Создание каждой монеты - маленькое открытие
Именно работа художников-медальеров делает монету не только платежным средством, но и произведением искусства и украшением музейных и частных нумизматических коллекций.
Работа по плану
План выпуска памятных и инвестиционных монет, одна из задач которого – показать наиболее важные события и ценности нашего государства, разрабатывает Банк России, и в соответствии с этим планом и ведется работа по созданию эскизов, а затем – по воплощению их в металле.
«Сегодня в стране существует сформированный монетный рынок. Монета, с одной стороны, – коммерческий товар, а с другой – имеет представительские функции. Многие организации, фирмы и даже люди хотят видеть свое изображение или символику на монете, – рассказал народный художник России, главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов в ходе международной онлайн-конференции по нумизматике и бонистике «Деньги в российской истории. Вопросы производства, обращения, бытования», которая прошла на базе Музея истории денег в онлайн-формате с 14 по 16 октября. – Все это прогресс, но он оказывает давление на художника-медальера».
Прежде чем эскиз направляется в производство, он обсуждается и согласовывается в 4–5 инстанциях, включая Банк России и государственные организации, с которыми связана монета. Художникам приходится учитывать пожелания заказчика и других заинтересованных лиц – как деликатные, так и выраженные очень настойчиво.
Значительная часть монет, эскизы которых создают художники Дизайнерского центра Гознака, посвящена важнейшим политическим событиям, происходящим в нашей стране. Например, в 2019 году ими стали 5‑летие ЕАЭС, саммит «Россия – Африка», 70 лет установления дипломатических отношений с КНР. При этом политическая обстановка постоянно меняется, а это, в свою очередь, требует переосмысления события, в том числе его художественного отражения.
При создании эскиза художнику-медальеру приходится сталкиваться с вопросами соблюдения авторских прав, которыми защищены любые изображения, фотографии, картины и т.д. Так, например, к 75‑летию Победы в 2019 году было выпущено три монеты, которые объединял общий сюжет, связанный с акцией «Бессмертный полк». Все фотографии были изображены схематично, чтобы избежать обвинений в нарушении авторского права. В итоге было найдено образное решение: будто люди издалека смотрят на шествие «Бессмертного полка».
Очень сложными бывают переговоры и при работе над монетами серии «Российская (советская) мультипликация», ведь у каждого мультфильма есть владелец.
Каждая монета – уникальна
«Новизна всегда заложена в сюжете, который мы берем, ведь каждый требует нового оригинального решения», – уверен Александр Бакланов.
Кроме того, монета – это результат работы художника и применения существующих технологий, которые постоянно развиваются.
«Буквально в каждой монете применяются новые подходы, которые мы изобретаем вместе с технологами, разрабатываются варианты использования уже имеющихся приемов, – отмечает Александр Бакланов. – И работа эта ведется постоянно».
Например, при создании монеты «100‑летие Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова» было найдено оригинальное решение с применением лазерного матирования. Это позволило интересно и совершенно точно отразить сюжет, связанный с кинематографией.
А в монете «Изделия ювелирной фирмы «Болин»» серии «Ювелирное искусство в России» объединены все современные технологии: рельеф, лазерное матирование и цветное покрытие, благодаря которому монета становится яркой и привлекательной. Кстати, технологией лазерного матирования на Монетном дворе владеют в совершенстве, используя разную степень яркости и даже создавая с его помощью небольшой рельеф.
«Медальерное искусство немного схоже с ювелирным: используются одинаковые инструменты, и технологии, которые применяются, очень близки. Одинаков и сам подход к созданию изделия: исключительная точность и высочайшее качество изготовления. Но медальерное искусство самодостаточно», – отметил главный художник Дизайнерского центра.
Кроме того, художникам приходится перерабатывать огромные массивы информации, изучать множество материалов, учитывать большое количество нюансов, чтобы найти нужное художественное решение.
«Чтобы создать интересное пластическое решение сюжета, практически надо сделать маленькое открытие, а для этого провести большую исследовательскую и творческую работу», – констатирует главный художник Дизайнерского центра АО «Гознак».
Чеканке тиража монеты на производстве предшествует большая предварительная работа.
Художники-медальеры разрабатывают эскиз, который согласовывается с заказчиком – Банком России. На основе утвержденного эскиза разрабатывается трехмерное изображение. Художник создает из специально приготовленного состава на основе воска, пластилина и других компонентов изображение, которое будет чеканиться на монете. Чтобы все рельефные детали можно было тонко и тщательно проработать, изображение делается в 5–10 раз больше монеты. Лепная модель сканируется на специальном оборудовании, и в итоге получается трехмерное изображение будущей монеты, которое затем дорабатывается в 3D-программах. По нему создается оригинальный инструмент, с которого потом тиражируются штемпеля. С этих штемпелей чеканятся рабочие образцы монет, которые отправляются на утверждение заказчику. А после утверждения начинается чеканка тиража.
Рубрика : аверс / медальерное дело