Корабль «Катти Сарк» - британский чайный клиппер
Корабль «Катти Сарк» - британский чайный клиппер
«Катти Сарк» (англ. «Cutty Sark») — один из наиболее известных и единственный сохранившийся на данный момент чайный клипер, был построен в 1869 году, в настоящее время находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).
Судно серьёзно пострадало во время пожара 21 мая 2007 года и в данный момент находится на реставрации.
«Катти Сарк» был спроектирован Геркулесом Линтоном (Hercules Linton), построен и спущен на реку Клайд (Clyde) 23 ноября 1869 года в шотландском городе Дамбартон (Dumbarton) компанией Scott & Linton по заказу капитана Джона «Джока» Уиллиса (John Willis), имевшего прозвище «Белый цилиндр», капитану требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из колонии Британии — далёкой Индии.
Конструктивно это был композитный корабль: остов — из ковкого чугуна, обшивка выше ватерлинии — из тика и особой породы вяза — ильма Томаса, дно судна ниже ватерлинии было обшито пластинами из сплава меди и цинка (так называемый мюнц-металл), в переводе с шотландского «Cutty Sark» — «Короткая рубашка».
Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время, представлявшей из себя беспощадную конкурентную гонку вокруг земного шара из Китая в Лондон, призом в этой гонке была существенная разница в прибыли получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая.
В этой гонке «Катти Сарк» не выделялся ничем особенным, известность ему принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году.
Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потерял руль и в результате прибыл в Лондон на неделю позже «Фермопил» — 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.
Тем не менее, клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
Согласно сообщению пресс-службы НББ: отчеканено два типа монет, серебряная и медно-никелевая.
Номинал серебряной монеты - 20 рублей, проба сплава - 925, вес - 28,28 г, диаметр - 38,61 мм, тираж - 7000 штук.
Номинал медно-никелевой монеты - 1 рубль, вес - 13,16 г, диаметр - 32,00 мм, тираж - 3000 штук.
Отчеканены монеты на территории Монетного двора Польши качеством «бриллиант-анциркулейтед».
На аверсе обеих монет, в верхней части, изображение Государственного герба Беларуси, по кругу проходит надпись - РЭСПУБЛIКА БЕЛАРУСЬ.
В центре, на фоне навигационной, морской карты, присутствует стилизованная Роза ветров (на серебряной монете нанесена цветная голограмма).
В нижней части расположен номинал монет - 20 рублей на серебряной, 1 рубль на медно-никелевой, слева выбит год чеканки - 2011, а на серебряной монете, справа, указана проба сплава и товарный знак Польского Монетного двора.
На реверсе обеих монет, в центре, на фоне морского пейзажа, находится стилизованное изображение чайного клиппера «Катти Сарк», внизу, уменьшенное изображение этого же судна (вид сбоку), с правой стороны надпись - CUTTY SARK.