Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

"ОГРОМНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" ГРАФА ТОЛСТОГО

Из офицеров — в художники

13 сентября 1810 года Федор Петрович Толстой начал работать на Санкт-Петербургском монетном дворе. Ему было 27 лет. К этому времени он уже блестяще закончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге и был произведен в мичманы. Однако полного удовлетворения от учебы Федор не получил: «Я чувствовал, — писал он, — что мне многого недоставало. Корпусное учение могло только доставлять просто порядочного флотского офицера, а не образованного человека, а мне хотелось быть образованным, и поэтому я употребил все средства, чтобы ознакомиться с людьми, отличающимися по наукам, и посещать лекции».

В доме Алексея Николаевича Оленина, где он стал часто бывать, он знакомится с И.А.Крыловым, Ф.Н.Глинкой, В.А.Жуковским, Н.М.Карамзиным и другими.

Любовь к искусству привела Толстого в Академию художеств, где с 1802 года он становится вольноприходящим учеником. Здесь же за работой молодого морского офицера увидел скульптор, профессор Академии И.П.Прокофьев. Поняв, что перед ним талантливый ученик, профессор, не стесняясь, задал вопрос: «Скажите, как вы хотите учиться? Основательно, как художник, или как все ваши братья-дворянчики, только для забавы?» Толстой ответил, что ничего бы так не желал для себя, как стать настоящим художником.

В 1804 году Толстой подал в отставку. Этот шаг был воспринят многими как вызов дворянскому обществу. Аристократ, представитель старинного графского рода, собирался добиваться чинов и наград собственным трудом, да еще каким —«работать маляром». Материально помогать Федору отказались даже родные. Началась жизнь, полная лишений и трудностей, без средств, без службы. Он жил в подвале со своей няней Ефремовной, искренним и преданным другом. Няня продавала на базаре вырезанные из воска модели для гребней и брошей, морально, а подчас и материально помогала Федору.

Учитывая бедственное положение талантливого аристократа студента, президент Академии художеств А.С.Строганов помог Толстому устроиться на службу. С 1806 года началась работа в Эрмитаже, но учеба продолжалась. Работы Толстого стали появляться на художественных выставках, их заметили в обществе.

Служба на Санкт-Петербургском монетном дворе после окончания Академии художеств значительно облегчила жизнь Федору Петровичу. У него наконец-то появился постоянный заработок. Известно, что в 1812 году его жалованье в год равнялось 1500 рублям.

С первых же дней работы Толстой решил постичь основы практического изготовления медалей. Он считал, что медальер должен всю работу по созданию медалей, начиная от первоначального рисунка и до выбивания готовой формы в металле, делать сам, без посторонней помощи. Для этой цели он освоил такие чисто технические операции, как ковка, закалка, исполнение штемпелей и другое.

Главным медальером Монетного двора в это время был Леберехт Карл Александрович. Составляя список начальнику Монетного департамента особо отличившихся медальеров, Леберехт писал: «Долг мой есть представить Вашему Превосх. также неутомимые труды Флота Лейтенанта Графа Толстого. Занятия его в медальерном художестве, к которому он определен, и в Монетный Департамент, не позволили занимать его деланием штемпелей для монеты, но из усердия к службе он сам занимается наравне с прочими сею работою и делает там большое и ощутительное пособие. Искусство его в 1809 году рассматривала Академия художеств и удостоила его по оному быть ее Почетным Членом; но как труды по нашей части и план к чему я его приуготовляю известны В.Пр., то неугодно ли будет также исходатайствовать ему в награду чин Коллежского Ассесора или Обер Гиттенфервальтера 8-го класса». Кстати, позднее Толстой выполнит барельеф с изображением главного медальера Монетного двора К.А.Леберехта.



Возрождение медальерного искусства

Федор Толстой не только изучил основы практического изготовления медалей, но и поставил себе целью изменить положение в медальерном искусстве в России. До его прихода на Монетный двор изготовление медалей пришло в полный упадок. «При поступлении моем в Монетный Департамент, — пишет он, — резьба штемпелей для отбивки медалей из металлов производилась таким же способом, как и сотни лет перед этим, медальерами без малейшего художественного образования, по рисункам, по большей части весьма плохо сочиненным и нарисованным». Медальеры выполняли работу, не имея понятия об изящных искусствах, не зная даже правильности форм — ни человека, ни животных, еще менее знакомы с архитектурой и перспективой.

«Все эти медали в стиле времен Людовика XIV были наполнены бестолковыми аллегориями, представлявшими мифологических богов в тех карикатурных, фантастических костюмах, в какие их наряжали в то время в театрах, зверей и птиц, породы которых невозможно было определить…» Далее Толстой писал: «Это смешное и жалкое положение медальерного искусства у нас на Монетном дворе, стоявшее вне всяких правил, требуемых новейшей степенью художественного образования, нужно было изменить».

Хорошо известно, что медальер, в отличие от художника-живописца, крайне ограничен в своих возможностях передачи видимого мира, так как имеет в своем распоряжении чаще всего небольшую круглую медаль, площадь которой невелика, и все изображение должно быть помещено только на ее плоскости. Сила эмоционального и художественного воздействия медали зависит от того, насколько медальеру удается, используя различную высоту рельефа и композиционные средства, сделать изображение впечатляющим и ясным, четким и логичным.

Федор Петрович стал вносить свои изменения в медальерное дело. «Я полагал, — пишет он, — что всякой медали должно было предшествовать сочинение и вылепка модели из воска так, чтобы всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к надписи, на какой случай она выбита… Рисунок медали должен быть исполнен изящно и строго, сообразно с натурою и вполне ясно изображать то действие, в память которого чеканится медаль».

Медальерное искусство, как и всякое другое, по мнению Толстого, должно базироваться на теории, обобщающей многолетний опыт развития этого вида искусств.

Заслуга создания законченного и целостного учения о том, «чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастером», всецело принадлежит Ф.П.Толстому. Ему удалось не только сформулировать основные требования, предъявляемые к медальерному искусству, но и своим творчеством указать путь к их осуществлению. Так был определен новый этап в развитии медальерного искусства.



«Передать потомкам оттенки чувств»

Отечественная война 1812 года всколыхнула патриотические чувства художника и вдохновила его на создание крупной и серьезной работы. Накопив опыт в работе над отдельными медалями и постигнув секреты их производства, Толстой почувствовал в себе силы для изготовления серии медальонов (медальон — это изобразительная или орнаментальная композиция в овальном или круглом обрамлении, в отличие от медали имеет одностороннее изображение. — Прим. автора).

«Я русский и горжусь сим именем, — писал Федор, — желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее, в восторге души, я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника: я дерзнул представить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813 и 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет: они упредят все повествования, все напоминания о них — я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя Русского».

Свою работу над медальонами Федор Толстой начал не по заказу или предложению высокопоставленных лиц, а исключительно из патриотических побуждений.

Первый медальон из серии появился в 1814 году. Вот так сам автор писал об этой работе: «Когда пришло к нам известие о совершенном разбитии всей собранной Наполеоном армии под Лейпцигом и о бегстве его с этого крепкого пункта, я убедился, что пришел уже конец величию Наполеонова владычества над Европой и тотчас начал лепить портрет нашего императора в военном древнеславянском костюме, с копьем в правой руке, а в левой со щитом, по борту которого вылепил конное и пешее сражение, в середине — русский герб. Я изобразил государя в виде славянского божества Родомысла, которому приписывали качества Минервы и Марса. Вылепив из воска этот портрет, я вырезал с него форму в крепком составе меди, чтобы отливать алебастровые слепки и пускать в публику».

Интересный факт: стал пускать «в публику» эту работу не только автор, но и один немецкий чугунозаводчик, заработавший на этом очень даже неплохие деньги. Его не смутило и то, что под портретом императора стояла надпись мелкими буквами, обозначающая автора — Ф.Толстого. Он даже вручил один «свой» экземпляр Александру I. Русский император, не подозревая о мошенничестве, отблагодарил немца, подарив ему бриллиантовый перстень и 5000 рублей. Подлинный же автор за свою работу от императора, но только раньше, тоже получил бриллиантовый перстень, однако денежная награда его составила только 1500 рублей ассигнациями!

Первый свой медальон Толстой преподнес в дар Академии наук. В этом же году художник создал еще 19 рисунков медальонов на темы Отечественной войны, снабдил их описаниями изображенных событий и вручил в 1816 году президенту Российской Академии А.И.Шишкову для передачи императору и для рассмотрения в Совете Академии.

Для работы Толстому крайне необходима была денежная помощь, без которой он не мог дальше работать. «Это огромное предприятие, — писал он, — кроме моего личного тяжелого и продолжительного труда по лепке всех рисунков из воска и резьбы с них форм, требовало таких издержек, на которые у меня, жившего одним жалованьем, не было средств. Я думал, как мне больно будет, если не получу от правительства пособие, о котором буду просить, — тогда я вынужден буду отказаться от исполнения столь сильно интересующего меня художественного предприятия».

Была создана специальная комиссия, которая должна была решить, «верно ли определен весь ход сражений» с начала и до конца войны. Необходимо отметить, что при работе над рисунками Толстому пришлось основательно изучить исторический материал, документы, свидетельства участников войны, он даже неоднократно встречался с Кутузовым. Каждая композиция рождалась в результате долгих творческих поисков, ценой настойчивого и упорного труда. Комиссия высоко оценила труд художника, и было решено выделить ему для работы 20 000 рублей.

За двадцать с лишним лет Толстой создал 21 медальон. Среди них были: «Народное ополчение», «Бородинская битва», «Освобождение Москвы», «Бой при Малом Ярославце» и другие. Художник с большим мастерством заполнил медальоны фигурами, прекрасно передавая движение. Характерно, что память знаменательных побед Толстой увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображавшими русское войско, ополчение. Исключение составляет только первый медальон с Александром I. Медальоны Толстого совершенны по технике исполнения, им присущи выразительность лепки, ясность и пластичность линий, гармонически строгая, классическая композиция.

Прекрасную характеристику работе Федора Толстого дал князь Меттерних, как куратор Венской академии художеств, в письме к министру русского император­ского двора: «Композиция и исполнение медалей замечательны, и я не знаю страны, которая произвела бы более прекрасное в течение последних столетий…»

В «Художественной газете» Нестор Кукольник писал о том, что англичане, восхищенные работой Толстого, предлагали ему, «не щадя никакой платы», дополнить серию сюжетами, изображавшими события, где принимали участие англичане против Наполеона. Но гордость не позволила Толстому уступить подобное произведение другой нации. По мнению художника, это значило бы продать вместе мысль и чувства, под влиянием которых оно создавалось.

В 1834–1835 годах на Санкт-Петербургском монетном дворе медальерами Лялиным Александром Павловичем и Клепиковым Алексеем Алексеевичем серия была повторена, но уже в виде чеканных медалей меньшего размера. Работа велась под наблюдением графа Ф.П.Толстого. Для лицевых сторон этих медалей решено было взять изображение с первого медальона Федора Толстого, где император Александр I изображался в образе бога древних славян Родомысла. По первоначальному замыслу, общее число медальонов должно было быть 20 штук, но с тем, чтобы число сюжетов осталось прежним (а именно — 20), Толстой сочинил новую, двадцать первую композицию «Мир Европе».

Штемпеля с медалей хранились на Монетном дворе, где с них изготавливались оттиски для продажи. По распоряжению императора оттиски с медалей были посланы за границу знаменитым особам.Появление медальонов Федора Толстого явилось большим событием в художественном мире Европы. Он был избран членом Венской и Прусской Академий художеств. На Всемирной Лондонской выставке художник получил медаль. После окончания работы над медальонами 10 августа 1836 года Толстому было выдано 20 000 рублей.

В настоящее время и медальоны в гипсе и в металле, и медали с сюжетами Федора Толстого на события Отечественной войны 1812 года и кампании 1813–1814 гг.

украшают крупнейшие музеи нашей страны, есть они и в музеях ФГУП «Гознак». Оригиналы, выполненные Толстым в розовом воске, хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Суб header:  События Отечественной войны 1812 года стали сюжетами знаменитой серии медальонов
Рубрика : / ИСТОРИЯ ШЕДЕВРОВ
Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;