Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СДЕЛАТЬ КРАСИВО

Все краски на металле

Выпуск первой российской монеты с цветным изображением, посвященной писателю Николаю Носову, многие называют одним из наиболее ярких событий 2008 года.Однако ее появлению предшествовала большая работа.

«Впервые мы увидели цветные монеты лет 8–10 назад, — рассказывает директор Санкт-Петербургского монетного двора Сергей Орлов, — их выпускали монетные дворы Китая, Австралии и некоторые другие. На тот момент на Санкт-Петербургском монетном дворе уже давно изготавливалась продукция с цветными эмалями — значки,медали, и мы относились к применению красок на монетах скептически. Но потом заинтересовались тампонной печатью. Через несколько лет мы купили оборудование иначали производить собственную продукцию. Сначала печатали краской на значках и жетонах, потом — на медалях. Когда добились достойных результатов, показалинашу работу представителям Банка России. Вначале там к этому предложению отнеслись очень осторожно, но прошло время, и Банк России все-таки решился на выпускмонеты с тампонной печатью».

В самом начале 2009 года Банк России выпустил в обращение еще одну монету с тампонной печатью — она посвящена 50-летию начала исследования Луны космическимиаппаратами.

Кроме того, к Новому году на Санкт-Петербургском монетном дворе изготовили медаль из мельхиора, на зеркальной поверхности которой отпечатан цветной бычок.Также у бычка есть рельефные рожки и копытца. По словам сотрудников СПМД, эта медаль, едва появившись в нумизматическом салоне Монетного двора, быламоментально раскуплена.

Процесс тампонной печати весьма непрост. «Цветная печать, которую мы видим на памятной монете, посвященной Николаю Носову, состоит из пяти цветов, — объясняет процесс главный технолог Санкт-Петербургского монетного двора Людмила Авенирова. — Чтобы добиться хорошего результата, нужно было варьироватьоттенки, наполнять краски, которые после просушки меняют цвет. Еще одна непростая задача — совместить краски, четко сохраняя грани между цветовыми полями. Асамое главное — воспроизвести такое непростое изделие в большом тираже. Полученный результат будет меняться в случае изменения металла. Краска на серебре ита же краска на мельхиоре выглядит совершенно по-разному. Поэтому мы провели над этой монетой немало дней, добиваясь желаемого результата».



Античные формы новогодней медали

Еще одна традиция СПМД — ежегодный выпуск в канун Нового года памятной медали, на которой с одной стороны — символика ФГУП «Гознак», а с другой — изображениеживотного — символа года. По традиции изображения животных копируются с античных изделий, образцы которых хранятся в Государственном Эрмитаже.

В честь 2009 года была выбрана античная инталия с изображением быка (инталия — драгоценный или полудрагоценный камень, а также его стеклянная имитация сцветным углубленным изображением. Главным образом они служили печатями). Медаль имеет рельефное изображение инталии с быком, которая была изготовлена в Греции в VI веке до нашей эры. Причем бык изображен не рельефно, а контррельефно, то есть имеет углубление.

Однако не только в этом заключается особенность медали. На ее оборотной стороне искусно отчеканены линии, создающие эффект гильоширования. Заслуга ввыполнении такой тонкой и точной работы принадлежит художнику Антону Щаблыкину и технологу Дмитрию Королеву. По словам Дмитрия Королева, эскиз был прорисованнастолько четко, что технологи взялись за попытку передать в металле прозрачность решетки линий. «Сначала было совершенно непонятно, как это сделать, — рассказывает Дмитрий Королев. — Но в итоге, варьируя глубину и высоту линий, учитывая особенности процесса обработки в металле, нам удалось передать технику гильоширования».



Две монеты на одном жетоне

На памятных жетонах, которых Санкт-Петербургский монетный двортрадиционно выпускает к своему дню рождения, всегда используются новейшие технологические разработки.

В 2008 году памятный жетон, во-первых, имел необычную форму — квадрат со скругленными углами. А во-вторых — и это главная особенность жетона — круглуюсквозную вставку, изготовленную из двух разных металлов в виде монеты. С одной стороны жетона — «монета» из томпака качества «пруф», которая повторяет аверсзолотой памятной монеты номиналом 25 000 рублей, отчеканенной к 190-летию «Гознака» на СПМД. На другой стороне вставки, выполненной из мельхиора с химическим тонированием под старину, отчеканено изображение первой монеты, выпущенной в 1724 году на Санкт-Петербургском монетном дворе. В результате стилизованная монета символизирует связь между 1724 годом, когда была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе первая монета, и 2008 годом, юбилейным для «Гознака».

По словам начальника конструкторско-технологического отдела СПМД Валерия Козлова, сложность заключалась не только в совмещении в одной сквозной вставке двухразных металлов, но и в том, чтобы во время чеканки совместить относительно друг друга рисунки на инструменте лицевой и оборотной сторон с расположением вставки в заготовке жетона. «Я не видела, чтобы кто-нибудь в мире делал подобное», — говорит главный технолог СПМД Людмила Авенирова.

На самом жетоне, который выполнен из томпака и обработан под медь, с одной стороны изображено здание Монетного двора, логотип СПМД и цифра 284, а с другой — фасад главного здания Бумажной фабрики (бывшей Экспедиции заготовления государственных бумаг), логотип «Гознака» и цифра 190. Также на жетоне изображены: пресс-балансир, с помощью которого в XVIII веке чеканились монеты, весы — неотъемлемый инструмент монетчиков, работающих с драгоценными металлами, и штихель — неотъемлемый инструмент гравера.

Эскиз памятного жетона был разработан главным художником СПМД Сергеем Корниловым.

Суб header:  Санкт-Петербургский монетный двор продемонстрировал новые технологические решения
Рубрика : / ТЕХНОЛОГИИ
Свежий номер
№ 2(67) 2024
№ 2(67) 2024
;