Последний приют адмиралов

В соборе похоронены адмиралы М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов
Последний приют адмиралов

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (усыпальница адмиралов) – украшение Севастополя, действующий православный храм и экскурсионный объект Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя – изображен на серебряной монете, отчеканенной СПМД по заказу Банка России в серии «Памятники архитектуры России».

ОТ ПАМЯТНИКА КРЕСТИТЕЛЮ РУСИ – К МЕСТУ ЗАХОРОНЕНИЯ ФЛОТОВОДЦЕВ   

 Решение о строительстве собора в Херсонесе было принято, чтобы увековечить память о крещении Великого князя Владимира в 988 г. 

Однако в 1842 г. к Николаю I обратился адмирал Михаил Лазарев с просьбой разрешить воздвигнуть храм не в Херсонесе, а в центре Севастополя, обосновав свое решение многолюдностью выбранного места. Предложение было одобрено, и Николай I поручил составление проекта церкви архитектору К. Тону. Собор строился на добровольные пожертвования, несколько раз объявлялись всероссийские подписки по сбору средств на его возведение. 

Подготовительные работы начались в 1848 году. Через три года, в 1851, умер адмирал М. Лазарев, командующий Черноморским флотом, и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооружен- ном склепе на месте будущего собора. Закладка собора была произведена 15 июля 1854 г., и к началу осады Севастополя успели возвести только фундамент. Во время Крымской войны в склепе будущего храма были захоронены адмиралы В. А. Корнилов, В. И. Истомин, П. С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя. 

Так, собор Святого Равноапостольного князя Владимира, который начинали возводить как памятник крестителю Руси, стал местом захоронения адмиралов Черноморского флота, памятником героям Крымской войны 1853–1856 гг. и обороны Севастополя 1854– 1855 гг. На южном и северном фасадах храма установлены плиты с именами похороненных здесь адмиралов. В верхней церкви на мраморных плитах нанесены имена 72 морских офицеров, участников войны, кавалеров ордена Святого Георгия. 

После того как на трон взошел император Александр II, строительство храма было передано архитектору А. Авдееву, тяготевшему к византийской культуре. Визитной карточкой Владимирского собора стали: восьмигранный барабан под единым куполом, треугольные фронтоны, светлые известняковые стены, темные лабрадоритовые колонны, мраморные резные капители, воздушные арки. 

Место захоронения адмиралов было обозначено надгробием в виде мраморного креста. 

С 1869 по 1920 год в соборе были похоронены еще 9 выдающихся военно-морских деятелей. После революции и установления советской власти в соборе были оборудованы мастерские для ремонта авиатехники. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. 

В 1965 г. было принято решение о восстановлении собора. В 1973 г. здание передали Музею героической обороны и освобождения Севастополя. 

20 октября 1991 г. собор вновь был освящен, в нем возобновились богослужения. 

СОБОР, «ОДЕТЫЙ В ТЕЛЬНЯШКУ»   

– Эскиз монеты я рисовал с воодушевлением: величественный собор – усыпальница адмиралов, южный город, море, чайки, – рассказывает журналу «Золотой червонец» автор эскиза реверса монеты, художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Алексей Гнидин. – Было несколько вариантов эскизов. Севастопольский собор известен как усыпальница адмиралов. Еще до начала его строительства был заложен фундамент и построен подвальный уровень со склепом, где был похоронен адмирал М. Лазарев. После Крымской войны этот склеп был превращен в усыпальницу адмиралов, а над ней расположен большой крест, который я показал на одном из предварительных эскизов. 

Итоговым вариантом стало изображение собора таким, каким он выглядит сегодня. Это более про- стая композиция, которая подчеркивает величественность здания, и ничто не отвлекает от его архитектуры. Сам собор торжественный, но легкий, как будто одетый в тельняшку. Такое впечатление производят поперечные полосы на фасаде. 

Собор находится в центре Севастополя, на удалении от воды, поэтому, чтобы отобразить морскую тему, я показал птиц. Эти чайки создают ощущение близости моря и добавляют легкости изображению. 

При написании статьи использована информация с сайтов www.sevmuseum.ru, www.cbr.ru

60_3.jpg
60_2.jpg

Автор: Славяна РУМЯНЦЕВА

<<< Возврат к номеру