Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

«Лебединое озеро» и Буревестник

34_1.jpgЭпоха Петипа

Мариус Петипа – французский танцовщик, балетмейстер и педагог, с именем которого связан настоящий переворот в мире балета, как русского, так и мирового. Петипа стал законодателем балетной классики, определив развитие этого вида искусства на десятилетия вперед. За полвека работы в России Петипа вывел на сцену свыше 60 балетных спектаклей. Это такие известные на весь мир постановки, как «Щелкунчик», «Раймонда», «Золушка», «Сон в летнюю ночь» и другие. «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что это была наисчастливейшая пора моей жизни… Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем», – такой фразой заканчиваются мемуары хореографа.

Началась балетная карьера Мариуса в брюссельском театре. Первым учителем и балетмейстером стал его отец – Жан Антуан Петипа. Однако сам Мариус поначалу не любил балет. «Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства», – вспоминал Мариус Петипа. Однако уже через 9 лет после описываемых событий Мариус стал танцовщиком и балетмейстером в Нантском театре. Он начал сочинять танцевальные номера для опер, одноактные балеты и дивертисменты. Вместе с отцом гастролировал по всей Франции, Америке, Испании.

В 1847 году Мариус Петипа приехал в Россию по приглашению директора императорских театров. На его первом выступлении в Петербурге присутствовал Николай I, которого талант молодого танцовщика привел в восторг. Как вспоминал впоследствии Петипа, к этому моменту ему не было еще и 30 лет, он был вполне успешен, но в европейском балете ему не хватало пластики и красоты. «Балет – серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы… Так балет падает, безусловно, падает».

Русская премьера Мариуса Петипа состоялась на сцене петербургского Большого (Каменного) театра – в качестве солиста и помощника главного балетмейстера театра Жюля Перро. Восемь лет спустя Мариус Петипа поставил собственный дивертисмент по испанским мотивам «Звезда Гренады». Первой большой удачей Петипа-балетмейстера стала «Баядерка» на музыку Людвига Минкуса. На премьере в главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году – тогда еще начинающая Анна Павлова. В основе спектакля – французский балет «Сакунтала», поставленный братом Мариуса, Люсьеном Петипа, за два десятилетия до этого. Критики отмечали, что русская «Баядерка» получила собственное хореографическое воплощение, а завершающая картина спектакля «Тени» стала одним из самых ярких образцов классического танца.

Еще один шедевр Петипа, поставленный на русской сцене, – балет-феерия «Спящая красавица». Сценарий был написан на основе сказки Шарля Перро. Музыку предложили написать П. И. Чайковскому. Композитор потребовал подробный план балета с особыми пожеланиями постановщика. Хореограф вырезал из картона фигурки артистов и, передвигая их, зарисовывал композицию будущего спектакля. Услышав готовое произведение, постановщик менял рисунок танца, к примеру для феи Сирени. Результатом такого сотворчества стал балет, который более 100 лет не сходит со сцены, сохраняясь в классической постановке Мариуса Петипа.

В 76 лет французский балетмейстер получил русское гражданство, а спустя год вместе со своим учеником хореографом Львом Ивановым поставил балет «Лебединое озеро». Спектакль, уже поставленный на сцене в 1877 году, получил новое прочтение спустя 17 лет. Сцену бала во дворце украсили польский, испанский, венгерский танцы, а нежной Одетте Петипа противопоставил па‑де‑де страстной Одилии. Спектакль стал бессменным символом русского балета.


На 2018 год запланирован выпуск пяти серебряных монет «Выдающиеся личности России». Они посвящены: балетмейстеру М. Петипа, писателю М. Горькому, писателю А. Солженицыну, астроному и геодезисту В. Струве, поэту и актеру В. Высоцкому. Номинальная стоимость монет одинаковая – 2 рубля.


Мариус Петипа был балетмейстером, а затем главным балетмейстером Петербургских императорских театров в течение 51 года. Среди его балетов: «Царь Кандавл», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Щелкунчик», «Золушка», «Сон в летнюю ночь» и другие. Этот период в жизни русского и мирового балета до сих пор носит название «эпохи Петипа».

Мир великого балетмейстера

На памятной монете Мариус Петипа изображен уже в зрелом возрасте – солидный господин с бородой и усами. В это время он – уже известный балетмейстер и театральный деятель, выдающаяся личность, создавшая национальную сокровищницу русского балета. Таким его изобразил на эскизе монеты художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Антон Щаблыкин.
34_2.jpg 34_3.jpg
«Здесь Мариус Петипа изображен в зените славы, – рассказывает автор эскиза. – На фотографическом портрете 1898 года, который использовался для создания эскиза, Петипа запечатлен с орденом Святой Анны на ленте, а также с другими орденами и медалями, которыми его наградил российский император. Однако на монете вы этих орденов не увидите. Это сделано для сохранения баланса в художественной композиции изображения на эскизе».

«На этой монете Петипа изображен в своем мире – мире балета и в своем театре – Мариинском театре в Петербурге, – продолжает Антон Щаблыкин. – В правой части монеты, на заднем плане, вы видите танцующий дуэт. Это сцена из балета «Лебединое озеро» – одного из самых знаменитых балетов, поставленных прославленным балетмейстером. Чуть дальше – занавес Мариинского театра, который открывает и закрывает спектакли».

Поскольку данная монета является частью серии, в ее стилистике должно сохраняться художественное единство с остальными монетами. «Мы придерживаемся общей идеи и методики в оформлении при создании монет серии. Но в то же время каждая монета связана с определенным периодом времени, духом и настроением, о котором она рассказывает, – поясняет Антон Щаблыкин. – Монета, рассказывающая о создателе классического балета, должна быть классической. Однако и здесь есть экспрессия… Глядя на позу танцующего дуэта, можно ощутить всю энергию балетного танца, вспомнить эмоции, переживаемые во время прекрасного спектакля».

При создании эскиза монеты художник отталкивается не от стилистических предпочтений, а от темы. В данном случае главная тема – премьера балета «Лебединое озеро» в Мариинском театре и личность балетмейстера.

***
Скульптор реверса – М. П. Титов. Монета отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе.


34_4.jpgЛитературный путь Максима Горького

Писатель Максим Горький для русской и советской литературы фигура культовая. Он пять раз номинировался на Нобелевскую премию, был самым издаваемым советским автором на протяжении всего существования СССР и считался, наравне с Пушкиным и Толстым, главным творцом отечественного литературного искусства.

Алексей Пешков (взявший позже псевдоним Горький) родился в городке Канавино Нижегородской губернии. Он рано осиротел и с 11 лет был вынужден работать: был посыльным при магазине, буфетчиком на пароходе, помощником пекаря и иконописца. Свою биографию писатель Максим Горький описал в повестях «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

После безуспешной попытки стать студентом Казанского университета и ареста из‑за связи с марксистским кружком будущий писатель стал сторожем на железной дороге. В возрасте 23 лет он начал странствовать по стране и пешком добрался до Кавказа. Во время этого путешествия Максим Горький делает записи, которые стали основой для его будущих произведений. Тогда же были изданы первые рассказы.

Первым из изданных рассказов Максима Горького стал «Макар Чудра» (1892). Известность писателю принес двухтомник «Очерки и рассказы». Его тираж был почти в три раза выше, чем было принято в те годы. Наиболее популярные произведения того периода: рассказы «Старуха Изергиль», «Бывшие люди», «Челкаш», «Двадцать шесть и одна». Позже появились пьесы Горького, также ставшие знаковыми для его творчества, – «На дне», «Мещане» и «Егор Булычов и другие», повесть «В людях», социальные романы «Мать» и «Дело Артамоновых». Последней работой Горького считается роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина»: над рукописью писатель работал 11 лет, но так и не окончил.

Стихотворные произведения Горького не столь популярны, как проза, однако две его поэмы стали поистине хрестоматийными – это «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике».

Птица-книга и портрет кисти Исаака Бродского

Именно Буревестник изображен на оборотной стороне памятной монеты. «В этом образе угадывается и силуэт летящего Буревестника, и страницы открытой книги, – рассказывает автор эскиза реверса монеты художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Андрей Брынза. – Композиция дизайна проста, но в то же время, символична и лаконична». В верхней части монеты мы видим портрет Максима Горького. Под стилизованным изображением Буревестника отчеканены даты в две строки – «1868–1936» – и факсимиле подписи М. Горького.

34_5.jpg34_6.jpg
«Образ нашелся быстро, особенно символический образ Буревестника и раскрытой книги, – рассказывает художник. – При выборе портрета было больше вариантов, так как существует немало различных изображений Максима Горького. Но для данного эскиза был выбран живописный портрет кисти Исаака Бродского».

В результате на монете появился целостный образ – силуэт Буревестника, который, как известно, «гордо реет над седой равниной моря», и писателя, смотрящего вдаль, возможно, в будущее. Это и дань памяти выдающейся личности России, писателю Максиму Горькому, и иллюстрация к строкам из его поэмы:

«То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и – тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике – жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике».

Стоит обратить внимание на техническое исполнение монеты. И портрет Горького, и силуэт птицы-книги выполнены с помощью рельефа, однако выглядят они по‑разному. Рельефное изображение писателя имеет другой оттенок – это эффект патины, которого специалисты Санкт-Петербургского монетного двора добились с помощью техники лазерного матирования. По словам Андрея Брынзы, такая технология ранее не применялась ни на медалях, ни на монетах. На медалях патина создается другой технологией. Так что можно с уверенностью сказать: это первая монета, на которой с помощью лазера добились эффекта патины.

***
Скульптор реверса монеты – А. Н. Бессонов. Монета отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе.

Суб header:  Монеты с изображением балетмейстера Мариуса Петипа и писателя Максима Горького стали доступны для покупки и коллекционирования
Рубрика : аверс / выдающиеся личности
Свежий номер
№ 3(68) 2024
№ 3(68) 2024