Больше нумизматов, больше денег

Алексей Ончуков уверяет: главная тенденция нумизматического рынка – рост цен
Больше нумизматов, больше денег

Алексей Ончуков, представитель аукционного дома Kunker, только что вернулся из Гонконга, где посетил шесть аукционов и составил свое мнение о развитии западного и восточного коллекционных рынков. О китайских аукционах, о мировых тенденциях в мире нумизматики и о том, как в ближайшее время может измениться рынок, он рассказал журналу «Золотой червонец»

– Что происходит в нумизматическом мире?

– Цены растут! Это главная тенденция мирового нумизматического рынка. Качественные и редкие монеты становятся все более востребованными. С одной стороны, это хорошо.

На рынке появилось большое количество монет, выставленных на аукцион старыми коллекционерами. И это не одна-две монеты, а целая коллекция или блок тех или иных раритетов. Эти вещи, которые долго хранились у одного владельца, возможно, не очень популярны, не на слуху у публики, но они более редкие и изысканные. Это хорошо для тех, кто хотел эти раритеты купить. Второй раз такие вещи могут уже не появиться на аукционе.

Но, с другой стороны, это плохо. Многие монеты, медали, антиквариат становятся недоступными. Монеты, которые вчера казались абсолютно никому не нужными, становятся интересными для коллекционирования. Монеты, которые были интересными, становятся редкими. А редкие монеты становятся уникальными – их найти невозможно. Поднимается спрос на современные коллекционные монеты.

– Но какое отношение современные монеты имеют к аукционам? Мне казалось, что их проще купить на первичном рынке.

– Проще. Но если коллекционер заинтересовался монетой спустя некоторое время? На редкие современные монеты цена поднимается так же быстро, как и на антикварные монеты.

Вот недавний пример: монгольская монета Gula Gula (с изображением медведя). На первичном рынке ее цена была около 100 долларов США, а теперь цена выросла до 800 долларов США. Любая редкая монета, в том числе современная, может иметь аукционную цену.

Я полагаю, что увеличение спроса на современные памятные монеты из драгоценных металлов связан с тем, что их стоимость по сравнению с монетами, которые выставляются на аукционе, не слишком высока. К тому же с ними легче разобраться, не нужно обладать специальными знаниями.

– А в других странах на аукционах тоже выставляют современные монеты?

– На американских аукционах очень активно продаются монеты, выпущенные лет 10 назад. Кстати, новый тренд, запущенный американцами, – монеты, изготовленные качеством «пруф-70». Для нашего покупателя привычны монеты в двух качествах исполнения – «пруф» и «анциркулейтед». В Америке стали выпускаться монеты качества «пруф-69» и «пруф-70». Монета, изготовленная качеством «пруф-70», в два раза дороже, чем в качестве «пруф-69».

100 лет военно-воздушным силам– А как определить, какой это «пруф»?

– Обычным глазом невозможно увидеть разницу. Об этом заявляют производители. Монеты более высокого качества отчеканены новыми штемпелями, они более качественные, тираж меньше. Зато двойная разница в цене на эти монеты хорошо видна на аукционе. Все хотят купить более редкую и более качественную монету.

– Вы побывали на аукционах Гонконга, какие выводы сделали?

– Я думаю, китайцы нас съедят. Они покупают коллекционные монеты очень активно. Конечно, в первую очередь их интересуют китайские монеты. Но после китайских монет они начнут скупать и коллекционные монеты других стран. Я видел большую заинтересованность китайских коллекционеров, они готовы покупать монеты по всему миру.

– Но, как вы сказали, редких монет уже нет, их скупили. Получается, что в мире нумизматики сейчас больше свободных денежных средств, чем раньше?

– То, что денег в мире становится больше, говорят не нумизматы, а экономисты. Мы лишь ощущаем последствия этой тенденции. Один из примеров высвобождения средств – сокращение процентов, которые банки выплачивают владельцам счетов. Если раньше ставка в банке была 12 или 15 процентов в год, а сейчас она упала вдвое, то многие владельцы средств хотят по-другому вложить свои деньги. Это очень заметно в Германии. Вместо того чтобы получать копеечную прибыль в банке, люди начинают покупать монеты. Они делают долгосрочный вклад. Но, для того чтобы купить редкую антикварную монету, нужно иметь нумизматические знания, понимать рынок, при покупке современной коллекционной монеты это не требуется и стоит она дешевле.

Монета– То есть это инвестиции?

– В какой-то степени – да. Но это и толчок к собиранию редких монет. В России толчком к коллекционированию сейчас служит выпуск олимпийских монет и политика Банка России по выпуску памятных монет. Сначала человек получает 10-рублевую памятную монету из недрагоценного металла в магазине на сдачу, потом покупает недорогую 25-рублевую монету с красивым буклетом в Сбербанке, а потом начинает собирать более дорогие монеты.

– Вы считаете, что количество нумизматов увеличивается?

– За последние 2–3 года количество нумизматов увеличилось на 200–300%, и их количество растет с каждым годом. Только в нашей клиентской базе около 15000 человек – с ней уже технически стало трудно справляться.

– И все эти люди истинные коллекционеры? Или все-таки монеты покупают для перепродажи и получения прибыли?

– Если кто-то покупает на аукционе монеты для перепродажи, значит, ее выставили по слишком низкой цене. В основном это коллекционирование с элементами инвестиции. Это не прямая инвестиция, когда человек купил 100 одинаковых монет «Георгий Победоносец» и затем продал их, а покупка редких монет, которые можно продать, если появится действительно интересный вариант продажи. В таком случае это и коллекция, и инвестиция.

Монета– То, что раритетные монеты и медали пользуются таким повышенным спросом, должно быть выгодно вам как продавцу.

– Для банка-эмитента, который производит монеты, это выгодно. Посредникам в продаже монет, в том числе аукционным домам, это не очень выгодно, потому что монет становится все меньше, интересных предложений тоже. Помочь коллекционеру сформировать коллекцию становится сложнее.

– Каковы перспективы?

– Это общемировая тенденция, и от этого никуда не деться. Такое явление было на нумизматическом рынке в 70-е годы, затем в 80-е. Сейчас мы проходим похожий период.

Аукционный дом Kunker, я полагаю, будет совершенствовать сервис, привлекать новых клиентов. Например, на китайском рынке мало кто говорит на английском. Значит, компания, в которой будут сотрудники, говорящие на китайском и других языках, быстрее сможет найти новых клиентов. Это бизнес.

Автор: Татьяна БАЛУЕВА

<<< Возврат к номеру

<<< Возврат к списку журналов