Как инфляция покончила с Римской империей
Римом сегодня восхищаются и за его инновационность в древнем мире: римляне принесли миру водопровод, бетон и сложную систему дорог, республиканское правление и римское право. Среди всех древних народов римляне, несомненно, были самыми «современными». Но, возможно, столь же интригующим, как долголетие и современность Рима, был его крах.
Распад Римской империи вызвал огромный интерес как среди профессиональных ученых, так и среди простых людей с тех пор, как в 1789 году был опубликован многотомный труд Эдварда Гиббона «История упадка и падения Римской империи». В наши дни большинство экспертов утверждают, что крах Рима был результатом нескольких факторов, которые в совокупности создали «идеальный шторм» цивилизационного разрушения.
Среди всех факторов, которые способствовали окончательной гибели Рима, экономические факторы часто упускаются из виду. В частности, роль инфляции, которая сыграла довольно значительную роль в том, что в конечном итоге способствовало возникновению внутренних проблем в Риме. Сами римские императоры взорвали свой собственный мир, используя экономические рецепты, которые нам сегодня очень хорошо известны. Как только римская экономика была безнадежно разрушена инфляцией, границы империи оказались открыты для гунно
в, готов и вандалов, чтобы те могли прийти и забрать все, что хотели.
Начало инфляции
Зимой 211 года император Септимий Север (время правления 193–211 годы н.э.) находился в провинции Британия, сражаясь с пиктами. Там он заболел и умер; Но перед этим он собрал двух своих сыновей, Каракаллу и Гету, на смертном одре и дал им последний совет по управлению огромной империей, которую им завещал: «Живите в гармонии, обогащайте армию, игнорируйте остальное». Каракалла обещал выполнить их, но вскоре он забыл про первую из заповедей и убил своего брата, чтобы править единолично.
С Каракаллы (время правления 211–217 годы н. э.) начинается упадок Рима. Прислушиваясь к своему отцу, он повысил зарплату солдатам на 50% и вступил в новые войны. Чтобы профинансировать свои мероприятия, он в 212 году предоставил римское гражданство всему свободному населению империи. Это делалось, во‑первых, для охвата всех подданных империи налогами, во‑вторых, с целью увеличения базы для комплектования армии – в легионах имели право служить только полноправные римские граждане. Но этого было недостаточно, поэтому император решил понизить содержание серебра в монетной чеканке.
В конце правления Септимия Севера и в начале правления Каракаллы римский денарий имел содержание серебра примерно 55%, но к концу правления Каракаллы содержание снизилось до 50%. Это заставляло людей копить старые монеты с более высоким содержанием серебра, что усугубляло проблему инфляции, вызванную более ранней девальвацией денария.
В то же время Каракалла строил в Риме огромные термы, носящие его имя, главный зал которых был больш е, чем собор Святого Петра в Ватикане.
Во времена правления Каракаллы не было бумажных денег и возможности их бесконтрольной эмиссии, поэтому девальвация напрямую атаковала металл. Целью правителей, которые неправильно управляли своими финансами, было больше чеканить и больше тратить. Каракалла думал, что если он возьмет с каждой из монет немного серебра, никто этого не заметит и он сможет приумножить имеющиеся деньги по своему желанию. Короче говоря, сделает что‑то хорошее для всех.
Здесь стоит напомнить, что основой римской монетной системы был денарий, изначально состоявший из чистого серебра. Во времена правления Октавиана Августа (время правления – 27 год до н.э. – 14 год н.э.), первого императора, каждый денарий содержал 95% серебра и 5% примесей других металлов, например бронзы. Спустя столетие, в эпоху правления императора Траяна (время правления – 98–117 годы н.э.) процент серебра составил 85%. Восемьдесят лет спустя Марк Аврелий (время правления – 161–180 годы н.э.) снова обесценил денарий, в котором теперь было лишь 75% серебра. Таким образом, за два столетия денарий обесценился на 20%. И всего за шесть лет своего правления (211–217 годы н. э.) Каракалла, остро нуждавшийся в деньгах для покрытия своих расходов, обесценил денарий еще на 25%, пока в нем не осталось только 50% серебра.
После таких денежных экспериментов цены взлетели. Каракалла пропустил эти события, находясь в пути к Малой Азии, где один из его охранников убил его, когда он мочился на обочине дороги.
Кризис III века
То, что случилось с Каракаллой, только усугубило ситуацию. Практически все римские императоры III века были военными, и почти все пришли к власти через кровавые военные перевороты. Только один из них, Гай Валент Гостилиан, правивший шесть месяцев в 251 году, умер естественной смертью; остальные пали от рук своих телохранителей или на поле битвы – обычно против своих преемников. Историки называют этот период «кризисом третьего века». Фактически, здесь можно говорить о конце римской цивилизации.
По мере того как каждый из недолговечных императоров приходил к власти, им требовались способы быстрого сбора денег для выплаты своим легионам военного «бонуса за вступление во власть», и самый простой способ сделать это стал возможным благодаря обесцениванию монет. В течение этого столетия денарий не переставал обесцениваться, пока не превратился в кусок посеребренной бронзы, который быстро переходил из рук в руки.
Подсчитано, что между 200 и 300 годами нашей эры уровень инфляции достиг отметки в 15 000%. В качестве наглядного примера: один римский фунт золота – мера веса, равная 327,4 грамма, оценивался в 301 году нашей эры в 72 000 денариев, для любого римлянина было почти невозможным иметь при себе такое количество монет.
Одним из самых глубоких и длительных последствий кризиса третьего века было разрушение обширной внутренней торговой сети империи, которая была создана во времена Римского мира «Pax Romana» (период с 27 г. до н.э. по 180 г. н.э.). С началом кризиса третьего века эта обширная внутренняя торговая сеть вышла из строя. Частые гражданские беспорядки сделали для купцов более небезопасным путешествовать по дорогам империи, как это было раньше, а разразившийся финансовый кризис затруднил обмен обесценившихся денег на товары. Это произвело глубокие изменения, которые во многом предвосхитили децентрализованный экономический характер грядущего Средневековья.
Реформы Диоклетиана
На смену политическому и экономическому хаосу третьего века пришла попытка экономических реформ Диоклетиана (время правления 284–305 годы н.э.), который, больше не имея возможности прибегать к девальвации, задавил жителей Империи налогами и попытался провести денежную реформу. Реформа провалилась, и первая попытка административного регулирования цен с указом о максимальных ценах была полностью проигнорирована людьми, которые менее чем за столетие перешли от серебряных денариев в своих карманах к так называемым фоллисам, большим бронзовым монетам, счет на которые шел горстями и мешками.
В то время как имперские доходы упали, имперские расходы резко выросли. Больше солдат, больше кавалерии и огромные расходы на возведение стен в городах – все это требовало денег. Товары и услуги, ранее оплачиваемые государством, теперь требовались в дополнение к денежным налогам. Империя страдала от острой нехватки рабочей силы. Постоянный исход как богатых, так и бедных жителей из городов и нерентабельных профессий вынудил Диоклетиана прибегнуть к принуждению; призыв на военную службу стал всеобщим, большинство профессий стали наследственными, и рабочие не могли по закону оставлять свои рабочие места или уезжать в другое место в поисках более высокооплачиваемой работы.
Римляне феноменально обеднели всего за несколько десятилетий из‑за экономической политики своего правительства, а с ними торговля, промышленность и сельское хозяйство Империи.
Денежная реформа Константина Великого
Хотя многие считают императора Константина (время правления 306–337 годы н. э.) одним из величайших римских императоров позднего периода, он не смог исправить рухнувшую римскую экономику. Инфляция сохранялась еще почти двести лет, за это время резко повысили налоги.
С начала своего правления Константин отказался от любых попыток восстановления серебряной монеты, предпочитая вместо этого сконцентрироваться на чеканке больших количеств золотых монет – солидов, так что разрыв между классами увеличился из‑за этой денежной политики; богатые извлекали выгоду из стабильности покупательной способности золотых монет, в то время как бедным приходилось иметь дело с постоянно обесценивавшимися бронзовыми монетами.
Некогда преуспевающий класс мелких собственников и торговцев, сама основа римского экономического величия, был безнадежно разрушен. Римская империя IV и V веков жила буквально грабежом своих подданных. Другими словами, именно супербогатые и имущие классы уклонялись от налогообложения и навязывали крайне регрессивную налоговую систему средним классам и бедноте.
Внутренние проблемы усугублялись экономической ситуацией, такой, как концентрация богатства в руках все меньшего и меньшего числа людей, что часто приводило к бунтам беднейших слоев населения.
В конце концов, римские императоры были не в состоянии платить своим армиям, которые затем часто обращали свое оружие против самого Рима. В итоге именно германские племена, такие, как готы и вандалы, нанесли последний смертельный удар Риму, но это было бы невозможно, если бы экономика Рима не была ослаблена особенно чрезмерным и длительным инфляционным циклом.
В течение почти двух столетий Римское государство стало обременительной бюрократической машиной, единственной целью которой было выживание и сохранение себя. Но даже этого не произошло. Когда поток золота иссяк, Рим рухнул и исчез из истории, оставив такой хаос, что цивилизация Запада больше не будет таковой еще на протяжении почти тысячи лет.
Рубрика : реверс / деньги Рима