Михаил Шмаков: «Монетный рынок – лакмусовая бумажка состояния экономики»
– Все чаще звучит мысль о том, что рано или поздно твердая денежная валюта сменится безналичными платежами. Монетный рынок чувствует эти перемены?
– На сегодняшний день монета все больше приобретает статус коллекционного, подарочного изделия, но и первостепенную функцию – наличный расчет – она пока не потеряла. Будем реалистами: с одной стороны, наличность в денежном обращении будет востребована в обществе еще достаточно долго.
Просто еще не существует необходимой инфраструктуры для полного перехода на безналичный расчет в любой ситуации. С другой стороны, если говорить о монетах, они постепенно будут все больше восприниматься как своеобразное произведение искусства, предмет коллекционирования, подарок. Выход из сложившейся ситуации – дальнейшая популяризация сувенирной монетной продукции и развитие рынка инвестиционных монет из драгоценных металлов.
Сейчас появляются интересные подходы к разработке монет, которые переводят их в статус сувенирной продукции. Началось это фактически с появления тампопечати. Применяя ассимиляцию металла с тампопечатью, нам с коллегами удавалось создавать очень интересные проекты, например подарочный набор «Сказки Пушкина» 2009 года. Решение отчеканить монеты с имитацией лубочного исполнения на черном фоне было рискованным: черная эмаль всегда выделяла даже незначительные дефекты чеканки. Но у нас получилось все сделать грамотно, и изделия пользовались высоким спросом.
Со временем стала более интересной и яркой упаковка монет. Порой она выглядит даже лучше, чем само изделие. Выйдя на новый уровень исполнения, монета стала символом определенного события, праздника, приобретая эмоциональную ценность для обладателя. Если это монета с небольшим тиражом, то со временем она будет обладать еще и нумизматической ценностью.
– Как вы оцениваете ситуацию на мировом монетном рынке?
– Конечно же, на сегодня под воздействием COVID-19 ситуация на мировом монетном рынке не является стабильной, и сбыт памятных монет резко сократился, чего нельзя сказать об инвестиционных золотых монетах, которые продолжают сохранять определенную динамику. Но еще до начала коронавирусной пандемии во всем мире начали сокращаться объемы тиражей. Если раньше, 7–10 лет назад, тиражи памятных монет 5–10–15 тысяч были нормой, то уже 3–4 года назад тираж 2 тысячи – это максимум. Снизились и продажи монет. Возможно, покупатели насытились, возможно, нет денежных средств, поскольку памятные монеты – это изделия не первой необходимости. Показателен пример с инвестиционным золотом: продавцам многих стран пришлось сократить весовой объем изделия. Если раньше пользовались спросом полуунцовые и четвертьунцовые монеты, то сейчас много однограммовых и полуграммовых монет.
Это сделано для того, чтобы дать возможность определенному слою населения их покупать. О чем это говорит? Всегда когда инвестиционное золото начинает падать в весовых объемах и планируется выпускать большими тиражами, значит, в стране-производителе сложная экономическая ситуация. Монетный рынок – это лакмусовая бумажка экономической составляющей любой страны мира. Одного взгляда на статистику инвестиционных и памятных монет достаточно, чтобы определить, какое реальное состояние экономики в том или ином государстве. Показатели многих стран еще до наступления пандемии были далеки от идеальных.
– Какие монеты с технологической точки зрения сейчас популярны?
– Сейчас наиболее популярным направлением считаю оксидированные монеты. Это не новая технология. Наравне с монетами качества «пруф» они существовали на рынке много лет – просто встречались редко.
Изначально монеты качества «пруф» были лидерами на рынке и представляли высокий интерес. Именно с этими монетами шли активные эксперименты по внедрению новых технологий, дизайна и форм подачи: вклеивались камни, осуществлялась 3D-печать разной сложности, делались вставки из дерева и пластика. Изделия выглядели необычно, поэтому их активно покупали. Но каждая технология, форма, дизайн недолговечны. И к тому же монеты качества «пруф» через некоторое время начинают патинироваться, а значит – терять внешнюю привлекательность. По этой причине интерес к таким монетам стал снижаться. Ряд компаний освоил технологию специального покрытия, позволяющего надолго защитить продукцию от патинирования. Но проще использовать другую технологию, чем придумывать способы защиты, которые ведут к удорожанию монет. В свою очередь оксидированные монеты в значительно меньшей степени подвергаются воздействию внешней среды, и их можно спокойно брать в руки без защитных капсул, чего нельзя делать с монетами качества «пруф».
Изначально оксидированные монеты не обладали высоким рельефом, но сейчас, когда многие компании перешли на чеканку двухунцовых монет, то есть большего веса, это дало возможность производить сложный рельеф. Ведь теперь это объемная и интересная скульптура. Добавление элементов принтинга или тампопечати, камней и декоративных элементов делает композицию изделия очень привлекательной.
– Монеты какой тематики пользуются сегодня наибольшим спросом?
– Европейцы готовы платить от 150 до 200 € за изящную оксидированную монетку с Афродитой, Спартаком, Венерой и
другими античными героями.
Пон
имая тенденцию, производителю легче и выгоднее реализовать небольшие тиражи более дорогих, технически сложных изделий, чем тысячи обычных унцовых монет среднего ценового диапазона. Но через некоторое время рынок насытится оксидированными монетами и, возможно, опять будет популярен «пруф», но уже защищенный, или появится что‑то новое. И это снова будет пик, это снова будут интересные дизайнерские решения и необычные способы подачи изделия. При всем этом классика – круглая монета – будет жить. Все причудливые формы – монеты в виде черепа, сердца, шара, ромба и прочее – рано или поздно сменятся еще более сложными и причудливыми фигурами, а классика так и останется основой любого монетного производства.
– На какие технологические решения ориентируется АО «Гознак», чтобы оставаться достойным конкурентом ведущих монетных дворов?
– Все монетные дворы мира пристально следят за достижениями конкурентов, стараются у себя внедрять интересные технологии и решения, которые позволят заинтересовать максимально широкую аудиторию. На сегодняшний день АО «Гознак» – одно из самых передовых предприятий, которое владеет самым лучшим и современным оборудованием и активно занимается разработкой новых технологий. Есть четкая взаимосвязь ценовых уровней рынка покупки и продажи монет. Эти уровни должны максимально соответствовать друг другу, и тогда процент потребления становится максимально высоким.
Наши с
пециалисты готовы внедрять более сложные технологически и более дорогие изделия, но российский потребитель пока не готов к значительным изменениям ценовой политики в сторону повышения.
Специалисты АО «Гознак» продолжают осваивать новые технологии. Так, сейчас мы освоили технологию принтинга по высокому рельефу, что дает возможность избежать бликования. Полагаю, вскоре это начнет активно внедряться в новые изделия. Кроме того, у нас прекрасные достижения в лазерной гравировке, чего практически не вижу на иностранных монетах.
Безусловно, настанет день, когда отечественный потребитель будет готов платить более высокую цену за технологически сложный товар. Ну, а пока есть время заняться исследованиями запросов потребителя и формированием новых направлений развития на будущее.
В завершение хотелось бы добавить, что интерес к российской монете высокий и за рубежом. Наших монет там не хватает. Здесь речь идет не только о технологиях, но и о дизайнерских решениях. Кто, например, лучше нас может прочувствовать тему Победы Красной Армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне? Наша продукция всегда была и будет уникальной, потому что в каждое изделие мы вкладываем глубокий смысл, технологически обдуманно его реализовываем, а значит, у АО «Гознак» всегда будет свой неповторимый путь.
Рубрика : аверс / от первого лица