Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
О камчатских экспедициях рассказывают монеты
О камчатских экспедициях рассказывают монеты
О камчатских экспедициях рассказывают монеты
Оба выпуска монет — нынешний и прошлогодний — посвящены событиям, которые оставили заметный след как в истории мореплавания России, так и в географических открытиях петровской и послепетровской эпохи. Первая Камчатская экспедиция отправилась в путь в 1725 году. Ее предводителем был Витус Беринг — датчанин, который с 24 лет начал службу на российском флоте.

Беринг участвовал в победных баталиях на Балтике, в азовском походе Петра I. Он был на хорошем счету за отличное знание морского дела, исполнительность и честность. В начале 1724 года Витус Беринг вышел в отставку, но уже в конце года по специальному указанию Петра I вновь был принят на флот. Указ о назначении экспедиции был подписан 23 декабря 1724 года, а 6 января 1725 года, незадолго до своей смерти, Петр I собственноручно написал Берингу инструкцию по проведению экспедиции.

Экспедиция должна была найти то место, где земля, «которая идет на Норд», сходится с Америкой. План экспедиции был таков: через Сибирь сухопутьем, в Охотск, отсюда на судах на Камчатку и далее морем проведывать, соединяется ли Азия с Америкой. Выйдя на боте «Святой Гавриил» из Нижне-Камчатска, Беринг взял курс на север через море, названное впоследствии Беринговым. Путь по Сибири шел через Вологду, Тотьму, Устюг, Сольвычегодск, Кайгородок, Соликамск, Туринск, Тюмень, Тобольск. Из Тобольска по Иртышу и Оби дошли до Маковского острога. Затем по суше в Енисейск и водою до Илимска. Там участники экспедиции зазимовали и занялись постройкой судов, на которых весной следующего года отправились вниз по Лене к Якутску, куда и прибыли в июне 1726 года.

Теперь предстояло из Якутска посуху переправиться в Охотск — задача, чрезвычайно трудная и в настоящее время. Часть провизии и вещей отправили на лошадях, часть по рекам. Но караван с вещами был застигнут морозами. Тогда было решено часть вещей перевезти зимой на нартах, запрягая их людьми. Морозы были ужасные, провизии не хватало. «Идучи путем, — говорит Беринг, — оголодала вся команда, и от такого голоду ели лошадиное мертвое мясо, сумы, сыромятные и всякие сырые кожи, платье и обувь кожаные». Многие в дороге погибли, некоторые убежали. Однако нужно было еще строить суда. Лошади, пришедшие в Охотск, все от бескормицы пали, и команда на себе должна была таскать камни, глину, лес.

Еще до прибытия Беринга в Охотск здесь для экспедиции был выстроен в 1725 году «шитик», который спустили на воду в июне 1727 года и назвали «фортуноу». На нем нужно было достичь восточного берега Камчатки. 13 августа 1728 года, когда бот Первой Камчатской экспедиции достиг 65 градусов 30 минут северной широты, Беринг усомнился в целесообразности дальнейшего пути на север и решил повернуть обратно к Камчатке. 20 августа участники экспедиции открыли в проливе остров и дали ему название острова Диомида. 2 сентября 1728 года бот вернулся на Камчатку.

В Петербурге результатами плавания Беринга были очень недовольны. В Адмиралтействе посчитали, что необходимо продолжить исследования. Однако, по мнению властей, Беринг своими действиями во время Первой Камчатской экспедиции показал, что он не может руководить такими исследованиями. Сенат, обсуждая инструкцию Берингу, «определил назначить ему в товарищи другого капитана, доброго, из русских». Этим товарищем стал Алексей Ильич Чириков, хорошо зарекомендовавший себя во время Первой Камчатской экспедиции.

Было сформировано девять отрядов, каждый из которых выполнял свою задачу. Экспедиции поручили не только найти морской путь из Камчатки в Америку, из Охотска в Японию, из Оби в Лену, но определить и нанести на карту государственные границы на севере и северо-востоке России — от Белого моря до Японского. Вторая Камчатская экспедиция длилась 10 лет — с 1733 по 1743 год.

Экспедиция направилась из Петро­пав­ловска не прямым курсом на восток и потеряла 3 недели. На исходе 3-й недели плавания к югу от Камчатки все участники экспедиции убедились в том, что «Земля Гамы» — вымысел. Прошла еще неделя. Пал туман, и корабли потеряли друг друга. Потеряв долее суток на поиски Беринга, Чириков принял решение продолжать поход самостоятельно. А тем временем Беринг продолжал искать второй корабль экспедиции, но не на востоке, а на юге. После недолгого рейда на острове Святого Ильи корабль ушел в океан.

Два месяца корабль носило по океану по воле ветра, на корабле началась цинга. На исходе был даже запас протухшей воды и прогорклых сухарей. На третий месяц непрерывных бедствий флагманский пакетбот приблизился к безлюдному острову, ошибочно принятому за Камчатку. Однако место, избранное для стоянки, оказалось неудачным. Во время шторма волны сорвали пакетбот с якоря и перебросили его через рифы в лагуну, откуда выхода для корабля не было. На этом острове 8 декабря 1741 года после долгих и мучительных страданий капитан-командор Беринг закончил свой жизненный путь. А его товарищи по экспедиции открыли Алеутские острова и Аляску.

В результате двух Камчатских экспедиций были проведены обширные географические наблюдения и чрезвычайно точные для той эпохи картографические работы, изучались быт и нравы коренных обитателей Севера.

При создании памятных монет художникам Санкт-Петербургского монетного двора пришлось тщательно изучить историю походов Беринга и его товарищей. По рассказам главного художника Монетного двора Александра Бакланова, при подготовке эскизов он познакомился с этнографическими материалами XVIII века. Это были зарисовки участников экспедиций и более профессиональные рисунки. Помогли художнику также книги по истории.

Основными «героями» памятных монет, посвященных Первой Камчатской экспедиции, стали камчадалы — коренные жители Камчатки, а также бот «Святой Гавриил», на котором ходила команда Беринга. Также на монетах были изображены очертания полуострова Камчатка и Чукотского полуострова и маршрут Первой Камчатской экспедиции.

В географической серии, посвященной Второй Камчатской экспедиции, художники продолжают выбранную художественную линию. На одной из памятных монет изображен алеут-шаман на фоне юрт и подходящего к берегу судна. На другой — суда, на которых шли участники экспедиции, пакетбот «Святой Петр» и пакетбот «Святой Павел».

Дата и название экспедиции выполнены специально подобранным шрифтом. Художники хотели передать дух петровского времени, поэтому шрифт напоминает рукописный.

Тираж 25-рублевой серебряной монеты и 100-рублевой золотой монеты — по полторы тысячи штук. Серебряных трехрублевых монет было отчеканено 10 000 штук. Все монеты изготовлены на Санкт-Петербургском монетном дворе.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;