Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОДЕРН

Несмотря на свою относительную молодость, здание Витебского вокзала по праву считается выдающимся памятником архитектуры. К тому же это — самый старый вокзал в России.

Первое здание вокзала — одноэтажное и деревянное — было возведено в 1837 году для первой в России Царскосельской железной дороги, которая связала Санкт-Петербург и Царское Село (движение на этом участке было торжественно открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года). Сам вокзал тогда также назывался Царскосельским.

В 1849–1852 годах на месте деревянного вокзала появилось каменное здание по проекту архитектора К.А.Тона. Оно просуществовало до начала XX века.

Современное здание вокзала было построено в 1904 году в стиле модерн по проекту академика архитектуры С.А.Бржозовского. Это была нетрадиционная для того времени архитектура — с обилием металлических конструкций. Кроме того, здание Витебского вокзала стало одной из первых общественных построек в стиле модерн.

Непривычная для начала XX века планировка здания заключалась в том, что крупные объемы группировались асимметрично, с учетом их функционального назначения. В этой постройке четко прослеживается основной принцип построения зданий модерна — «изнутри — наружу». Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая, в свою очередь, создана исходя из рациональных соображений. Здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, у дебаркадера вокзала — арочное перекрытие (автор — инженер В.С.Герсон).

Железные решетки балконов вокзала украшены коваными рисунками, напоминающими лиру. Оригинальные ажурные козырьки над многочисленными входами вокзала выполнены по индивидуальным проектам.

Внутреннее помещение вокзала — это гигантский вестибюль с парадной лестницей. Высота зала составляет более двадцати метров, зал венчает металлический купол.

При открытии вокзал получил восторженную оценку современников.

Автор эскиза монеты «Витебский вокзал» — художница Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Елена Крамская. На оборотной стороне монеты она изобразила фасад здания Витебского вокзала, над ним — архитектурный элемент с часами. Внизу отчеканены надписи в три строки «ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ», «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ» и «нач. XX в.». По словам Елены Крамской, эта работа была интересна тем, что, с одной стороны, для создания узнаваемого образа не надо было придумывать сложной композиции и дополнительных изображений, а с другой стороны — требовалось очень четко и детально изобразить фасад Витебского вокзала. По окружности монеты художница изобразила железные заклепки — символический знак железной дороги.

Монета (ее диаметр — 39 мм, масса драгметалла в чистоте — 31,1 грамма) отчеканена из серебра 925-й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе — филиале ФГУП «Гознак» тиражом 7500 штук. Качество изготовления — «пруф».

Суб header:  Витебский вокзал пополнил серию
Рубрика : / ПАМЯТНИКИ
Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;