Космос как предчувствие

Космос как предчувствие

В медальерной мастерской Санкт-Петербургского монетного двора подвели итоги конкурса студенческих творческих работ «История российской космонавтики».

Итоги творческого конкурса среди студентов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина были озвучены 13 декабря. Всего на суд жюри студентами разных курсов, от первого до выпускного, были представлены 34 работы, выполненные в пластилине и воске.

80_2.jpgКонкурс среди студентов этого престижного вуза организуется Гознаком в девятый раз. В 2011 году студентам было предложено разработать идею памятной банкноты, посвященной Олимпиаде в Сочи. Тогда лучшей работой была признана модель Павла Бушуева, предложившего изобразить на лицевой стороне купюры сноубордиста. Темой конкурса 2012 года стали монеты и медали, посвященные 250‑летию Эрмитажа. Спустя год – чемпионату мира по футболу. Темой 2014 года значилась разработка дизайна медали к 70‑летию Победы в Великой Отечественной войне. 2015 год был посвящен 100‑летию Баргузинского заповедника. «Сохраним наш мир» – название конкурса 2016 года. В 2017 году конкурсные работы студентов были посвящены 200‑летнему юбилею Гознака. Темой конкурса 2018 года стало 300‑летие создателя российского фарфора Д. И. Виноградова.

Традиционно к конкурсу приковано внимание многих специалистов. Творческий конкурс – это и новаторские идеи в области художественного и технологического исполнения, и талантливые будущие специалисты-медальеры.


Попробовать свои силы

80_3.jpg«На протяжении длительного времени Гознак сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Несколько лет назад на территории Санкт-Петербургского монетного двора был открыт медальерный класс, где занимаются студенты института, – отметил генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук. – Важно, чтобы у студентов было ощущение, что они выполняют не только учебные задания, но чтобы они уже с первого курса понимали, что их работа может быть востребована, может быть интересна. Что есть заказчик, заинтересованный в интересных медальерных работах.

Каждый год на конкурсе представляют свои работы новые участники. И это главное. Мы даем возможность каждому студенту, у которого есть склонность к медальерному делу, что‑то попробовать сделать и реализовать себя.

В этом году работ было много, большинство из них – интересные, а значит, конкурс состоялся. Определить победителей было и просто, и сложно. Просто, потому что было из чего выбирать. Сложно, потому что несколько работ были очень достойными и примерно одного уровня».


Человек в глубинах космоса

«Тема конкурса – «История российской космонавтики» – очень глубокая и больше даже философская, – уверен Валентин Свешников, заведующий кафедрой скульптуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. – Константин Эдуардович Циолковский считал, что человечество на Земле находится временно, а мир, в котором он будет жить, – это Вселенная. И когда‑нибудь человек проникнет в глубины космоса, освоит другие планеты, если ему, конечно, позволят. И ракета, которую он создавал для того, чтобы выйти за пределы земной атмосферы, была не самоцелью, но инструментом проникновения во Вселенную. Поэтому тему космоса при создании работ нельзя понимать буквально. Должен быть глубокий философский подход, осмысление всего того, чего достигло человечество на пути постижения Вселенной.

80_5.jpgПоэтому, мне представляется, премии конкурса – это своего рода поощрение дальнейшему движению, фундаментальному осмыслению и пониманию глубины жизни. Надо видеть не частные эпизоды, а мыслить широко и глубоко. Не все работы достигли нужного уровня, но на конкурсе были представлены и интересные решения».


Большое событие

Традиционно мероприятие прошло в Медальерном классе. Возглавил конкурсную комиссию генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук. Также в жюри вошли главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов, директор Выставочного комплекса АО «Гознак» Наталия Ипатова, директор Санкт-Петербургского монетного двора Александр Балунов. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в комиссии представляли: проректор по учебной работе Андрей Скляренко, заведующий кафедрой скульптуры Валентин Свешников и методист факультета скульптуры Ирина Корнеева.

80_4.jpgВ ходе обсуждения и голосования конкурсной комиссией были определены авторы трех лучших работ, достойных звания победителей конкурса и денежной премии. Это Александр Брагарь, Алексей Воробьев и Ксения Кряжова. Победители конкурса получили денежные премии и специальные подарки и наборы продукции Гознака. Также конкурсная комиссия отметила поощрительными грамотами авторов трех работ: Марину Антипову, Рената Давлетшина и Альбину Фетисову. Все участники конкурса получили в подарок наборы бумаги производства Санкт-Петербургской бумажной фабрики.

«Это большое событие и для нас, и для участников конкурса, – отметил проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Андрей Скляренко. – Мы с интересом рассматривали работы и пытались определить самую креативную из них. Тема в этом году очень сложная, надо было найти и правильно ее выразить.

Мы – Академия художеств – очень благодарны Гознаку и Монетному двору за это событие. За наше сотрудничество, за прекрасные условия, которые созданы для занятий Медальерного класса. В каждый свой визит сюда я радуюсь тому, какие возможности это открывает для наших студентов. Мы, как и вы, переживаем чувство успеха».


Интерес к медальерному искусству

«Подобные конкурсы помогают пробудить интерес студентов к медальерному искусству. Всегда очень интересно, как развиваются ребята, как они видят и раскрывают какую‑то тему. В этом году первые места заняли студенты, которые уже становились победителями предыдущих конкурсов. Это значит, что эти юные художники на правильном пути. Медальерное искусство – сложное, далеко не все художники могут быть медальерами. И очень хорошо, что в ходе конкурсов происходит такой отбор и у ребят есть возможность попробовать себя в этом искусстве», – рассказал главный художник-дизайнер Дизайнерского центра АО «Гознак», руководитель Медальерной мастерской Александр Бакланов.

80_8.jpg

«Наша задача – сделать так, чтобы каждая из представленных на конкурс монет или медалей, и вообще любая работа, которая связана с медальерным делом, была не массовой продукцией, а искусством. Чтобы мы могли увидеть идею и ее воплощение сначала в виде ваших работ, затем в виде инструмента, которым это изготавливается, затем самой продукцией, – отметил Аркадий Трачук, обращаясь к участникам конкурса. – Это тот путь, который мы начинаем вместе с вами. Нам очень приятно, что вы сейчас, еще будучи студентами, присоединяетесь к этой работе, делаете в этой сфере свои первые шаги. Предлагаете идеи, решения, многие из них уже сегодня очевидно интересны. А кто‑то из вас уже попробовал себя в медальерном искусстве и понял, что он может сделать в будущем что‑то еще более оригинальное и свежее. В любом случае для нас очень хорошо, что вы вовлечены сегодня в эту орбиту.

80_6.jpg

Очень приятно, что у нас сформировалось плотное взаимодействие между Санкт-Петербургским монетным двором, Гознаком в целом и Институтом живописи, скульптуры и архитектуры; что сегодня мы подводим итоги этого конкурса, отмечая уже в девятый раз работы участников, которые действительно заслужили это. Хотелось бы, чтобы эта традиция
 продолжалась».  

80_7.jpg


Автор: Славяна РУМЯНЦЕВА

<<< Возврат к номеру

<<< Возврат к списку журналов