Где готовят медальеров
Медальерная мастерская была открыта на территории Санкт-Петербургского монетного двора – филиала АО «Гознак» в октябре 2016 года. Ее руководителем стал народный художник России, академик Российской академии художеств, профессор Института им. И.Е. Репина, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов.
Продолжение традиций
Медальерный класс стал структурным подразделением Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств.
Традиционно студенты скульп-турного факультета на третьем курсе выбирают, в какой мастерской они хотят продолжать обучение. И если до недавнего времени все мастерские предлагали освоить профессию скульптора, то в мастерской под руководством Александра Бакланова у них появилась уникальная возможность освоить профессию художника-медальера. Создание медальерной мастерской позволило возродить традицию профессионального подхода к подготовке художников-медальеров, прерванную сто лет назад. Это возвращение к истории Академии художеств, которая была связана с медальерным искусством на протяжении целых десятилетий.
Впервые такой медальерный класс был создан при Академии художеств в Петербурге еще в конце XVIII века. Однако после революции, в 20‑х годах прошлого века, студию закрыли, и профессиональная подготовка художников-медальеров в России прекратилась. Работать с монетами и медалями художники учились прямо на производстве.
Программы подготовки медальеров, существовавшие в начале и середине XIX века, к сожалению, не сохранились, и пришлось разрабатывать их с нуля. Но так или иначе они все равно нуждались бы в совершенствовании и доработке.
Александр Бакланов уверен, что сегодня художник-медальер должен быть разносторонне образованным специалистом. Он должен уметь рисовать и лепить, работать в современных компьютерных программах 3D-моделирования, разбираться в технологии производства монет и медалей, знать тонкости работы с инструментом и особенности обработки металлов.
«Профессиональная подготовка в нашем деле – самое главное, а наш медальерный класс пока единственный в стране. Идея обучать студентов специальности художника-медальера появилась за десять лет до открытия мастерской. Тогда же меня пригласили преподавать медальерное дело на скульптурный факультет. Этот опыт накапливается постепенно. И к моменту открытия мастерской программы обучения были отработаны и оформлены. Были созданы соответствующие современным стандартам документы по всем специальным дисциплинам для подготовки художников-медальеров», – рассказывает Александр Бакланов.
Время становления
В институте все студенты осваивают классические художественные дисциплины: рисунок, скульптуру и композицию, с учетом специфики медальерного дела – геральдику, историю медальерного искусства. Будущие медальеры изучают специальные предметы: технологию изготовления медалей, граверное дело.
При составлении программы спецдисциплины «граверное дело» была использована в качестве основы программа профессиональной подготовки гравера для производства.
Студенты проходят две практики в год: творческую и производственную. Изучают и практикуются в граверном, литейном деле, учатся резьбе по раковине, занимаются в керамической мастерской.
«В процессе обучения практика играет огромную роль», – подчеркивает Александр Бакланов.
«Работа медальера имеет специфический характер. Нужно не только хорошо рисовать и лепить, но и уметь концентрироваться, быть усидчивым, иметь хорошее зрение. И, конечно, надо любить эту работу», – уверен Александр Бакланов.
Обучение студентов в Институте им. И.Е. Репина длится шесть лет, занятия в медальерной мастерской начинаются с третьего курса. Всего на курсе скульптурного факультета института – 10 человек, из них только 3–4 человека могут поступить в медальерный класс. Кроме того, здесь могут заниматься ассистенты-стажеры. Желающих больше, чем мест, ведь здесь готовят уникальных специалистов.
«Мы не только обучаем, здесь формируется особая среда, мир медальерного искусства, – поясняет Александр Бакланов. – Каждое задание – новая ступень развития. И к концу обучения студенты начинают понимать тонкости медальерного дела, им открывается огромный и привлекательный мир».
Мир медальерного искусства
Выпускники 2020 года прошли полный курс обучения в медальерной мастерской. По словам Александра Бакланова, в своих дипломных работах они продемонстрировали все знания и навыки, полученные за время учебы: изучение темы и сбор материалов по ней; создание эскизов; выполнение лепок из воска.
«Также ребята показали, что они знают технологии производства медальерной продукции, умеют учитывать особенности металла, понимают специфику изготовления инструмента. А главное – они смогли погрузиться в мир медальерного искусства и поняли, что такое медальерная композиция», – отметил Александр Бакланов.
Среди первых выпускников медальерной мастерской – три студента и три ассистента-стажера Института им. И.Е. Репина. Все они выполнили дипломные работы на достойном уровне. Два проекта были отмечены похвалой государственной экзаменационной комиссии.
Все дипломные медали были отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе, поэтому выпускники получили уникальную возможность увидеть результаты своего творчества в виде тиражных изделий.
Выпускной работой Леонида Чернова стала серия медалей, посвященных педагогам-скульпторам Академии художеств 1920‑х годов – В.В. Лишеву, А.Т. Матвееву, М.Г. Манизеру.
Выпускница У Синь темой для итоговых медалей выбрала сюжеты китайского фольклора: легенды о Белой змее, Девятихвостой лисице и Демоне белой кости.
Героями медалей, автором которых является выпускник Бао Цян, стали поэты Китая Ли Бо, Цюй Юань и Тао Юань Минь. Ассистент-стажер Ксения Кряжова посвятила свои выпускные медали президентам Императорской академии художеств И.И. Шувалову, А.Н. Оленину и великой княгине Марии Павловне. Ассистент-стажер Иван Ковалев подготовил серию медалей, посвященных русским скульпторам XIX века М.И. Козловскому, И.П. Мартосу и И.П. Витали. Еще один ассистент-стажер, Хэ Чунь, в качестве темы своей серии медалей выбрал историю Китая: героями его работ стали буддийский мастер Сюань Цзан, поэтесса Ли Цинчжао, путешественник, флотоводец и дипломат Чжэн Хэ.
Рубрика : аверс / медальерное дело