ТОРГ ЗДЕСЬ УМЕСТЕН
Узок круг этих коллекционеров
Культовое место московских коллекционеров — Петровский зал отеля «Роял Мариотт Аврора» — жужжал и клубился.
Картина перед пятым аукционом фирмы «Знакъ» была полностью идентична тому, что можно наблюдать перед аукционами других фирм.
Те же люди, тот же кофе перед началом аукциона, те же негромкие разговоры и атмосфера предвкушения.
И даже ведущий аукциона был тот же — Андрей Хаазе, так же отрешенно бродивший между столиками.
Они все друг друга знают, они все бывают в одних и тех же местах, и они не имеют права пропустить ни одного мероприятия, чтобы быть в курсе дел.
Несмотря на то что, за редким исключением, в зале были исключительно дилеры, а не сами коллекционеры, казалось, всем присутствующим видны и лица собственно коллекционеров, для которых стараются дилеры, и слышны их голоса из мобильных.
Начало аукциона задерживалось, но участники не толпились под дверью и не спешили начать — иногда предвкушение праздника даже лучше самого праздника, и им это прекрасно известно.
А может, нам поспать?
Народу перед началом аукциона собралось столько же, сколько обычно. То есть достаточно много.
— Кризис коллекционерам нипочем? - поинтересовались мы.
— Наоборот! — воскликнул присутствовавший на аукционе
Александр Куранчев, генеральный директор Русского аукционного дома. — Во время кризиса люди наиболее активно ищут нетрадиционные способы вложения денег и находят их именно в предметах коллекционирования.
Илья Горянов, директор Аукционного дома «Знакъ»:
— Результатами аукциона мы остались довольны — борьба за предметы была довольно напряженная, топ-лоты уходили со значительным превышением, зачастую в 2–3 раза. Действительно редких предметов становится все меньше, и все участники рынка это понимают. Поэтому если по отдельным позициям цены и будут в будущем скорректированы (например, на монеты среднего ценового сегмента), то раритеты будут расти в цене, несмотря на любые кризисы. Кроме того, нам было очень приятно, что, помимо наших постоянных клиентов, на аукцион пришло много новых участников — это объясняется, во-первых, привлекательностью инвестирования в предметы фалеристики и нумизматики и, во-вторых, гибкой политикой компании по отношению к своим клиентам.
Наконец, двери Петровского зала отворились, и ищущие куда вложить деньги люди устремились занимать места.
Андрей Хаазе начал аукцион с хорошей новости — впервые в России фирма «Знакъ» ввела распространенную за рубежом практику — аукционные вип-карты.
Такая карта позволяет владельцу иметь на каждом аукционе один и тот же номер участника и индивидуальную скидку, размер которой определяется при торжественном вручении карты директором фирмы «Знакъ».
Впрочем, зловещее дыхание мирового финансового кризиса все же ощущалось с самого начала торгов. И именно кризису была посвящена вторая новость — плохая. Купившие что-либо на аукционе участники могут оплатить покупку в течение двух недель. Если же они будут оплачивать покупку позднее, мрачно провозгласил Андрей Хаазе, а в стране за то время произойдет девальвация рубля ЦБ больше чем на 5%, то сумма будет пересчитана по курсу доллара, объявленного Банком России на день оплаты.
На резонный вопрос «из зала» — «А если наоборот?» ведущий ничего не ответил, только подчеркнул, что он не прогнозирует девальвации национальной валюты, а только предупреждает.
Предупреждение сделало атмосферу в зале сгущенной и мрачной — никаких смешков, никаких шуточек. «Стая акул» раскупала каталог на корню, игнорируя некоторые «дешевые» вещи и яростно сражаясь за лоты ценой свыше миллиона.
Но если в старые добрые времена ведущий аукциона брал темп с первого лота и под девизом «Кто не успел, тот опоздал», выдерживал сумасшедшую динамику до последнего лота каталога, то сейчас дело явно застопорилось.
Кризис, и все такое. Дилеры звонили клиентам, а Хаазе неторопливо отмечал: «Не беспокойтесь, я подожду, оно того стоит». Оно действительно того стоило - Звезда Ордена белого орла со стартовой ценой в 3,5 миллиона в ходе этих ожиданий выросла до 6 миллионов.
Но это был пятый лот аукциона! И на очередном хаазевском «ожидании» нумизматы забеспокоились — это ж насколько растянется?!
— Да мы вообще никогда отсюда не уйдем, — оптимистично заметил ведущий и продолжил тихие игры с телефонными дилерами, неторопливо поднимая цену седьмого лота — знака отличия Георгия третьей степени с 200 тысяч рублей до 300 тысяч.
После предложения из зала всем остальным пока поспать, нумизматы смирились с неизбежным. Они стали входить и выходить, листать для сравнения каталоги других аукционов, предусмотрительно прихваченные с собой, шептать по телефону и всячески дожидаться своих лотов.
Специфика заключалась еще и в том, что, например, одни аукционные дома размещают свои лоты только в хронологическом порядке, в каталоге «Знака» предметы распределены еще и по разделам. Так что тем, кто, например, интересовался монетами, можно было совершенно спокойно гулять по гостинице, пережидая награды.
Впрочем, у них это не принято, потому что публика появляется обычно к началу и предпочитает, в большинстве своем, пребывать до конца.
Красивая медалька
После ряда аукционов, прошедших в Москве под раскаты надвигающегося мирового экономического кризиса довольно мрачно, пятый аукцион «Знака» стал первым аукционом, на котором коллекционеры пришли в себя и с прежним, докризисным энтузиазмом приняли участие в торгах.
Наиболее показательными стали торги за медаль «На учреждение московского воспитательного дома». Стартовая цена на первый взгляд ничем не примечательной медали была 250 тысяч рублей.
В ходе торгов невозмутимый Андрей Хаазе изумленно отметил, что да, «красивая медалька». И торгующиеся за лот нумизматы горячо с ним согласились — в ходе торгов цена взлетела космически — красивая медалька была куплена за 1 млн 50 тысяч рублей.
В целом продажи предметов фалеристики оправдали надежды устроителей аукциона, которые предвидели ажиотажно повышенный спрос на них. В течение всего 2008 года рост цен на монеты и медали составил 250%, и эксперты прогнозируют продолжение данной тенденции и в следующем году.
Монеты отличного качества раскупались тоже отлично — их остается все меньше и меньше, и с каждым аукционом шансы приобрести дорогую монету уменьшаются, что повышает цену монет на каждом аукционе.
А вот рост цен на «средние» монеты приостановился, потому что, по мнению пиар-директора фирмы «Знакъ» Ольги Павловой, цены на подобные монеты на российском нумизматическом рынке были завышены и кризис просто все расставляет на свои места.
Впрочем, нивелировал кризис и спрос на главный лот аукциона — знаменитый полуторарублевик 1835 года со стартовой ценой в 8 миллионов рублей. Знаковая для отечественной нумизматики монета, по мнению экспертов, могла вызвать такие страсти, которые способны были бы взвинтить цену до 30 миллионов рублей.
Однако ни прекрасная сохранность, ни сертификаты подлинности Государственного Эрмитажа и Исторического музея не помогли полуторарублевику выйти на ожидаемый рекорд. Как пояснили организаторы аукциона, монета не была отдана покупателям, так как резервная цена, установленная на нее, не была достигнута.
В целом устроители аукциона остались довольны — если российские нумизматы так ведут себя в разгар кризиса, то с ними можно ничего не бояться — на аукционе было продано около 70% всех лотов.
Суб header:
Покупка предметов коллекционирования - один из способов вложить деньги
Рубрика : / АУКЦИОН