Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Все
Читаемые
Рубрики
Метеорит, убивший динозавров

Новая монета посвящена ударному кратеру Чиксулуб (Chicxulub). Его диаметр - около 180 км, изначальная глубина - до 17-20 км. Он находится на полуострове Юкатан и входит в список крупнейших кратеров на Земле. Предполагается, что кратер образовался около 65 млн лет назад в конце мелового периода в результате удара астероида диаметром около 10 км. Энергия удара оценивается в 51023 джоулей или в 100 тератонн в тротиловом эквиваленте (для сравнения, крупнейшее термоядерное устройство имело мощность порядка 0,00005 тератонны, что в 2 миллиона раз меньше).

Кратер Чиксулуб (фото - sciencemag.org)

Из-за больших размеров кратера его существование невозможно было определить на глаз. Ученые открыли его только в 1978 году, что произошло совершенно случайно при проведении геофизических исследований на дне Мексиканского залива.

В ходе исследований была обнаружена большая подводная дуга протяженностью около 70 км, имеющая форму полукольца. По данным гравитационного поля ученые нашли продолжение этой дуги на суше, на северо-западе полуострова Юкатан. Сомкнувшись, дуги формируют окружность, диаметр которой составляет приблизительно 180 км.

Ударное происхождение кратера было доказано по гравитационной аномалии внутри кольцеобразной структуры, а также по присутствию горных пород, характерных только для ударно-взрывного породообразования, этот вывод подтвердили также химические исследования грунтов и детальная космическая съемка местности.

Подобный удар должен был вызвать цунами высотой 50-100 метров, ушедшие далеко вглубь материков. Прошедшая по поверхности Земли высокотемпературная ударная волна и обратное падение выброшенных в ближний космос (более 100 км) пород, приземлявшихся за тысячи километров от места удара, вызвали лесные пожары по всему миру, в результате которых произошел выброс большого количества сажи и угарного газа в атмосферу. Поднятые частицы пыли и сажи вызвали изменения климата, подобные ядерной зиме, так что поверхность Земли несколько лет была закрыта от прямых солнечных лучей пылевым облаком. С помощью компьютерного моделирования ученые показали, что в воздух было выброшено около 15 трлн тонн пепла и сажи, и днем на Земле было темно, как лунной ночью. В результате нехватки света у растений замедлился фотосинтез, что могло привести к уменьшению концентрации кислорода в атмосфере. Температура на континентах упала на 28 °C, в океанах — на 11 °C. Исчезновение фитопланктона привело к вымиранию зоопланктона и других морских животных.

Кроме того, падение метеорита, как предполагается, вызвало мощную сейсмическую волну, несколько раз обогнувшую земной шар и вызвавшую излияния лавы в противоположной точке поверхности Земли.

Приблизительное совпадение по времени падения метеорита с массовым вымиранием на границе мезозоя и кайнозоя позволило в 1970-е гг. физику Луису Альваресу и его сыну предположить, что именно это событие вызвало гибель динозавров. К началу 2010-х годов были получены доказательства этой теории. Сейчас данная гипотеза стала преобладающей.

Падение метеорита вызвало вымирание динозавров

Номинал монеты – 20 долларов, драгоценный металл – серебро 999-й пробы, качество – Antique, масса – 93,3 г, диаметр – 65 мм, тираж - 333 шт.

На аверсе монеты «Кратер Чиксулуб» в центре есть вставка из цветного стекла. В левой части изображен портрет королевы Великобритании Елизаветы II работы Иена Рэнк-Бродли. Справа показано изображение головы тираннозавра. На заднем плане аверса показан момент падения метеорита. Вдоль края монеты выгравированы надписи - «ELIZABETH II», «20 DOLLARS». «COOK ISLANDS», «2019».

Монета «Кратер Чиксулуб» (фото - wholesale.numiscollect.eu)

В центре реверса серебряной монеты также есть вставка из стекла. Вокруг нее с помощью ультравысокого рельефа показана выпуклая дуга кратера. Ниже есть вставка из метеорита. Вдоль края монеты расположены надписи полукругом: вверху в две строки – «CHICXULUB CRATER», «YUCATAN», внизу – «THE CRETACEOUS-PALEOGENE (K-PG) EXTINCTION EVENT».
Подписаться на новости