Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Здесь учат на медальеров

Здесь учат на медальеров

Кто такой медальер? В Толковом словаре Ожегова есть такое объяснение: «художник, изготовляющий формы для монет и медалей». Однако в современном монетно-медальном производстве все намного сложнее. 

По словам Александра Бакланова, народного художника России, главного художника Дизайнерского центра АО «Гознак», сегодня художники-медальеры должны быть разносторонне образованными специалистами. Они должны уметь рисовать, лепить, работать в современных компьютерных программах 3D-моделирования, разбираться в технологии производства монет и медалей, знать тонкости работы с инструментом и особенности обработки металлов. Еще в 2003 году в интервью журналу «Золотой червонец» Александр Бакланов посетовал: «Профессии художник-медальер нигде не учат – ни в стране, ни в Петербурге. А это так важно – сохранить традиции медальерного искусства…» Мечта народного художника сбылась. В Никольской куртине Петропавловской крепости (Санкт-Петербург) на базе Санкт-Петербургского монетного двора – филиала АО «Гознак» открылся первый – и единственный – в России медальерный класс.


Открытие медальерного класса планировалось заранее. Для обучения молодых художников-медальеров в Никольской куртине Петропавловской крепости силами АО «Гознак» оборудовали два просторных зала общей площадью 200 квадратных метров. В этом помещении, которое находится в ведении Санкт-Петербургского монетного двора, раньше располагались вспомогательные службы. Сейчас в залах сделан современный ремонт, закуплено необходимое оборудование, поставлен хороший свет для творческих занятий, оформлены витрины для проведения выставок студенческих работ. На полках – книги, посвященные рисованию и медальерному искусству; на стенах – портреты выдающихся медальеров прошлого.

Учащиеся медальерного класса – студенты Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Именно здесь более десяти лет назад на факультете скульптуры начал преподавать спецкурс по медальерному искусству Александр Бакланов. Сначала это были один или два студента с курса, чье основное обучение проходило в здании академического Института имени Репина. Теперь молодые скульпторы, которые выбрали на третьем курсе специализацию «медальер», могут обучаться в специально оборудованном классе, а свои дипломные работы защищать медалями, выполненными на Санкт-Петербургском монетном дворе.

11_2.jpg
Официальное открытие медальерного класса проходило в два этапа. 27 сентября ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий освятил помещение. Обращаясь к руководителю медальерного класса и его ученикам, архиепископ сказал: «…Красота в этом мире есть лишь отражение той горней красоты, которая приходит в наш мир видимым образом посредством талантов людей, которые получают их от рождения, а затем умножают на протяжении жизни собственным индивидуальным трудом».

4 октября на торжественное открытие медальерного класса пригласили петербургскую прессу. Перед журналистами выступили глава АО «Гознак» Аркадий Трачук, исполняющий обязанности ректора академического Института имени Репина Семен Михайловский и главный художник Дизайнерского центра АО «Гознак» Александр Бакланов. Также на открытии присутствовали художники Дизайнерского центра и студенты академического Института имени Репина, которые прямо во время церемонии продолжали занятия – лепили с натуры.

Студентов будут готовить по классическим художественным дисциплинам – рисунок, скульптура и композиция, естественно, с учетом специфики медальерного дела. Также они будут изучать специализированные предметы – технологию изготовления медалей, граверное дело, геральдику и историю медальерного искусства. Медальерный класс не будет многочисленным. В перспективе в медальерном классе будут обучаться около 8–9 человек – студентов 4-го, 5-го и 6-го курсов института.

11_3.jpg
Для Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств создание медальерного класса – это возвращение к истории Академии, которая была связана с медальерным искусством на протяжении многих лет. Впервые медальерный класс был создан при Академии художеств в Петербурге еще в конце XVIII века. Однако после революции, в 20‑х годах прошлого века, студию закрыли, и профессиональная подготовка художников-медальеров в России прекратилась. Работать с монетами и медалями художники учились на производстве.

На открытии прозвучали имена знаменитых российских медальеров – Федора Толстого и Антона Васютинского. Они оба, хоть и в разные столетия, работали на Санкт-Петербургском монетном дворе и многое сделали для развития медальерного дела. Толстой был первым вице-президентом Академии художеств в середине XIX века, а по инициативе Васютинского в 1925 году при Академии художеств было открыто первое медальерное отделение.
Можно считать, что все возвратилось к истокам, но уже в современном виде. «У наших студентов появляется возможность получить уникальную, востребованную профессию и достойное место работы в будущем. Изготовление монет и медалей я считаю государственной службой и государственной миссией, и это накладывает определенные обязательства на занятых в этом производстве людей», – сказал Семен Михайловский.
«Речь идет не о том, что до этого было «выжженное поле» и вдруг возник медальерный класс, – говорит генеральный директор АО «Гознак» Аркадий Трачук. – Подготовка и художников, и граверов велась, и, более того, последние годы она велась уже на базе Академии художеств. Сегодня мы вышли на новый уровень взаимодействия, который позволяет не просто готовить отдельных студентов, делать им дипломные работы по медальерному искусству, а открыть небольшой класс. Сегодняшнее событие возвращает нас к истокам, к традиции, которая прервалась около ста лет назад».

И генеральный директор АО «Гознак», и глава Института им. Репина уверены, что выпускники с такой специальностью не останутся без работы. «Для монетных дворов наличие высокопрофессиональных художников, скульпторов, граверов – это 80 % успеха будущих изделий. Но для того, чтобы подготовить таких специалистов, недостаточно усилий одного предприятия. Поэтому данная идея реализовывается общими усилиями «Гознака» и Российской академии художеств, – сказал Аркадий Трачук. – Хочется, чтобы новые монеты и медали отражали не только многолетние традиции Монетного двора, но и взгляд молодых людей на то, как будет выглядеть медальерное искусство в будущем». Он подтвердил, что «потребность в таких специалистах есть и у самого «Гознака», и у других предприятий. 

Суб header:  В Петербурге, в Петропавловской крепости, на базе Санкт-Петербургского монетного двора открылся медальерный класс
Рубрика : / событие
Свежий номер
№ 2(67) 2024
№ 2(67) 2024