Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Классические авиалайнеры на монетах мира
Классические авиалайнеры на монетах мира
Классические авиалайнеры на монетах мира

С середины же 1950-х поршневые гражданские самолеты начали вытесняться реактивными и турбовинтовыми авиалайнерами.

Авиационной классике посвящено довольно много монет. И начнем с Локхид L749 «Констеллейшн». Это, по единодушному мнению всех экспертов, самый элегантный и красивый авиалайнер «золотой эпохи». Его изображение помещено на либерийской серебряной монете номиналом $20, выпущенной в 2000 году, и на австралийской серебряной монете достоинством 5 австралийских долларов, выпущенной в 2008 г.

L749 был спроектирован и построен по заказу Говарда Хьюза - миллионера, бизнесмена и пилота. Став в 1939 году владельцем контрольного пакета акций авиакомпании TWA (Trans World Airlines), он задался целью вывести ее на ведущие позиции в области национальных и международных пассажирских перевозок.

Для этого нужно было создать самолет, способный не только преодолеть расстояние от западного до восточного побережья США менее чем за 14 часов, но и обеспечить пассажирам максимально комфортные условия полета, обладая при этом приемлемым уровнем экономичности.

Первоначально TWA ориентировалась на проект Боинг 307 «Стратолайнер», но после того как его разработчики столкнулись с рядом серьезных проблем, а первый построенный самолет этого типа потерпел аварию, Говард Хьюз, будучи лично знаком с главой компании «Локхид» Бобом Гроссом, обратился к тому с предложением разработать лучший в мире 40-местный авиалайнер.

При этом все работы предполагалось вести втайне от конкурентов. Кроме того, Хьюз выдвинул еще одно требование — «Локхид» не будет продавать эти машины никаким другим покупателям, пока TWA не получит 35 самолетов. Условия были приняты, и летом 1939 года Хьюз и ведущие конструкторы «Локхид» Холл Хиббард и Келли Джонсон (создатель известного U-2) согласовали проект будущего самолета.

Работа закипела, но началась Вторая мировая война, и безусловный приоритет был отдан военным заказам. Другой причиной задержки стали проблемы с самыми мощными на тот момент двигателями Wright R-3350 Cyclone. Только такие и могли обеспечить проектируемому самолету беспрецедентно высокие характеристики. Но эти же моторы планировалось использовать на тяжелых бомбардировщиках В-29.

Наконец, 9 января 1943 года первый L749, названный «Констеллейшн» («Созвездие»), поднялся в воздух. Это был четырехмоторный цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом, фюзеляжем характерной, словно слегка изогнутой, формы и оригинальным разнесенным трехкилевым оперением. Разные модификации самолета, а производство его продолжалось с 1943 по 1958 год, были рассчитаны на перевозку от 62 до 109 пассажиров на расстояние 4818 - 11000 км с крейсерской скоростью 547 км/ч. Ожидания разработчиков полностью оправдались. Всего за годы серийного производства было выпущено 856 «Констеллейшн».

Созданный в годы Второй мировой авиалайнер, естественно, заинтересовал военных. Поэтому все построенные до окончания войны самолеты (по одним данным 22 экземпляра, по другим — 15) направлялись в ВВС США. У военных они получили обозначение С-69 «Констеллейшн». В то время это был самый тяжелый и одновременно самый скоростной транспортный самолет, строившийся для нужд американской военной авиации.

С окончанием войны «Констеллейшн» стал продаваться авиакомпаниям многих стран. Но реактивные авиалайнеры постепенно стали вытеснять его сначала с международных, а потом и с внутренних рейсов. Последний авиарейс«Констеллейшн» совершил в 1967 г. Но и сейчас авиапассажиры некоторых аэропортов мира могут любоваться на L749. Они установлены на пьедесталах как красивейшие символы «золотой эпохи авиации».

Но больше всего монет в мире выпущено с изображениями немецкого «Юнкерс J-52» и американского «Дуглас DC-3». Именно эти два самолета были выпущены максимальными тиражами и олицетворяют транспортную авиацию эпохи Второй мировой войны.

Начнем с немецкого J-52. Так, на либерийских пяти долларах 2001 г. этот самолет изображен на фоне портрета его создателя - Хуго Юнкерса. Цветное изображение J-52 можно видеть и на монете номиналом 100 франков Конго. На вертикальном хвостовом оперении хорошо просматривается белый крест на красном фоне, указывающий, что J-52 принадлежал швейцарским авиалиниям.

J-52 был помещен на одной из самых маленьких золотых монет мира. Ее по заказу Конго отчеканил один из европейских монетных дворов в память 75-летия первого полета этого пассажирского самолета.

Построенный в 1930 году прототип Юнкерс J-52 имел один двигатель и фюзеляж из гофрированного металла. По итогам прохождения испытаний, число двигателей было доведено до трех, и самолет получил обозначение Ju -52/3m («3m» означало трехмоторный»). Добавление двигателей значительно улучшило летные характеристики Ju-52, и он первоначально использовался в роли пассажирского авиалайнера в авиакомпании «Люфтганза». Число этих самолетов в парке авиакомпании доходило до 230 штук.

С началом гражданской войны в Испании и вплоть до окончания Второй мировой большая часть флота трехмоторных «Юнкерсов» вошла в состав военно-транспортной авиации стран Оси.

История «Танте Ю» («Тетка Юнкерc» - жаргонное выражение) не закончилась в День Победы. Тогда исправными осталось около 50 таких самолетов из 4835, построенных в Германии. Но коммерческие перевозки на Ju-52 продолжались и после войны. Дольше всего они продержались в Эквадоре - до 1971 г.

В середине 1980-х Ju -52/3m пережил второе рождение. Lufthansa и South African Airways создали дочерние компании, где отреставрированные самолеты начали выполнять демонстрационные и обзорные полеты. А в Швейцарии даже возникла авиакомпания с характерным названием Ju-Air.

Американский «Дуглас DC-3» изображен на монетах Либерии, Соломоновых и Маршалловых островов, Того (серия мультиколорных монет «История авиация»), Конго и острова Мэн. В основном показан военно-транспортный вариант DC-3 под названием С-47 или «Дакота».

Американский «Дуглас DC-3», изображенный на монете Соломоновых островов (25 долларов)

Ближнемагистральный транспортный самолет Douglas DC-3 с двумя поршневыми двигателями первый полет совершил 17 декабря 1935 г. И спустя 82 года после этого несколько его экземпляров эксплуатируют частные авиаперевозчики - в основном, для местных грузовых перевозок.

DC-3 вошел в историю авиации как один из самых массовых самолетов. Серийное производство в США и, с учетом лицензионного вне пределов этой страны, составило 16079 машин. В СССР DC-3 производился до 1952 г. сначала под названием ПС-84, а затем Ли-2. Суммарно Советский Союз изготовил 4937 экземпляров этого самолета.

Создавался DC-3 по заказу авиакомпания American Airlines, чтобы обеспечить спальными местами трансконтинентальные рейсы. Это был увеличенный вариант самолета DC-2, изображение которого помещено на серебряной тысячефранковой монете Конго чеканки 2004 г.

В результате переделки появился самолет Douglas DST (Douglas Sleeper Transport) с 16-тью спальными местами. Существовал и 24-местный дневной вариант этого самолета, обозначенный DC-3. Он-то и добился популярности во всем мире, благодаря своей надежности и технологичности.

Рекорд периода 1936-1941 гг., когда пассажиропоток в США возрос почти на 600%, был установлен во многом благодаря самолету DC-3, которым в то время были оснащены большинство авиакомпаний США.

Заказанные в 1940 г. военными США эти самолеты получили обозначение C-47 Skytrain. Они то и стали основными военно-транспортными самолетами союзников в ходе Второй мировой войны. Всего же за эти годы было произведено более 10000 самолетов на базе DC-3. Заводы в Санта-Монике и Лонг-Бич не справлялись с выполнением заказов, поэтому были построено новое предприятие в Оклахома-Сити. В пик производства месячный выпуск достигал 570 экземпляров.

Есть одна серия из 9 монет, охватывающая максимальное количество типов грузовых и пассажирских самолетов. Она выпущена Либерией в 1998 г. и посвящена 50-летию «Берлинского воздушного моста». Под этим термином скрывается снабжение по воздуху Западного Берлина самолетами США, когда в 1948-1949 гг. СССР перекрыл наземное сообщение с этим городом. Все монеты имеют номинал $5 и полихромные вставки. Из пассажирских самолетов в серию входят Globeмaster I и Stratoсruiser.

Stratoсruiser («Стратосферный крейсер») был создан на основе бомбардировщика В-29, а точнее, был пассажирским вариантом его военно-транспортной модификации С-97. Он был рассчитан на 55-100 пассажиров в зависимости от планировки салона. Так, в «ночном» варианте Stratoсruiser имел 28 коек. На «нижней палубе» за крылом имелся дополнительный салон на 14 мест, куда можно было спуститься по винтовой лестнице. Этот салон использовался как бар - полеты через Атлантику занимали тогда 16 часов, и надо было пассажирам как то занять это время. Были предусмотрены женский и мужской туалеты. Кухонный блок, размещенный в хвостовой части салона, был по тем временам самым совершенным среди гражданских авиалайнеров. Stratoсruiser поставлялся шести авиакомпаниям.

Появление Globe Master I связано с не6обходимостью иметь большой военно-транспортный самолет на Тихоокеанском театре военных действий. Но первый же из 50 самолетов, заказанных ВВС Армии США, получивший обозначение C-74 Globemaster I, поднялся в воздух только 5 сентября 1945 года. После победы над Японией контракт ВВС был аннулирован. Всего успели построить только 14 Globemaster I. Один из них, имевший 103-х пассажиров и членов экипажа, 18 ноября 1949 года перелетел из США в Англию, став первым в истории самолетом, пересекшим Северную Атлантику с более чем 100 людьми на борту.

Когда военные завершили эксплуатацию Globemaster I, часть из них была куплена гражданскими грузовыми компаниями. Самолет оставался в эксплуатации до 1971 года.

И «Констеллейшн», и «Стратокрузер», и Globemaster I были первыми авиалайнерами в современном понятии этого слова, совершавшими беспосадочные перелеты через Атлантику. Они приземлялись на аэродроме Гендер, расположенном на полуострове Ньюфаундленд, там дозаправлялись и разлетались до своих конечных пунктов в Северной Америке.

В Гандере пассажиры могли покупать знаменитые среди нумизматов так называемые «торговые доллары», на которых написано «Not legal currency». Каждый год выпускался один новый «торговый доллар». Среди них есть доллары с изображением таких известных авиалайнеров как Douglas DC-3, Douglas DC-4, Super Constellation.

Остров Мэн на одной медно-никелевой кроне 1994 г., Австралия на пяти серебряных долларах 2010 г. и африканское Того на 1000 франках 2004 г. поместили изображение пассажирского DH.84 «Дрэгон» (Дракон). Этот шестиместный биплан английской самолетостроительной фирмы «Де Хевилленд» широко использовался на довоенных авиалиниях малой и средней протяженности. Особенностью этого биплана была его дешевизна. «Дрэгон» вызвал большой интерес даже в СССР - уж очень хорошо он вписывался в отечественную самолетостроительную концепцию, что означало «попроще, подешевле и с расчетом на невысокую квалификацию летчика». Дошло до того, что в начале 1940 г. руководство ВВС РККА потребовало от авиапромышленности создать отечественную копию DH.84 в санитарном варианте и внедрить ее в производство взамен предлагавшегося для аналогичных целей яковлевского моноплана Я-19. Но по невыясненной причине «советский дракон» построен не был.

Рассказ о монетах с авиалайнерами, которые относятся к «золотому веку авиации», закончим североамериканским «Локхид 14 Супeр Электра», рассчитанным на 14 пассажиров. На канадской серебряной монете в $20 он изображен на фоне здания аэропорта. Монета имеет овальную вставку из золота, помещенную в левой верхней ее части. На вставке отчеканен портрет летчика-испытателя самолета Роберта Р. Кармичела. Первый полет «Супер Электра» состоялся 29 июля 1937 г. Самолет, несмотря на отличные летные характеристики по сравнению с Дуглас DC-3, был менее эффективным в эксплуатации, поэтому было построено только 112 машин. Кроме того, 119 самолетов выпущено по лицензии в Японии.

Первая статья серии, опубликованная порталом Gold10.ru, называется «Самолеты страны Советов на монетах и медалях зарубежных стран».
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;