продолжающая серию «Авиация на монетах».

Монетные дворы 17-ти стран мира отдали дань уважения пионерам воздухоплавания. Первыми это сделали немцы, когда на следующий год после кругосветного перелета дирижабля «Граф Цеппелин» LZ-127 в 1929 г. отчеканили серебряные монеты в 5 марок с его изображением. Дирижабль носил имя своего конструктора, графа Фердинанда Цеппелина (1838-1917), которое стало нарицательным для всех дирижаблей жесткой конструкции.

Либерия также отметила это кругосветное путешествие, выпустив в 2000 году серебряные 20 долларов.

Первый пробный полет дирижабля конструкции Ф. Цеппелина состоялся в 1900 году. С 1909 г. германским обществом воздухоплавания «Делаг» были начаты регулярные рейсы цеппелинов, доставлявшие в том числе и почту.

После первой мировой войны строительством дирижаблей занялись Англия, Италия, СССР, США, Франция. Возможно, причиной развития дирижаблестроения в этих странах послужило то обстоятельство, что Германия, потерпев поражение в первой мировой войне, вынуждена была расплачиваться с победителями. В качестве оплаты пошел и парк дирижаблей Германии.

Первый трансатлантический полет немецкого дирижабля ZR-3 (бортовой номер LZ-126) состоялся в 1924 году. В октябре 1928 года по этой же трассе совершил свой первый тренировочный полет «Граф Цеппелин» - крупнейший дирижабль, построенный в Германии. Его габариты и технические возможности поражают даже в наше время. Длина - около 250 м, высота - более 30 м, объем 105 тысяч куб. м., мощность моторов - 3600 лошадиных сил, грузоподъемность - 23 т, крейсерская скорость - 125 км/час.

В 1929 году «Граф Цеппелин» под индексом LZ-127 осуществил кругосветный полет, в честь которого и выпущена упомянутая монета в 5 марок. За 20 суток LZ-127 преодолел более 34 тысяч км со средней скоростью 115 км/час. Основной целью полета была, конечно, пропаганда воздухоплавания. Попутно делались метеорологические наблюдения. Подготовка к полету велась уже давно, но для его осуществления требовались значительные денежные средства. Получив отказ правительства Германии в финансировании полета, его руководитель принял предложение американской газеты, которая выделяла значительную сумму за право вести регулярные репортажи с борта «Графа Цеппелина». Кроме этого, подобные предложения поступили от редакций нескольких европейских газет. Часть средств была собрана и с помощью филателистов, пожелавших отправить свою почту на борту дирижабля. Среди них были те, кто коллекционировал марки со специальными открытками, которые так и называются «Дирижабельная почта». Они выпускались к каждому значительному рейсу дирижабля. Некоторые из таких открыток с погашенными во время воздушного рейса марками стоят по несколько сот евро. Сейчас марки, конверты и открытки дирижабельной почты являются мечтой филателистов, а в Германии издается даже специальный журнал Zeppelinpost Katalog.

К упомянутому рейсу «Граф Цеппелин» LZ-127 также были выпущены такие открытки, вся прибыль от продажи которых шла на финансирование полета. Недостающую часть суммы принесла продажа билетов пассажирам, пожелавшим совершить увлекательное путешествие. Значительная часть пути «Графа Цеппелина» проходила над территорией Советского Союза.

15 августа 1929 года дирижабль поднялся в воздух. Преодолев 11247 км «Граф Цеппелин» 19 августа прибыл в Токио, где состоялась первая запланированная посадка. Вторая была в Лос-Анджелесе. После официальных мероприятий начался самый короткий перелет по территории США (4822 км). И, наконец, последний этап полета Лейкхерст – Фридрихсхафен (29 августа – 4 сентября) завершил кругосветный полет.

В 1930 г состоялся специальный полет LZ-127 в Москву, и 10 сентября «Граф Цеппелин» пришвартовался на московском Центральном аэродроме.

Какие еще страны отобразили на своих монетах дирижабли. Куба отчеканила в сериях «Виды транспорта» три монеты с «Цеппелином»: медно-никелевую номиналом 1 песо (1988) и серебряные монеты достоинством 5 песо (1988 и 1995).

Доминика, маленький остров в Карибском море, обретение своей независимости в 1978 г. (а также в связи со140-й годовщиной со дня рождения графа) отметил выпуском серебряных 20 долларов. На ней изображен дирижабль, летящий над Атлантикой, – символ связи между Европой и Америкой.

В Конго отчеканили серебряную, покрытую цветной эмалью, монету в 1000 франков с дирижаблем LZ-127 над Нью-Йорком. На одной из самых маленьких золотых монет мира номиналом в 1500 франков помещен портрет Цеппелина.

Из африканских стран отметим Бенин, который в 2000 году на серебряной монете в 1000 франков поместил «Цеппелин», пролетающий над Северным полюсом.

Остров Мэн в 1994 г. отчеканил целую серию монет, посвященную истории воздухоплавания и авиации. В ее состав вошла медно-никелевая монета номиналом 1 крона с портретом Цеппелина. На ней также изображен его дирижабль жесткой конструкции модели 1909 г.

«Цеппелин» присутствует на медно-никелевой одной кроне 2003 г. Сама монета посвящена 100-летию первого полета братьев Райт. На серебряной монете выпуска 2007 г. и номиналом 1 крона изображен исследователь Севера Руаль Амундсен, шхуна «Фрам» и дирижабль «Норвегия».

Россия в серии «Освоение русской Арктики» выпустила серебряные 3 рубля с «Норвегией», монета также посвящена экспедициям Руаля Амундсена 1918 и 1926 гг.

Трансарктический перелет на дирижабле великого полярного исследователя состоялся в ходе второй экспедиции. Пролетев недалеко от так называемого Полюса относительной недоступности, который до того еще ни разу не открывался человеческому взору, дирижабль Амундсена продолжил свой путь по направлению к Аляске. «Таким образом, - писал впоследствии Амундсен, - первый полет от континента до континента через Северный полюс был завершен, и при этом ни один волос не упал ни с чьей головы».

Помимо дирижаблей, на монетах помещены изображения аэростатов, в том числе заграждения. Это сделал остров Олдерни, который во время Второй мировой войны был оккупирован Германией. Освобождению, которое произошло в ходе высадки десанта союзников на побережье Нормандии летом 1944 г., он посвятил целую серию монет. Среди них две монеты - двухфунтовая медно-никелевая монета 1993 г. и стофунтовая золотая монета 1994 г., на которых изображены аэростаты заграждения над высаживающимися солдатами.

Первый в мире подъем человека на воздушном шаре братьев Монгольфье, который состоялся в Версале, отметили французы в 1983 г., когда исполнилось 200 лет эпохе воздухоплавания. По этому случаю большим тиражом была отчеканена 10-франковая медно-никелевая монета с изображением воздушного шара братьев.

Остров Мэн на монете в 1 крону отдал дань уважения этому событию с датой первого полета братьев – 1783 г.

На серебряной монете в 20 долларов Либерии предтеча всех аэростатов поднимается в воздух на фоне аллеи Версаля.

На прямоугольной монете из серебра номиналом $1 тихоокеанского острова Ниуэ мы видим портрет обоих братьев, а между ними монгольфьер.

Начиная с франко-прусской войны, развитие воздухоплавания во Франции было подчинено военным интересам. Тяжелое положение, в котором оказался окруженный немецкими войсками Париж в 1870 году, заставило вспомнить об успешном использовании аэростатов в период Великой французской революции. Первые же попытки возродить аэростаты для военных целей оказались удачными. В течение четырех месяцев осады Парижа связь с провинциями осуществлялась с помощью специально изготовленных для этих целей аэростатов. За это время было отправлено 64 воздухоплавателя, 91 пассажир и 10 тонн почты. Аэростатом воспользовался министр внутренних дел Леон Гамбетта, что помогло организовать национальную оборону в провинциях. Обратная связь с Парижем велась с помощью почтовых голубей, переправляемых на аэростатах и перелетающих затем через неприятельскую линию с депешами. Таким способом в Париж попало не менее 100 тысяч депеш.

В 2005 году Парижский монетный двор отметил 100-летие со дня смерти Жюля Верна и отчеканил несколько монет различных номиналов, на реверсе которых изобразил воздушные средства транспорта, которыми пользовались герои его произведений. Среди них и воздушный шар, на котором с севера на юг пересекли Африку исследователи из романа «Пять недель на воздушном шаре».


Современный тепловой аэростат изобразила Куба на медно-никелевой монете в 1 песо, отчеканенной в 1984 г.

Швейцария в 1984 г. по случаю 100-летия со дня рождения выдающегося физика и исследователя глубин океанов и стратосферы Огюста Пиккара (1884-1962) выпустила медно-никелевую монету в 5 франков. На ней изображен батискаф, на котором он опустился на глубину 3160 м, также на монете показан стратостат собственной конструкции Пиккара.

Воздухоплавание привлекло внимание Огюста и его брата близнеца Жана еще в юношестве. 29 июня 1912 года он впервые совершает свой полет на аэростате «Сен Готтард» с целью проведения научных исследований. В феврале 1914 года О. Пиккар совершает свой шестой полет на маленьком аэростате «Скаал». Полет этот был знаменательным - после него Пиккар получил диплом пилота аэростата. Но война нарушает планы ученого, и он возвращается к полетам только в начале 1920-х годов. Стремление Пиккара проникнуть в тайну космических лучей подтолкнуло его к созданию стратостата - аэростата, способного подняться на большую высоту. 27 мая 1931 года О. Пиккар вместе с М. Кипфер осуществили подъем на высоту 15781 м, пробыв в воздухе 16 часов. 18 августа 1932 года была достигнута новая высота - 16201м. Последний раз профессор О. Пиккар летал в мае 1934 года на аэростате «Цюрих III».

Несколько памятных монет связаны с юбилеями графа Фердинанда фон Цеппелина. Это 1000 песет из медно-никелевого сплава республики Сахара. Взятый с фотографии портрет графа и два дирижабля помещены на реверсе монеты.

От имени островов Кука в 2017 г. выпущены $20 из серебра в память столетия смерти изобретателя. На аверсе показан цеппелин, летящий над Арктикой.

Финляндия на 10 серебряных евро чеканки 1997 г., посвященных Всемирным воздушным играм, изобразила несколько тепловых аэростатов – непременных участников таких игр.

Английская колония Гибралтар ежегодно к Рождеству чеканит так называемую «Рождественскую монету». В 1994 г. на ней был показан Санта Клаус, прилетевший с подарками воздушном шаре. Номинал медно-никелевой монеты - 50 центов.

В 2009 г. большой подарок нумизматам - любителям воздухоплавания преподнесли тихоокеанские острова Фиджи. От их имени Новозеландский монетный двор выпустил серию из четырех серебряных полихромных овальных монет с изображениями наиболее известных дирижаблей 1920-х и 1930-х годов. Это «СССР В-6 «Осоавиахим», «USS Akron» (США), «British R-34» (Англия) и «LZ 129 Hindenburg» (Германия). Три дирижабля изображены на фоне достопримечательностей столиц стран, где они были построены, а американский «USS Akron» - на фоне Нью-Йорка. Сам набор помещен в футляр, выполненный в форме дирижабля.

«СССР В-6» объемом 19 тысяч куб. м., оборудованный тремя 240-сильными двигателями, был построен на базе итальянского «N-4» с различными усовершенствованиями. Тогда перед Дирижаблестроем была поставлена задача организовать производство дирижаблей полужесткого типа. В связи с этим в СССР был приглашен Умберто Нобиле вместе с группой итальянских специалистов.

Строительство дирижабля продолжалось три месяца, и первый его полет состоялся 5 ноября 1934 г. Командовал дирижаблем сам Умберто Нобиле, полет продолжался 1 час 45 минут. В ходе дальнейших испытаний оказалось, что «СССР В-6» обладает хорошими характеристиками и готов к применению в народном хозяйстве. В сентябре 1937 г. он установил мировой рекорд длительности беспосадочного перелета (130 часов 27 минут). На В-6 планировалось осуществлять пассажирские перевозки большой дальности.

Но в феврале 1938 г. он потерпел катастрофу. Льдина, на которой дрейфовала экспедиция Папанина, раскололась, и требовалась ее эвакуация. Экипаж дирижабля В-6 обратился к правительству с просьбой провести тренировочный полет Москва – Петрозаводск - Мурманск – Москва. В случае удовлетворительных результатов перелета дирижабль мог использоваться для эвакуации экспедиции Папанина. 5 февраля 1938 г. В-6 вылетел из Москвы, 6 февраля в 12 часов дирижабль пролетел над Петрозаводском. В 19 часов он приближался к станции Кандалакша. Последняя радиограмма с дирижабля была получена в 18 часов 56 минут. Полет проходил на высоте 300–450 м в сложных метеорологических условиях: низкая облачность, снегопад, плохая видимость. Металлические части конструкции дирижабля обледенели. Дирижабль врезался в гору, которая, как говорят, не была нанесена на карты. Из 19 членов экипажа погибли 13.

Американский USS Akron - жесткий дирижабль-авианосец Военно-морских сил США первой трети 1930-х годов. Он был одним из крупнейших дирижаблей в мире и разрабатывался для ведения дальней морской разведки. Мог нести до 5 небольших самолетов, служивших для выполнения разведывательных полетов и защиты дирижабля. Akron имел объем 175 000 куб. м., максимальный диаметр составлял 40 м и длина - 240 м. В качестве несущего газа был использован гелий. К новшествам следует отнести четыре стабилизатора большой площади, где размещались рули высоты и направления с триммерной сервокомпенсацией. Восемь двигателей Майбаха с устройствами реверса мощностью 420 кВт каждый были установлены в отдельных отсеках по четыре штуки с каждой стороны дирижабля. «Акрон» и однотипный «Мейкон» являлись самыми большими в мире наполненными гелием дирижаблями.

В 1933 году «Акрон» потерпел крушение в Атлантическом океане, в результате которого погибли 73 из находившихся на борту 76 человек. По числу жертв эта катастрофа стала самым тяжелым происшествием за всю историю воздухоплавания.

Британский R34 стал первым аппаратом легче воздуха, пересекшим Атлантику. В июле 1919 г. с командой на борту он совершил перелет из Восточного Лотианаа (Шотландия) на Лонг-Айленд (Нью-Йорк), а затем вернулся в Пулхэм (Англия). R-34 имел объем 55300 куб. м. и пять двигателей мощностью 200 кВт каждый.

Немецкий пассажирский LZ 129 «Гинденбург» был построен в 1936 году и стал самым большим в мире из созданных до того времени дирижаблей. Его объем - 190000 куб. м. Этот сигарообразный аппарат длиной 253 м и диаметром 41 м имел 4 двигателя Дизеля Daimler-Benz DB 602 мощностью по 780 кВт каждый, оборудованных механизмом реверса. Он мог перевезти груз весом 90 т на расстояние 12800 км. Катастрофа этого дирижабля 6 мая 1937 г. в Нью-Йорке на глазах тысяч людей и кинооператоров во многом предопределила закат эры дирижаблей.

И в заключение о самой экзотической монете на рассматриваемую тему. Это 50 долларов островов Кука выпуска 2013 г. Они выполнены из серебра и имеют вставку из натурального перламутра, на которой и выгравирован дирижабль Цеппелин.


В рамках темы «Авиация на монетах» на портале Gold10.ru опубликованы статьи:

• «Самолеты страны Советов на монетах и медалях зарубежных стран»,

• «Классические авиалайнеры на монетах мира»,

• «Гидросамолеты на монетах мира»,

• «Монеты мира: авиация общего назначения и учебно-тренировочные самолеты»,

de0925428f1208ade0e5d25ee626c389.jpg

Автор: Андрей Барановский

Соц. сети
Подписка
Будь в курсе последних новостей:
Журнал
Популярные
Новости партнеров

Курсы валют
c 30.05.2017
c 31.05.2017
USD
56.7560
56.7106
EUR
63.6689
63.3684
Драгоценные металлы
c 31.05.2017
Золото
2306.55
Серебро
31.52
Платина
1752.18
Палладий
1422.16