Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Андрей Брынза:  убрать все лишнее,  оставить самое главное

Андрей Брынза: убрать все лишнее, оставить самое главное


44_8.jpg

Об особенностях работы художника-медальера мы побеседовали с автором «Монеты года» Андреем Брынзой.

– Андрей Анатольевич, какой была самая первая созданная вами монета?

– В Дизайнерский центр Гознака я пришел в 2008 году. Попробовал себя в медальерном искусстве, мне понравилось и показалось, что у меня здесь есть перспективы. Самая первая монета, эскиз которой я создал, была посвящена Сканову монастырю (Свято-Троицкий Сканов монастырь (XVIII–XIX вв.), Пензенская обл., серия: «Памятники архитектуры России», диаметром 60 мм, номинал 25 рублей, серебро). Она вышла в 2009 году – Банк России, как правило, планирует выпуск монет за год, и так же заранее мы начинаем работу над эскизами будущих монет.

Правда, иногда бывают исключения, ведь всего предусмотреть невозможно. Но это касается каких‑то очень важных событий.

Например, «Памятная монета, посвященная самоотверженному труду медицинских работников». Первоначально Банк России планировал выпуск монеты серии «Человек труда». Однако в связи с пандемией планы были скорректированы и монету посвятили медработникам – тем, кто ежедневно сражается с эпидемией за жизнь своих пациентов и противостоит угрозе COVID-19.

Я разработал несколько эскизов реверса монеты. Например, на одном из них изобразил врача, стоящего у кровати с больным. Однако в качестве окончательного варианта решено было принять эскиз, где изображены медики – мужчина и женщина – в защитных костюмах с реанимационными чемоданами, готовые ехать «на вызов» и спасать жизнь заразившегося COVID-19.

– «Памятная монета, посвященная самоотверженному труду медицинских работников» – циркуляционная монета. Работать над ними сложнее или проще, чем над золотыми или серебряными памятными монетами?

«Памятная монета, посвященная самоотверженному труду медицинских работников»
– Конечно, когда работаешь над такой монетой, надо учитывать, что технические возможности ее чеканки другие, нежели при работе над изделиями из драгметаллов. Как правило, там не используются сложные, дорогостоящие технологии. Сложность в том, что диаметр их гораздо меньше, чем у памятных монет из драгоценных металлов. А в зависимости от размера монеты меняется и способ подачи материала. Если монету большего номинала, и соответственно, большего диаметра можно насытить деталями, создать сложную композицию, то в циркуляционной монете необходима лаконичность. То есть нужно найти такое решение, чтобы за счет одного-двух элементов отразить тему. Чтобы она была понятна с первого взгляда.

«Свято-Троицкий Сканов монастырь»

Если это серия «Человек труда» – то чтобы сразу видна была профессия, область деятельности. Добывает человек нефть или лечит людей. Нужно найти понятные всем признаки профессии, уловить характерные движения. И при этом с минимальным фоном, помогающим дополнительно раскрыть образ профессии. Нужно оставить только самое главное и максимально вычистить все несущественное. А иногда лишнее убрать сложно.

Или жаль. Но при работе над циркуляционными монетами это необходимо.

Но это тоже новые возможности: не в плане использования разнообразия технологий, а в том, чтобы максимально сосредоточиться, убрать все лишнее и оставить только самое главное.

Работа над любой монетой интересна тем, что есть конкретное задание: на заданном размере отразить определенную тему. А бывает наоборот – одна серия и в ней монеты разных номиналов, а значит, и диаметров. И надо придумать, как отра-зить одну тему на нескольких монетах серии и где, что и как разместить.
Медали к 800-летию Александра Невского
– Как строится работа над монетой?

– В любом случае работа начинается с изучения темы. Медальер, как и любой другой художник, должен досконально разбираться в теме, над которой он работает. Если взялся, значит, нужно ее полностью изучить, понять.

Есть требования и пожелания заказчика, которые необходимо учитывать. И тут происходит по‑разному. Бывает, задача, как в случае работы над медалями к 800‑летию Александра Невского, «ложится на душу» и все получается легко и хорошо.

Жетон 289 лет СПМД
О ХУДОЖНИКЕ:

blue_sign.jpgАндрей Брынза родился 19 марта 1972 года в Башкирии, в городе Стерлитамаке. С 1989-го учился в художественном училище в Оренбурге. В 1996 году поступил на художественный факультет в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Через два года ушел в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской
Академии художеств, на графический факультет. В период учебы занимался реставрацией лепнины фасадов и потолков городских зданий XIX века.
В 2005 году, окончив Академию, три года занимался разработкой дизайна торгового оборудования и оформлением кафе в этнографическом
стиле. С 2008 года работает в Дизайнерском центре Гознака. Автор дизайна многих памятных монет Банка России, в том числе – дизайна памятных
монет, посвященных городам России, где проходил Чемпионат мира по футболу FIFA 2018.



Случается, что все получается с первого раза и принимается первый эскиз монеты. Бывает долгое согласование со множеством уточнений, предложений, рекомендаций. Заказчики разные – у всех свои представления и вкусы.

– Когда вы работали над эскизами медалей к 800‑летию Александра Невского по заказу Лавры, отмечали, что эта тема вам близка…

– Да, историческая тема мне близка, особенно история моей страны, Родины. И как христианину мне это интересно. Тем более что Александр Невский – покровитель Петербурга. Когда работаешь над такими темами, погружаешься в мир того времени, той эпохи.

Было решено создать сюжеты в традиционном стиле, в соответствии с канонами иконописных образов. Художественную концепцию предложил наместник Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий.

Эти четыре медали в какой‑то мере перекликаются с житийной иконой, где события жизни святого отображены в отдельных небольших сценах – клеймах. Так и эти медали – своеобразные клейма. Серия получилась очень цельная, емкая и законченная.

«Санный спорт»
В набор вошли четыре юбилейные медали диаметром 60 мм, изготовленные из медно-цинкового сплава (томпака). На них изображены события из жития князя Александра Невского и связанные с ним памятные места, расположенные в древних русских городах.

Это Переславль-Залесский, где родился и был крещен Александр Невский; Великий Новгород, откуда начались его военные победы; Владимир, где после кончины князь был погребен, и Санкт-Петербург, куда в 1724 г. Петр I перевез святые мощи, которые до сих пор хранятся в Александро-Невской лавре.

– Что для вас самое привлекательное в работе медальера?

– Наверное, больше всего мне нравится разнообразие тем, то, что постоянно получаешь новую информацию, осмысливаешь ее. Не стоишь на месте, а все время развиваешься, изучаешь что‑то новое. Используешь разные стили, жанры: в основе композиции может быть портрет, пейзаж, архитектурные элементы. И сами композиции могут быть проще и сложнее. Каждую монету ты проживаешь, пытаешься найти уникальное решение.

Медальер должен из огромного количества информации выделить самое важное, чтобы воплотить его за счет пластики форм.
 «Паровоз Черепановых»
При этом необходимо учитывать технологические возможности Монетного двора: рельеф, лазер, цвет и другие. Но, конечно, важнее даже не используемые технологии, а скорее вариант подачи композиции. Потому что, даже используя возможности лазерных технологий, я, например, создаю достаточно классические варианты образов.

Сейчас не существует стиля как такового. Конкретные стилистические направления – пройденный этап, и сейчас кто как хочет, так и рисует. Да, выпускаются сейчас и монеты необычных форм и рисунков, с нестандартной композицией. Но создание чего‑то эффектного или странного не должно быть самоцелью.

Когда художник работает над темой, он должен ее раскрыть так, чтобы при взгляде на монету становилось понятно, о чем идет речь, какую идею художник хотел донести. И неважно, в каком стиле: классическом, авангардном, современном… Важно, чтобы был создан образ, который бы передавал идею памятной монеты, чтобы каждому было понятно, чему она посвящена.

Монета – это не типовая вещь. Каждая монета уникальна. И если она посвящена, например, определенному университету или городу, то должно быть понятно, какому и почему именно ему.

Если нет образа, то нет и произведения.

– Какие технологии в медальерном искусстве на ваш взгляд больше всего позволяют отразить художественную идею? Какие вы используете особенно часто?

– Я вижу интересные возможности для решения различных художественных задач у лазерных технологий. Мы начинали использовать их постепенно. Лазер обогатил наши художественные возможности, принес в наши разработки новую струю, расширил диапазон художественных средств при решении различных тематических задач.

Кроме того, эта технология очень органично входит в образ монеты, так как является производным от способа обработки самого металла, а не вносится как инородный элемент. Главным эффектом является возможность создания тонального изображения, принципиально отличного от рельефа.

И мы продвигаемся дальше, изу-чаем новые возможности лазерного нанесения и получаем интересные эффекты. Например, монета, посвященная паровозу Черепановых. Здесь за счет технологии достигаются нестандартные решения. Это белый фон, полированный паровоз и на нем с помощью лазера – дополнительный рисунок, который обогащает образ.
Жетон 296 лет СПМД
Лазерные технологии позволяют создать эффектные образы с точки зрения восприятия. А наша задача как художников – создать художественно красивую монету. Мы с помощью различных технологий добиваемся эффекта, образа, который человек может увидеть и оценить, который бы выбивался из общей линейки. Сейчас появляется возможность достичь это с помощью современных технологий.

Лазерные технологии продолжают развиваться, появляются новые возможности и решения.

– Вы считаетесь одним из инновационных художников Дизайнерского центра. Вы – автор основной части жетонов, которые выпускаются ко Дню монетчика и воплощают современные решения, продвинутые и инновационные технологии.

– Наоборот, я считаю себя приверженцем классики. За моими плечами – классическая школа. Инновационные решения на Гознаке предлагают, в первую очередь, технологи. А я пытаюсь выразить идею так, чтобы инновации, примененные в жетоне, были видны.

Жетоны выпускаются в декабре, к годовщине Монетного двора, соответственно, в них отражены темы, так или иначе связанные с СПМД: его местоположение, достижения. Кроме того, в жетонах иногда отражены важнейшие события уходящего года. Например, в год проведения Олимпиады я разработал жетон, одна сторона которого была посвящена крупнейшим спортивным состязаниям мира, а композиция на другой стороне – Монетному двору. В нем использовались элементы с монет серии «Зимние виды спорта».

– Какой ваш самый любимый жетон?

– Тот, который был первым, к 289‑летию СПМД. Тогда я еще не очень хорошо знал эту область работы, открывал для себя новое направление, новые возможности. Потом уже знаешь, что и как, знаешь материал, тему и, пользуясь опытом, ищешь новый подход. А первая такая работа – как открытие нового мира. Это был составной жетон из двух частей со стеклянной вставкой в центре и гравировкой внутри нее. Получился интересный, необычный жетон в специсполнении.

В прошлом году тоже получился очень интересный жетон, который можно было разложить. В центре жетона в специсполнении выполнено сквозное отверстие, изображающее вид сверху на Петропавловскую крепость, где находится Монетный двор, с собором во имя первоверховных апостолов Петра и Павла (Петропавловским) в центре. В жетон вмонтирован механизм, который позволяет поднять изображение Петропавловского собора на 90 градусов и тем самым получить его объемный трехмерный силуэт на диске жетона.

– Вы уже начали работать над жетоном этого года?

– Сейчас я обдумываю технологические возможности, как их обыграть. Какие‑то новые идеи уже есть. Так что можно сказать, что процесс пошел.

– Что самое главное в работе медальера?

– Создать красивую монету или медаль!

Рубрика : реверс / медальерное искусство
Свежий номер
№ 3(68) 2024
№ 3(68) 2024