Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
COINS-2008: начало большого пути

COINS-2008: начало большого пути

Зачем они нужны

«А зачем вообще нужны памятные монеты?» — интересовались телевизионщики, приехавшие в гостиницу «Парк Инн Прибалтийская» делать сюжет о конференции и с любопытством рассматривавшие серебряные и золотые монеты, в широком ассортименте представленные на выставочных стендах компаний — участниц COINS.

На следующий день во время рабочих сессий многие докладчики так или иначе пытались сформулировать: зачем.

Памятные монеты (впрочем, некоторые предпочитают их называть коллекционными, однако суть не в используемых терминах) появились еще в античные времена. И в какой то степени выполняли роль «средств массовой информации» — рассказывали о правителях и об их свершениях. На рабочей сессии конференции COINS-2008Памятные монеты, по определению управляющего директора компании Modern Numismatics International Фокко Кноля, с момента своего возникновения использовались «как подарки королям и как реклама королей».

В России памятные монеты появились в первой половине XIX века, и до 1914 года были выпущены 1 золотая и 12 серебряных таких монет. Связаны они были в основном с событиями из жизни монаршей фамилии: например, монета по случаю бракосочетания наследного принца. Или — монета в честь установки Александровской колонны.

Потом в истории отечественных памятных монет был длительный перерыв — до 1965 года, когда была выпущена первая советская памятная монета в честь 20-летия Победы. Следующим этапом в истории отечественных памятных монет стали Олимпийские игры в Москве: именно в олимпийской серии, стартовавшей в 1977 году, впервые в СССР стали использоваться драгоценные металлы для чеканки памятных монет.
Перелом — с точки зрения расширения тематики — наступил в конце восьмидесятых годов: в 1988 году появились памятные монеты, посвященные 1000-летию крещения Руси.

Сегодня в России ежегодно выпускается 40–45 видов памятных монет. По европейским меркам — это слишком много (общая рекомендация — 8–15 тем в год), однако в Банке России (который и выпускает в обращение памятные монеты) убеждены, что «для российского нумизматического рынка это приемлемо».
И все-таки — для чего сегодня в мире выпускают памятные монеты?

Представители группы компаний MDM (Германия) выделяют несколько причин. Во-первых, памятные монеты позволяют отметить значимые события в жизни той или иной страны. Во-вторых, это — возможность участвовать в различных международных программах (например, существуют международные монетные программы, посвященные Олимпийским играм, чемпионатам мира по футболу и так далее). В-третьих, это позволяет насыщать и развивать спрос коллекционеров (если коллекционерам нужны памятные монеты — их надо выпускать). В-четвертых, памятная монета — это своего рода визитная карточка страны. И с ее помощью можно познакомить тысячи людей с культурой этой страны, с ее памятниками, с обычаями ее жителей, с ее животным и растительным миром. Наконец, памятные монеты — это бизнес, а значит — способ получить прибыль.



Спрос или предложение

Собственно монетный рынок в его нынешнем виде начал складываться во второй половине XX века, когда стало расти число памятных монет.У участников COINS-2008 была возможность посетить Санкт-Петербургский монетный двор Своего рода катализатором рынка стали Олимпийские игры: в 1952 году Олимпиада проходила в Хельсинки(Финляндия), и это событие впервые в современной истории было отмечено выпуском специальных памятных монет (во времена Древней Греции также чеканились монеты к Олимпийским играм). Но Олимпиады проходят с четырехлетним циклом, поэтому стали появляться новые темы, новые программы.

На рынке стало больше монет — и рынок изменился. Коллекционеры получили возможность выбирать, какой именно из монет отдать предпочтение. Появился своеобразный потребительский рынок. Хотя специалисты уточняют: монету нельзя считать обычным потребительским продуктом. Это — особенный продукт. С одной стороны, каждая памятная монета, как мы уже говорили, посланник своей страны. С другой — существует категория инвестиционных монет (их еще называют весовыми или «слитковыми»).

«Рынок инвестиционных монет — прозрачный, быстрорастущий рынок. Он управляется в основном спросом, — объясняет Фокко Кноль. — Рынок монет коллекционных — менее прозрачен. Он тоже определяется спросом, но здесь присутствует и диктат предложения».

Кроме того, существует еще один сегмент рынка — монеты как подарки. Одни считают, что этот сегмент — наиболее перспективен (в том числе — на российском рынке), другие — что это лишь дополнение к основному спросу со стороны коллекционеров и инвесторов. Истина, скорее всего, где-нибудь посередине. Тем более что монета, купленная (или полученная) в качестве подарка, может со временем стать основой чьей-то новой коллекции (и таким образом «подарочный» и «коллекционный» спрос могут весьма активно пересекаться). «Подарочные» монеты имеют свои особенности — для них очень важна правильная упаковка (и, кстати, сегодня многие производители — например, Новозеландский монетный двор, — упаковке придают особое значение). При этом, считает Фокко Кноль, для «подарочных» монет важна также хорошая система сбыта — например, через магазины подарков.



Монеты разные нужны

Сегодня на рынке представлены самые разнообразные памятные монеты. Разного веса — от 0,5 грамма (самые маленькие золотые монеты) до нескольких килограммов. Разной формы — традиционно круглые (их, безусловно, большинство), в виде многоугольников, квадратов, прямоугольников, треугольников, а также «фигурные» (в форме сердца, рыбок и так далее). Монеты-пазлы. Монеты из золота, серебра, платины, а также из ниобия, тантала и титана. Монеты со вставками из драгоценных и не очень драгоценных камней. Монеты с голограммами. Цветные монеты. Ну и так далее — перечень можно продолжить.

Но сказать, что монетный мир разделился на два четких лагеря — сторонников строгой монетной классики и приверженцев нестандартного подхода к медальерному искусству, — было бы, наверное, неправильным. Деление, безусловно, есть, но — не категоричное. Монетные дворы, выпускающие классические памятные монеты, в поиске новых эффектов идут на эксперименты с металлами и начинают использовать цветные изображения. Пожалуй, тут главный вопрос, что первично: необычная форма ради самой формы, ради желания быть оригинальным и постоянно удивлять — или же все новинки призваны лишь помогать создателям монеты лучше раскрыть тему, являться частью художественного замысла.

Российские памятные монеты — это, пожалуй, пример наиболее жесткого следования классическим канонам. Только круглые, только из традиционных металлов (серебро, золото, сплавы цветных металлов). Единый аверс — с эмблемой Банка России, тематика раскрывается лишь на реверсе.Эскиз первой российской памятной монеты с цветными фрагментами (посвящена 100-летию со дня рождения детского писателя Н.Н.Носова)

Впрочем, что касается изображений на аверсе и реверсе, были в недавней истории российских монет примеры другого подхода, когда для раскрытия темы использовались обе стороны монеты (некоторые монеты серий «Русский балет», «50-летие Победы в Великой Отечественной войне» и «55 я годовщина Победы в Великой Отечественной войне»).

А в нынешнем, 2008 году в историю российских памятных монет будет вписано сразу две новые страницы. Во-первых, впервые будет выпущена 3-килограммовая монета из золота (в честь 190-летия «Гознака»). А во-вторых, Банк России выпускает первую в своей истории монету с цветным изображением. Дизайн этой монеты, посвященной 100-летию со дня рождения детского писателя Н. Н. Носова, был впервые обнародован во время конференции COINS-2008.



Особенности национального рынка

Российский рынок памятных монет серьезно отличается от рынков многих европейских стран. Главное его отличие — в принципиальном подходе к выпуску памятных монет. Для Банка России выпуск памятных монет является не коммерческим мероприятием, а «способом популяризации истории страны, ее культурных ценностей, научно-технических достижений». Памятные монеты чеканятся по заказу Банка России на монетных дворах «Гознака» — Санкт-Петербургском и Московском. Тираж поступает заказчику, а дальше распространителями памятных монет являются кредитные организации Российской Федерации (сейчас это — более 100 коммерческих банков). При этом основная часть тиражей распространяется учреждениями Сбербанка России.

Российские монетные дворы к реализации памятных монет отношения не имеют — в отличие, скажем, от монетных дворов многих других стран — например, Польши, Австрии, Финляндии. В этих случаях монетные дворы изучают рынок, покупательские предпочтения — и учитывают это при создании монет. То есть на этих рынках не только предложение влияет на спрос, но и спрос влияет на предложение.

Еще один «канал сбыта» памятных монет, весьма популярный в Европе, но отсутствующий пока в России, — через компании-дилеры, через почтовую рассылку. В последнее время в Европе все популярнее становится продажа монет по телевизору.

По оценке специалистов группы компаний MDM, в России — очень быстро растущий рынок. Однако российскому рынку необходима развитая и надежная инфраструктура продажи монет, которой бы доверяли коллекционеры. А еще нужно формировать цивилизованный вторичный рынок памятных монет.

«Сейчас в России, на наш взгляд, большинство клиентов покупают монеты в качестве инвестиций. Но надо выстраивать концепцию на среднесрочную перспективу, рассчитанную на коллекционеров. Во многих странах есть хорошо развитые локальные рынки, и эти успешные программы можно приспосабливать к своим потребностям, — считают в группе компаний MDM. — Не стоит полагаться только на банки. Нужна разная техника продаж. Нужны PR кампании в СМИ. И, конечно, нужны консультации профессионалов».



Золото — это просто

По мнению многих специалистов, сейчас сложилась очень благоприятная ситуация для развития монетного рынка. Кризис фондового рынка повысил интерес частных инвесторов к драгоценным металлам, и прежде всего — к вложениям в золото. «Золото — хорошая альтернатива инвестициям в ценные бумаги, — считает Меэлис Атонен представитель компании Tavex Gold (Финляндия). — По нашим прогнозам, нынешняя ситуация — надолго. И эта ситуация открывает большие возможности для продажи золотых монет и золотых слитков как предмета инвестиций. И эти возможности надо активно рекламировать».

Познакомившись с российским рынком, в компании Tavex констатировали: золота в России продается много, но все это золото — ювелирные изделия. А инвестировать в золото, покупая ювелирные изделия, — большая ошибка. Инвестировать надо, убеждены в компании Tavex, в золотые монеты и золотые слитки.

В Финляндии, Швеции, Латвии, Эстонии, где рынок инвестиционного золота существует относительно недавно, сегодня золотыми монетами торгуют специальные отделы в больших супермаркетах: «Люди видят: купить золото — это очень просто».

«Каждый человек должен иметь в своем инвестиционном портфеле 10–25 процентов золота — в виде слитков или монет, — уверяет Меэлис Атонен. — У золота есть неоспоримое преимущество перед акциями: оно анонимное. Никто не будет знать, что вы вложили деньги в золото. А если вы купили акции, вы со временем можете попасть в какие-нибудь списки богатых людей».



Продолжение следует

Вряд ли в российских супермаркетах уже завтра появятся отделы по продаже золотых монет, а коллекционеры смогут заказывать понравившиеся памятные монеты по почте. Активному развитию этого рынка сегодня мешает в том числе и существующее законодательство, в том числе — налоговое и таможенное.

Однако в любом деле важно — начать. Обозначить проблемы и определить, как эти проблемы можно решать. Благодаря конференции COINS-2008 все заинтересованные стороны смогли убедиться: интерес к российскому монетному рынку — есть. Перспективы у российского рынка — большие. И этот рынок не может не развиваться.

Тем более что за первой конференцией COINS обязательно последует вторая, третья — и так далее.

Суб footer:  Наша справка <br> <br>Первая Европейская конференция COINS-2008 проходила 25–26 июня в Санкт-Петербурге (гостиница «Парк Инн Прибалтийская»). В работе конференции участвовали 147 делегатов из 24 стран. Это представители национальных банков, монетных дворов, коммерческих банков, компаний-дистрибьюторов, компаний — производителей оборудования. <br> <br>Среди участников COINS-2008: Банк России, Банк ВТБ, Евразийский банк развития, Сбербанк России, Национальный банк Украины, Национальный банк Белоруссии, Центральный банк Армении, Национальный банк Киргизии, Национальный банк Казахстана, Санкт-Петербургский и Московский монетные дворы — филиалы ФГУП «Гознак», Монетный двор Финляндии, Монетный двор Казахстана, Монетный двор Австрии, Монетный двор Польши, Королевский Испанский монетный двор, Королевский Голландский монетный двор, Новозеландский монетный двор, компания Coin Invest Trust и т.д. <br> <br>Организатор конференции — компания «Уотер Марк» (издатель журналов «Водяной знак» и «Золотой червонец»). <br> <br>Соорганизатор конференции — Евразийский банк развития. <br> <br>Золотой спонсор конференции — Банк ВТБ. <br> <br>Информационные партнеры конференции — Аналитический банков­ский журнал, журнал «Банковское обозрение», ИПК «ИнтерКрим-пресс» и «Национальный банковский журнал». <br> <br>В рамках конференции работала выставка, на которой свою продукцию представили, в частности, Санкт-Петербургский и Московский монетные дворы «Гознака» (Россия), компания Coin Invest Trust (Лихтенштейн), компания Tavex Gold (Финляндия), компания PAMP (Швейцария), Universal Mint (Гонконг), компания Rosler (Германия), компания EMK (Германия). <br> <br>Одним из событий конференции COINS-2008 стало награждение победителей Второго Международного конкурса памятных монет «Монетное созвездие-2008».
Суб header:  Впервые в России проведена конференция, посвященная рынку памятных монет
Рубрика : Монеты / место встречи
Свежий номер
№ 3(68) 2024
№ 3(68) 2024