Сад земных наслаждений или посвящение греху сладострастия11 Июля 2011
Острова Кука представили очень оригинальную монету с изображением триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», созданного 500 лет назад. ![]() Искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию, его техника называется «а ля прима», это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества выдающегося голландского художника, искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Его картины — это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины, лишь 7 творений Босха подписаны, история не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх, известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Согласно сообщению пресс-службы Монетного двора Австралии: монета состоит из трех отдельных створок, общий номинал которых - 9 долларов, драгоценный металл - серебро 925 пробы, качество чеканки - пруф, диаметр правой панели - 17,50 x 35,00 мм, диаметр центральной панели - 35,00 x 35,00 мм, диаметр левой панели - 17,50 x 35,00 мм, масса правой панели - 15,56 г, центральной панели - 31,10 г, левой панели - 15,56 г. На аверсах всех трех панелей традиционно размещен портрет Ее Величества Королевы Великобритании Елизаветы II, а также, надписи - ELIZABETH II, COOK ISLANDS и номиналы - 5 DOLLARS (центральная створка) и 2 DOLLARS (боковые). На реверсах монет присутствует цветное изображение триптиха Иеронима Босха - «Сад земных наслаждений». Левая створка: мы видим последние три дня сотворения мира, Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Центральная створка: Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — открыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии. Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки, несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье. Беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом. На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Правая створка, она же «Музыкальный Ад»: названа из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии, её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. ![]() |
Войти на сайт