Клады Тихого океана
Один из кладов монет, обнаруженных в Тихом океане, был описан в художественной литературе. В знаменитом романе «Робинзон Крузо» английского писателя Даниэля Дефо, впервые опубликованном в 1719 году, главный герой в результате кораблекрушения оказывается на острове в Тихом океане, примерно в 700 километрах от побережья Чили. Автор романа не обошел и тему подводных сокровищ. За первые тринадцать дней, проведенных на необитаемом острове в 1659 году, Робинзон Крузо совершил одиннадцать экспедиций на корабль.
Главный герой обнаружил на останках затонувшего корабля «деньги, частью европейской, частью бразильской серебряной и золотой монетой, всего до тридцати шести фунтов». Робинзон рассуждал так: «Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам! – проговорил я, – зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне некуда тебя девать: так оставайся же, где лежишь, и отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!» Однако ж, поразмыслив, я решил взять их с собой и завернул все найденное в кусок парусины».
Советский переводчик сократил список монет, упомянутых Робинзоном, – в оригинале текста книги упоминаются pieces of eight, испанские доллары, активно ходившие в международной торговле в XVII веке (также pieces of eight, а не «пиастры» кричит попугай Джона Сильвера и в «Острове сокровищ»).
Какова была ценность клада, обнаруженного Робинзоном? В 1687 году, когда Крузо, по данным романа, вернулся в Англию, годовой доход трети семей в стране составлял от 25 до 49 фунтов. Средний доход населения составлял около 40 фунтов. В переводе на современные доходы Робинзон забрал с корабля около 30 тысяч евро.
* * *
Неожиданные находки монет были сделаны на тихоокеанском острове Ваникоро. В столице Новой Каледонии – Нумеа, в Музее морской истории, хранится необычная для этой части света коллекция: российские монеты XVIII века. В основном это – серебряные рубли и золотые империалы времени чекана от Петра I до Екатерины II. Монеты не являются редкими, но уникальность этой коллекции придает место обнаружения. Монеты Российской империи были найдены в Меланезии, близ тихоокеанского острова, входящего в группу Соломоновых островов. Примечательно, что именно здесь в XVIII веке потерпела крушение и погибла французская королевская экспедиция, возглавляемая капитаном Жаном Франсуа Гало де Лаперузом. В последние десятилетия французские и австралийские археологи нашли на месте гибели судов помимо других предметов около трехсот монет, собранных моряками Лаперуза в самых различных частях света. Сведения об этих находках хранятся в Музее морской истории в Нумеа.
Известно, что один из участников экспедиции Лаперуза, Бартелеми де Лессепс, служил консулом в Санкт-Петербурге, но, по всей видимости, обнаруженные в Тихом океане монеты Российской империи были вывезены экспедицией Лаперуза из Петропавловска – в то время крошечного острога, находящегося на Камчатке. Экспедиция Лаперуза прибыла на Камчатку 25 августа 1787 года. Как писал Лаперуз, «едва ли и в лучшие героические времена, до осады Трои, было такое гостеприимство, какое изъявляли нам на Камчатке». Также, по его словам, гостеприимные жители «каждый день дарили нас какими‑нибудь камчатскими произведениями». По всей видимости, вместе с подарками на французский корабль попали и монеты Российской империи.
С момента исчезновения экспедиции Лаперуза в 1788 году, на протяжении четырех последующих десятилетий о ней не было никаких известий. Все поиски следов флотилии были безрезультатными. Лишь в 1827 году капитан Диллон, который вел меновую торговлю с аборигенами на Соломоновых островах, заметил у меланезийцев предметы явно европейского происхождения, которые, по словам аборигенов, были выменены у соседей на острове Ваникоро. На острове Ваникоро Диллон выяснил, что здесь потерпели крушение два больших корабля c белыми людьми на борту. Позднейшие исследования показали, что это следы флотилии Лаперуза. Флотилию погубил сильнейший тропический циклон. В ходе поисков Диллон поднял со дна топоры, ядра, подсвечники, кусочек глобуса с полустершейся сеткой широт, отдельные детали астрономических приборов, эфесы шпаг с выгравированными на них лилиями, корабельный колокол, маленькую бронзовую пушку и даже кусок деревянной скульптуры с гербом Франции.
В течение XIX столетия Ваникоро посещали в основном французские военные корабли, которые время от времени доставляли в Париж все новые находки. Как правило, это были крупные предметы.
Первый российский предмет, обнаруженный на месте гибели кораблей Лаперуза, был поднят в 1959 году. Французский вулканолог среди прочих находок обнаружил серебряный петровский рубль 1724 года. Именно эта петровская реликвия стала одним из определяющих свидетельств в идентификации разбившегося корабля. Эта монета и другие находки того времени поступили в Музей Лаперуза, который находится в родовом замке мореплавателя, в городе Альби во Франции.
В 1963 году новозеландский аквалангист Рис Дискомб обнаружил останки второго судна – флагманского корабля Лаперуза «Буссоль». Оно было обнаружено примерно в километре от «Астролябии» на глубине 36 метров. На этом корабле помимо многочисленных предметов были золотые империалы эпохи Екатерины II.
Систематические исследования на месте гибели кораблей начались в 1981 году Ассоциацией Соломоновых островов, созданной специально для изучения экспедиции Лаперуза. Французские и австралийские археологи подняли на поверхность более тысячи предметов, относящихся к погибшим кораблям.
По информации Жана Гийю, члена Ассоциации Соломоновых островов, к настоящему времени со дна поднято всего около трехсот монет, которые в момент катастрофы были на борту кораблей. Среди них французские луидоры; испанские, или «колониальные», доллары мексиканской чеканки, имевшие хождение в колониях в Америке; испанские мараведи, несколько бразильских и китайских монет.
По данным Жана Гийю, близ Ваникоро было найдено семьдесят российских монет. В отношении находок российских монет вызывает интерес, что среди них были и такие старые экземпляры, как петровские рубли. По всей видимости, монеты Петра I и его ближайших преемников находились в денежном обращении на Камчатке вплоть до конца правления Екатерины II. Среди петровских монет были четыре серебряные монеты 1725 года: три рубля московской чеканки и одна полтина, выпущенная в Санкт-Петербурге.
На месте гибели фрегатов были найдены два серебряных рубля правления Екатерины I, московской чеканки 1725 и 1726 годов. Ко времени правления Петра II относятся четыре рубля 1728 года, чеканки 1727 и 1728 годов, обнаруженные на месте останков обоих кораблей. На «Буссоли» было найдено большое количество монет, относящихся ко времени правления Анны Иоанновны: это – 16 серебряных рублей, чеканки 1730, 1732, 1734, 1735, 1736 и 1737 годов.
Почти половина экземпляров относится к правлению Елизаветы Петровны (30 монет). Интересно, что помимо серебряных монет была найдена и медная – 5 копеек предположительно 1761 года. Серебряные монеты – рубли и одна полтина 1745 года. Последняя – единственный российский экземпляр, который был найден не на месте гибели судов, а на самом острове. Эта находка была сделана в 1999 году, когда в устье реки Пайю был обнаружен так называемый «Лагерь Французов»; здесь предположительно жили матросы из команды Лаперуза, спасшиеся после кораблекрушения. Из «Лагеря Французов» происходят также несколько других монет, вероятно, находившихся в карманах моряков в момент гибели фрегатов. Полтина 1745 года интересна также тем, что это редкий образец перечеканки из полтины Иоанна Антоновича.
15 монет относятся ко времени правления императрицы Екатерины II. Это наиболее поздние по времени чеканки российские монеты, найденные близ Ваникоро. Среди них – пять серебряных рублей 1760‑х годов и десять золотых империалов (монет достоинством в 10 рублей) чеканки 1760–1780‑х годов.
Любопытно, что все пятнадцать экземпляров подняты с места гибели одного корабля – «Буссоли».
В 2008 году в Национальном Морском музее в Париже открылась первая крупная выставка, посвященная пропавшей экспедиции Людовика XVI, итог работы «Ассоциации» за последние четверть века.
* * *
Интересно, что в бассейне Тихого океана монеты встречались не только при исследованиях затонувших кораблей или на суше, но даже в брюхе акул. Так, например, у берегов Новой Гвинеи в 1968 году была найдена акула, в брюхе которой оказались золотые монеты Георга III, датированные 1790 годом. Как они оказались в желудке акулы, остается загадкой. В одном из смелых предположений указывается, что возраст найденной акулы составлял 180 лет, что и объясняет драгоценную находку. Подобный случай не является уникальным. В 1821 году у одной из пойманных акул в желудке обнаружили целую коллекцию монет. Как позже выяснилось, один местный рыбак вместо блесны использовал медные монеты и замечал, что его наживка часто была просто откусана.
Скорее всего, именно эта акула и была тому виновницей. В 2012 году в сети попалась гигантская акула-молот, в желудке у которой было обнаружено большое количество английских золотых монет, украшений и предметов быта.
* * *
Рассматривая тему нумизматики и истории освоения Тихого океана, нельзя не отметить, что в октябре 2013 года Королевским монетным двором Испании были выпущены коллекционные монеты, посвященные 500‑летней годовщине открытия европейцами Тихого океана.
На каждой из монет изображен конкистадор Васко Нуньесу де Бальбоа и связанные с его жизнью сюжеты. На реверсе одной из монет также показана часть карты Ортелия «Описание Тихого океана».
Рубрика : гурт / история