Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Оставьте свою медаль в истории
Оставьте свою медаль в истории
Оставьте свою медаль в истории
Я согласен на медаль

- Виктор Михайлович, где и как учат «на главных художников монетных дворов»?

Первые шаги, думаю, у всех художников одинаковые и у «главных художников» тоже. Я закончил Театральное художественное училище, затем Московское высшее художественно-промышленное училище, «Строгановку», ныне Университет имени Строганова.

Из «Строгановки» вышел художником по обработке металла, дерева и других материалов. Специализация моя была «Металл, медали». Подготовка была направлена как раз на те изделия, которыми сейчас приходится заниматься. Работать приходилось в разных организациях, но медалями занимался всегда, и в Союз художников вступал с медалями, входил в межсекционную медальерную группу.

С Московским монетным двором я сотрудничал с восьмидесятых годов. Это были разовые заказы. Четыре года назад поступило предложение возглавить художественные силы ММД. Я согласился.

- Чем можно объяснить столь крутой поворот в вашей творческой биографии от театрально-декорационного искусства к медальерному?

Театральные художники нередко становятся культовыми фигурами театра Акимов, Китаев, Кочергин, Габриадзе... Медальер работает в тиши мастерской, и его имя редко становится известным в широких кругах, как бы ни были хороши и искусны медали.

С точки зрения мастерства я бы не сказал, что это профессии разные. Я очень тепло отношусь к первой полученной профессии художник сцены. Именно она научила многое делать своими руками. Не только рисовать на бумаге, картоне, холсте, делать какие-то скульптурные решения в пластилине или гипсе, но и владеть богатой палитрой материалов, которые используются в театрально-декорационном искусстве. Навыки, полученные в театральном училище, очень помогли, когда пришлось заниматься металлом. Я люблю этот материал, люблю формы, в которые он воплощается, медали, монеты, знаки. И у меня нет ни сомнений в правильности выбора, сделанного в юности, ни зависти к другим художникам, которые пишут декорации или картины, работают на «более чистое» искусство.

Медали предназначены для награждения, для особо торжественных случаев и событий, и внести свой вклад в праздник для людей что может быть выше для работы художника?



Рождение медали

- Как рождается медаль — от задумки до готового изделия?

- Без предварительных творческих поисков и подготовительной работы не обойтись. Как минимум это работа в библиотеке. Каждая работа рождается как в первый раз, потому что использовать находки предыдущих работ нельзя, какими бы удачными они ни были. Конечно, если материал накапливается, вольно или невольно опыт влияет на новые работы. Но всякий раз это поиск, попытка найти новый пластический или идейный ход.

Заказ может быть в разной форме. От пожелания заказчика, который сам не представляет, что именно он хочет запечатлеть в металле на века, до сложившегося представления или даже эскиза. Однако готовый эскиз не означает, что художник слепо копирует эскиз и штампует медаль. Были случаи, когда заказчики приходили с эскизом, утвержденным своим министром, однако после разговора с художником о том, как это можно сделать, рождались новые предложения. И люди не боялись выходить на свое начальство с новыми предложениями, чтобы пересмотреть утвержденный на самом высоком уровне эскиз. После рождения идеи и сбора материала ведется графическая разработка концепции медали. Рисуются обобщенные варианты будущего изделия — как правило, несколько десятков. Художники называют эту стадию «почеркушками», когда общая идея ясна только самому автору, а эскиз прорисовывается в самых обобщенных формах. Ищется пластическая завязка, «изюминка» медали или монеты. Впрочем, это обычный путь, так же работают и художники-станковисты.

Наиболее удачная идея разрабатывается дальше — прорисовывается детально. От графического решения художник переходит к пластике — моделирует изделие в объеме.

Сначала — в мягком пластическом материале, пластилине, или воске, или глине. Мягкий материал переводится в гипс, и проработка изделия ведется в гипсе.

Гипсовая модель сдается художником для производства.На протяжении всей творческой работы над медалью или монетой художник консультируется с заказчиками и специалистами или людьми, которые имели непосредственное отношение к человеку или событию, запечатлеваемым на медали.Я часто обращаюсь в музеи, чтобы проконсультироваться со специалистами в той области, которая имеет отношение к медали.



Медали и мистика

— Приходится ли скульптору «вживаться» в образ того, кого он изображает, как вживаются в образ актеры?

— Даже для того, чтобы технически, формально передать сходство человека, нужно его понять. Особый вопрос — изображение людей, которые известны миллионам.

Потому что у каждого — свое представление об образе подобного человека. И художник должен создать такой образ, с которым внутренне согласились бы все, кому эта личность представлялась иначе.

Часто приходится делать монеты и медали, посвященные, например, артистам. С подобной проблемой мы столкнулись, когда делали медаль, посвященную Любови Орловой. Для многих Орлова — это героиня фильма «Весна», а для других — Дуняша из «Волги-Волги». Актриса та же, но образы разные. Ведь даже когда мы сами себя рассматриваем на фотографиях, часто можно услышать — «это не я». Поэтому «схватить» главное в личности, уловить характер, понять психологическое состояние и перенести на медаль — трудно, но в этой трудности и есть притягательная сила искусства. Техника у художника должна быть непременно, но уловить и запечатлеть образ сугубо техническими средствами невозможно.

— Существует много легенд, согласно которым люди, которых художник рисует на холсте, умирают спустя короткое время. Нет ли подобных легенд в медальерном искусстве?

— Я слышал такие вещи не раз. Среди художников эта тема практически не затрагивается. Художник должен, если он художник, работать над изображением человека.

Что-то, может быть, и происходило. Но сколько сделано и картин, и медалей — и люди, на них изображенные, живы и здоровы.

Приходилось из ныне живущих и здравствующих изображать на медалях Владимира Путина, Джорджа Буша, Георгия Полтавченко, Константина Райкина, Петра Климука, Владислава Третьяка, Вячеслава Фетисова, Илью Кабакова и многих, многих других. Никаких негативных последствий я не заметил. И сами изображаемые относились к этому очень спокойно, без тревоги и суеверий.

— И еще немного о мистике. Почему большие коллекции монет и медалей излучают некую положительную энергию, умиротворяют, согревают?

— Медаль без концентрации идеи, без сфокусированного представления о предмете не может состояться, иначе она теряет свойства медали. Не каждое изображение механически может быть перенесено на медаль. Не каждое изображение способно медаль «держать». Любая деталь медальерного изображения — это обобщение, символ.

Поэтому то тепло, о котором вы спрашиваете, — это результат концентрации художественности. Несмотря на свой маленький размер, медаль в себе очень много вмещает. Она позволяет художнику касаться любых тем. Благодаря ее уникальной универсальной форме художник-медальер может выразить гораздо больше, чем успеет за свою творческую жизнь художник-станковист.



Бронза хороша, и серебро — интересно

— Какие работы стали самыми значимыми для вас как для художника?

— Одна из первых работ — образ Андрея Рублева и серия медалей, посвященных Древней Руси. Остались самые теплые, трепетные ощущения о самой работе над этими образами. Периодически приходилось возвращаться к этим темам. Кроме того, художник не всегда работает только над заказами — возникает много тем, которые «просятся в материал».Иногда приходилось решать творческие задачи, когда тема медали была мало связана с традицией пластического изображения. Например, тема «Реставрация»... Или медаль с названием «Альтернатива».

В каждой работе есть своя изюминка. Найти какую-то поэзию в самой официальной медали, заказанной, например, Государственной думой или Советом Федерации к юбилею — тоже интересно.

— У вас есть любимый материал?

— Для литой медали художник делает модель, сам ее формует, и, если условия позволяют, сам отливает, извлекает. Выпиловка, чеканка, патинирование — отделка медали — все целиком зависит от художника. Литые медали — в основном из бронзы. Это металл очень благородный и мною любимый, интересный, богатый по своим возможностям.

Штампованные, чеканенные медали — то, чем занимаются монетные дворы. Тут используются иные материалы — медьсодержащий томпак, нейзильбер, серебро, золото. В этой категории по своим декоративным пластическим свойствам мне очень нравится серебро. Оно позволяет получить пластичный оттиск, и, самое главное, у него очень богатые возможности завершающей отделки, гамма патинировки. А патинировка позволяет очень широко и разнообразно трактовать и визуально усиливать рельеф. Ведь все наше искусство заключено в очень небольшом объеме рельефа. Высота гравюры монеты или памятной медали очень ограничена. Рельеф должен быть невысоким. И дополнительные способы отделки готового изделия могут очень сильно повлиять на образ той или иной вещи. Хорошая патинировка может сделать медаль на несколько порядков богаче, а плохая — самую прекрасную идею и лепку и неплохую штамповку превратить в малопривлекательное изделие. К сожалению, при штампованной медали количество способов отделки ограничено. При производстве серийной продукции монетные дворы стремятся делать абсолютно идентичные тиражи.

Технологические возможности массового производства, конечно, несколько сужают полет фантазии художника, но не делают штампованную медаль менее интересной для работы художника.

— Что дороже для заказчика — литая медаль или штампованная?

— Цена на медаль зависит не только от способа изготовления. Есть масса критериев, которые влияют на стоимость, и способ изготовления не является определяющим. Тираж, стоимость материала, сложность художественного решения, варианты производства и отделки — вот, пожалуй, более значимые критерии.



Золотой век русской медали еще впереди

— Традиционный вопрос — о творческих планах...

— В планах — производственные заказы и медали, посвященные частным лицам, имен которых я раскрыть не могу, потому что в большинстве случаев — это сюрпризы для юбиляров.

Сейчас, кроме того, работаем над серией медалей, посвященной одной из частных галерей. Работ, к счастью, много, и они самые разнообразные. Это разнообразие позволяет не уставать творчески. Когда сегодня обращаешься к истории искусства, завтра — к истории финансов, не наступает оскомины или привычки, которые неизбежны, даже если работа любимая, но однообразная.

— Храните ли вы результаты своего творчества?

— Стараемся, по возможности. На Западе скульпторы и художники получают несколько авторских экземпляров медалей, причем из того материала, из которого была изготовлена медаль, за исключением золота. У нас такой возможности, к сожалению, нет.

Поэтому сохраняем не все. В основном из пластического материала, из гипса. Иногда медаль заказывается и изготавливается только в одном экземпляре, и, естественно, нет возможности иметь ее второй оттиск в металле. Самое главное, впрочем, не материальные следы деятельности художника, а ощущения, которые остаются в процессе работы, и опыт. Это главный творческий багаж, тот груз, который не требует места. Чем его больше, тем легче нести.

— Какое место занимают наши медальеры в мировой иерархии?

— На Руси всегда была очень сильно развита мелкая пластика. Многие традиции утрачены. Это, к сожалению, так. Что касается современных российских медалей, их отличает очень высокий уровень — это и официальное признание в виде международных призов, и высокие оценки профессионалов. Думаю, что мы занимаем неплохое место в истории мирового медальерного искусства.Но есть и то, что удручает. Когда-то повсеместно культурные семьи поколениями собирали медали — и старые, и современные. В самых широких кругах. Эта традиция была прервана, и только сейчас понемногу появляются новые коллекционеры, новые любители медальерного искусства. Сегодня очень немногие художники начинают заниматься медалью, особенно авторской, — практически все мы знаем друг друга.

Впрочем, наблюдается тенденция повышения интереса к медалям — их собирают, изучают, заказывают даже что-то для своих личных коллекций. Это радует и является мощным стимулом для дальнейшей работы.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;