Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Доверяй и покупай

Доверяй и покупай

— Монеты из драгоценных металлов можно называть ювелирными изделиями?

— Нельзя. У монет и ювелирных изделий разный статус, разное назначение. Монета, пусть даже из драгоценных металлов, — это в первую очередь платежное средство. А ювелирные изделия — это предмет роскоши, они создаются, чтобы украшать людей.

— Но вот человек купил монету — а они теперь и с драгоценными камнями бывают, сделал дырочку, повесил на цепочку — получилось украшение. Разве нет?

— Безусловно. Но я говорил о монете как таковой. Другое дело — как монету использовать. Можно и бусы сделать, и серьги — все что угодно. Но изначально монета — не ювелирное изделие.

— Поговорим тогда о настоящих ювелирных изделиях. Насколько сильно за последние годы изменился ювелирный рынок?

— Очень сильно. Во времена плановой экономики рынка как такового не существовало.

С одной стороны, была низкая покупательная способность людей, и поэтому выпускалось много ювелирных изделий с синтетическими вставками.

С другой — цены определялись государством, и эти цены никак не были связаны с мировыми.

Когда начались рыночные преобразования, резко вырос спрос на ювелирные изделия. Люди рассматривали их как средство вложения денег.

И если это был бриллиант — то как можно крупнее. Если кольцо без камней — то помассивней.

Сегодня ситуация изменилась. Сегодня потребители начали предъявлять повышенные требования к дизайну, к качеству.

Уже мало кто покупает золото просто как золото, бриллиант просто как бриллиант. Люди хотят иметь что-то красивое, люди интересуются брендами.

Но все равно, поскольку в основном покупательная способность населения осталась низкой, средний вес изделий из золота сегодня составляет 2,5 грамма, и их делается 10 млн штук.

Средний вес одного бриллианта — 0,01 карата. Средняя цена изделия с бриллиантом — 5–6 тысяч рублей. Это продукция массовая.

Но постепенно формируется и эксклюзивная часть ювелирного рынка, ориентирующаяся на покупателей, которые могут потратить на понравившееся украшение от тысячи долларов до полумиллиона.

Процесс насыщения рынка произошел, теперь будет идти процесс повышения качества, структурирования.

— Но одновременно на рынке огромное количество ювелирных подделок. Разве не так?

— К сожалению, ювелирный рынок не избежал общей болезни всей нашей розницы. Подделок много везде. Мы как Гильдия ювелиров сейчас предлагаем ужесточить ответственность магазинов за то, чем они торгуют.

— Каким образом?

— Изделия без государственных клейм или с поддельными клеймами должны конфисковываться. Плюс — фирма-продавец должна платить штраф в размере розничной стоимости этого товара.

— То есть чтобы фирма разорилась?

— Да, именно чтобы разорилась. За недопустимые вещи надо карать сурово, чтобы человек уходил из бизнеса.

— Раз уж речь зашла о государственных клеймах: сегодня слышны предложения вообще отказаться от государственного клеймения, отдать предприятиям право самим этим заниматься. Что вы на этот счет думаете?

— Здесь вопрос неоднозначный. В Европе есть страны, где до сих пор существует государственное клеймение, есть страны, где его нет. Клеймение — это один из немногих вопросов, по которым Евросоюз не может договориться.

Что касается России — есть вещи бесспорные. Например, изделия из серебра весом до 3 граммов. Они стоят рублей сто, дешевле, чем колбаса.

Какой экономический, какой практический смысл в требовании обязательного клеймения подобной продукции? При этом пробирные инспекции сегодня загружены, люди стоят в очередях. Надо отменить клеймение для таких изделий и разгрузить пробирные инспекции.

А что касается изделий из золота и платины — здесь государственное клеймение должно остаться. Ведь государственное клеймо — это некий бренд.

— Гильдия ювелиров — это некий аналог саморегулируемой организации?

— Сегодня мы — ассоциация, некоммерческая организация, существующая с 1998 года и объединяющая сейчас около 79 процентов ювелирного производства России.

Пока мы объединяем только юридических лиц, но хотим сделать что-то вроде филиала, чтобы объединить и ювелиров-индивидуалов.

Что касается саморегулируемой организации: получить такой статус — это наша мечта. И не просто мечта — мы в этом направлении предпринимаем активные действия.

Считаем, что недостаточно эффективный государственный контроль постепенно должен смениться механизмом саморегулирования.

— А рынок к этому готов?

— И рынок не готов, и госструктуры не готовы. Но я вижу возможность поэтапного внедрения этого процес­-
са. Став саморегулируемой организацией, мы могли бы заключить, к примеру, соглашение о взаимодейст­вии с Государственной пробирной палатой.

Совершен­ствовалась бы рыночная структура. И в целом это бы способствовало формированию цивилизованного рынка.

Ювелирный бизнес ведь основан прежде всего на доверии со стороны покупателя. Нельзя кольцо по­пробовать, как колбасу.

Вы пришли в магазин, вы берете ювелирное изделие и вы уверены, что золото — действительно такой-то пробы, такого-то веса, что характеристики бриллианта — такие же, как написано.

Если вы в этом уверены, если вы доверяете производителю и продавцу — вы купите изделие, которое вам понравилось. Но если будете сомневаться — покупка не состоится.

И наша задача — укрепить доверие к отечественным ювелирам.

Суб header:  Ювелирный рынок основан на доверии. Поэтому он просто обязан быть цивилизованным
Рубрика : Драгоценности / точка зрения
Свежий номер
№ 3(68) 2024
№ 3(68) 2024