Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Великие перелеты на монетах мира
Великие перелеты на монетах мира
Великие перелеты на монетах мира

Наибольшую известность, несомненно, получил перелет американца Чарльза Линдберга из США через Атлантику в Париж. Ему и посвятили одиночные монеты и серии их больше всего стран - семь. Это французская серия золотых (20 и 100 евро) и серебряных (1 евро) монет, выпущенных Парижским монетным двором в 2002 году в честь 75-летия этого перелета.

Афганистан в 1996 году отчеканил полихромную монету номиналом 500 афгани.

Либерия выпустила три монеты в серии «История Америки»:

• в 2001 г. - серебряную монету номиналом 20 долларов и золотую монету достоинством 25 долларов,

• в 2003 г. - серебряную монету номиналом 10 долларов.

Самоа в 1977 г. отчеканила серебряную монету номиналом 1 тала.

Бутан в 2010 г. выпустил серебряную монету достоинством 300 нгултрумов.

История полета Линдберга вкратце такова. В 1919 году нью-йоркский владелец отеля Реймонд Ортейг предложил 25000 долларов призового фонда первому летчику, который совершит беспосадочный полет из Нью-Йорка в Париж. Пытаясь его выиграть, погибли или были ранены несколько пилотов.

Линдберг решается поучаствовать в соревновании, однако подготовка полета требовала денег. Он убедил девять предпринимателей из Сент-Луиса помочь с финансированием. По его заказу компания Ryan Airlines из Сан-Диего выпустила специальный одномоторный моноплан. В разработке проекта участвовал сам Линдберг. Он назвал машину «Дух Сент-Луиса».

20 мая в 7:52 Линдберг берет старт с Рузвельт-Филд (Гарден-Сити, Лонг-Айленд, Нью-Йорк) и 21 мая в 17:21 (по парижскому времени — в 22:21) приземляется в Ле-Бурже.

За трансатлантический перелет Чарльз Линдберг был награжден Крестом Летных заслуг и стал первым человеком, награжденным этой наградой. В 1927 году Линдберг публикует книгу «Мы», в которой подробно рассказывает о своем трансатлантическом перелете.

В России вышли две памятные серебряные монеты, посвященные Валерию Чкалову и его беспосадочному перелету на АНТ-25 (РД) через Полюс в Америку.

Первая номиналом 2 рубля была отчеканена в 2004 году в честь 100-летия великого летчика. Вторая монета номиналом 25 рублей была выпущена в 1995 г. и на ней изображен весь экипаж легендарного рейса (Чкалов, Беляков и Байдуков), самолет АНТ-25, панорама дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-1», ее четыре участника и ледокол.

Перелет через Северный полюс в Америку состоялся в июне 1937 года. Стартовал АНТ-25 с подмосковного аэродрома 18 июня и 20 июня совершил благополучную посадку в городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяженность перелета составила 8504 км. За этот перелет экипаж был награжден орденами Красного Знамени.

Несколько мультиколорных монет со знаменитыми летчиками, совершившими перелеты в Тихоокеанском бассейне, выпустила Австралия и другие страны этого региона. Причем одна серия из четырех австралийских монет «Достижения авиации Австралии» была отчеканена в 2003 году по заказу острова Тувалу. Монеты имеют форму Австралийского континента и посвящены первым перелетам, которые были предприняты в 1928 году.

Одна монета связана с одиночным перелетом из Лондона в Австралию Хинкера, вторая перелету США – Австралия на самолете Southern Cross («Южный крест»). В этом полете сэром Кингсфорт-Смитом с момента взлета в Окленде (штат Калифорния) до посадки Брисбейн (Австралия) было сделано две промежуточные посадки на Гавайях и Сува (Фиджи). Было преодолено 11260 км за 83 часа 38 мин полетного времени. Третья монета посвящена одиночному перелету Кингсфорт-Смита через Тасманово море из Австралии в Новую Зеландию.

Сам Кингсфорт-Смит является национальным героем Австралии, его именем назван аэропорт Сиднея.

Транстихоокеанскому перелету Чарльза Кингсфорд-Смита посвятил монету в 1 тала остров Самоа. Монета отчеканена в 1978 году.

Остров Мэн в 1994 г. выпустил серию медно-никелевых монет номиналом в 1 крону, посвященных истории авиации. В нее вошли «Первый перелет через Ла-Манш», «Первый перелет из Англии в Австралию», «Первый перелет через Атлантику» и «Первый перелет из Токио в Париж».

Первым Ла-Манш перелетел Луи Блерио. Это событие состоялось 25 июля 1909 года, и на весь полет Луи затратил 37 минут, покрыв расстояние в 23 мили. За этот полет он получил премию в 1000 фунтов, учрежденную англичанином лордом Нортклиффом, владевшем газетой Daily Mail.

Здесь уместно заметить, что победа Блерио в то время была воспринята и как победа монопланa, популярного среди авиаторов-французов, над бипланом англичан и американцев. За месяц Блерио собрал сотню заказов на выпуск своего моноплана. Каждый планер (без мотора) стоил покупателям 850 долларов США. В сентябре 1910 года на авиашоу в Реймсе, которое привлекло до полумиллиона зрителей, Блерио победил Глена Кертиса, установив рекорд скорости в 77 км/ч.\

Из Англии в Австралию первыми пролетели австралийцы - братья капитан Росс Смит и лейтенант Кейт Смит. Они вылетели 12 ноября 1919г. из Хоунслоу на самолете Vickers Vimy и, покрыв расстояние в 18 170 км, завершили перелет 18 декабря в Дарвине (Австралия).

В этом же году и на самолете той же модели пересекли Атлантику англичане - пилот Джон Алкок и штурман Артур Уиттен-Браун. Они выполнили условия газеты Daily Mail и получили приз. История же приза такова.

В 1913 году британская газета Daily Mail учредила приз в 10000 фунтов за первый перелет через Атлантический океан из любой точки США до любого пункта Соединенного Королевства. Трасса маршрута выбиралась командой самостоятельно, но время полета должно было быть не более 72 часов. Начавшаяся Первая мировая война помешала подготовке перелета. После ее окончания газета вновь напомнила о своем призе за покорение Атлантики. Летчики разных стран, соревнуясь друг с другом, стали готовиться к трансатлантическому перелету. Но только Джону Алкоку и Артуру Брауну удалось это.

Они вылетели14 июня 1919 года да двухмоторном биплане «Вими» с аэродрома Сен-Джонс на Ньюфаундленде и отправились в 3040-километровый путь в Европу. После трудного 16-часового полета, во время которого штурману пришлось несколько раз выбираться на крыло, чтобы очистить двигатели ото льда, самолет 15 июня достиг берегов Ирландии. Алкок повел «Вими» на посадку на приглянувшийся ему зеленый луг возле Кливленда. Но луг оказался заболоченным, и в конце пробега самолет встал на нос. Несмотря на не совсем удачное приземление экипажу была устроена торжественная встреча в Дублине, а затем в Лондоне. За этот полет Алкок и Браун были также возведены в рыцарское звание.

Биплан Vickers Vimy был создан в конце Первой мировой войны как тяжелый бомбардировщик. Производился компанией Vickers Company. Первый полет совершил 30 ноября 1917 года. Название Vimy самолет получил после битвы Vimy Ridge.

Четвертая монета серии «История авиации» посвящена первому перелету японцев в 1925 году на «Бреге 19» из Токио в Париж. Пилотировали самолет Х. Абэ и К. Кавачи. Самолет принадлежал газете «Асахи симбун», и рейс носил в основном рекламный характер. Что касается «Бреге 19», то это был вариант с огромным интегральным бензобаком, разделенным на две секции - переднюю на 2990 л и заднюю на 745 л. Самолет, вмещавший уйму топлива, прозвали «Бидоном» и лишь впоследствии эта модификация получила официальное обозначение Br.19TR.


Франция в серии «Путешествия вокруг света» выпустила две монеты, посвященные перелету в 1934 году пилотом Морисом Хильцем по маршруту Париж-Токио-Париж. Золотая монета имеет номинал 20 евро и серебряная монета - 1,5 евро.

Завершим рассказ о монетах, посвященных знаменитым авиаперелетам, серебряными 25-ти гульденами, выпущенными Нидерландскими Антиллами в 1994 году в память первого полета по маршруту Амстердам – Кюрасао. Он был совершен на Fokker F.XVIII, который прославился рекордными достижениями на дальних маршрутах.


Этот самолет создан в 1932, и первый полет его состоялся 30 июня. Дольше всего Fokker F.XVIII эксплуатировался Карибским филиалом KLM West-Indisch Bedrijf. Начало работы в Западном полушарии было связано с выдающимся перелетом экземпляра Snip из Амстердама на остров Кюрасао. С этой целью с самолета сняли все оборудование пассажирского салона и туалетную кабину. Взамен установили более совершенные двигатели Wasp T1D1 и дополнительные топливные баки на 5500 л. В такой комплектации взлетный вес машины вырос с 7,5 до 10 тонн.

15 декабря 1934 самолет, управляемый экипажем капитана Дж.Дж. Хондонга, вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол. С промежуточными посадками в Марселе, Аликанте и Касабланке, машина добралась до Праи на Островах Зеленого Мыса. Вечером 19 декабря, заправившись под завязку, самолет взял курс на запад. Преодолев без посадки над Атлантикой 3612 километров, он прибыл в Парамарибо в Нидерландской Гвиане (ныне Суринам). Следующая посадка была в Каракасе и, наконец, 22 декабря Snip прибыл на Кюрасао. Весь путь, протяженностью 10300 км, самолет преодолел за 55 часов 58 минут. По тем временам это было рекордное достижение для полета из Европы в Южную Америку.

С 15 января 1935 авиалайнер (получивший бортовой номер PJ-AIS) вышел на линию West-Indisch Bedrijf из Кюрасао на Арубу. Весь рейс занимал 45 минут. Это была первая регулярная линия в голландской Вест-Индии.

В рамках темы «Авиация на монетах» на портале Gold10.ru опубликованы статьи:

• «Самолеты страны Советов на монетах и медалях зарубежных стран»,

• «Классические авиалайнеры на монетах мира»,

• «Гидросамолеты на монетах мира»,

Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;