Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Банк России приглашает в очередное путешествие

Монета «Казанский Богородицкий монастырь» была выпущена 3 мая. Следующая, с изображением дворцово-паркового ансамбля в городе Павловске, появилась 1 июня. Затем 1 августа вышла монета «Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь», а 1 сентября – памятная монета, посвященная Казанскому собору в Санкт-Петербурге.

До конца года в обращение выйдет еще одна 25 рублевая монета – «Свято-Троицкий монастырь», город Муром Владимирской области.

Все 25-рублевые монеты этой серии (диаметр – 60 мм, масса драгметалла в чистоте – 155,5 грамма) чеканятся из серебра 925-й пробы.



Казанский Богородицкий монастырь

На памятной монете, посвященной Казанскому Богородицкому монастырю, изображено рельефное изображение монастыря и Казанская икона Божией Матери. Эта икона почитается на Руси чудотворной, с ней связано немало исторических событий.

8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято русскими людьми как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь.

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону. Подлинник иконы после похода был возвращен в Богородицкий монастырь Казани.

В 1904 году чудотворная икона Казанской Божией Матери была похищена из главного собора монастыря. Похитителя вскоре нашли, на дознании вор рассказал, что драгоценности и оклад он продал, а саму икону расколол и сжег в печи.

Уничтожение чудотворной иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1913 году в подземелье главного собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен еще один храм, подземный, а монастырь продолжал жить прежней жизнью.

21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращенный Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

На монете изображение этой иконы расположено по центру в верхней части. Икона выполнена в цвете с использованием технологии тампонной печати. «На этой монете очень удачно сочетаются цвет и металл, – говорит Александр Бакланов, главный художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак», один из авторов монеты. – В результате совместной работы художников и технологов удалось сохранить пропорции иконы и органично вписать ее в общую композицию монеты. В процессе работы над монетой я ездил в Казань, посетил монастырь, видел икону – и то впечатление, которое на меня произвела икона, совпадает с ощущением, которое возникает, когда я смотрю на монету. Мне кажется, нам удалось передать спокойное величие монастыря и мистическую роль чудотворной иконы».

На памятной монете икона Божией Матери размещена на фоне рельефного изображения Казанского Богородицкого монастыря. По свидетельству современников, в XIX веке Богородицкий монастырь в Казани считался одним из красивейших в России и мог поспорить по своей выразительности и величию даже с Александро-Невской лаврой в Санкт-Петербурге. Звон 17 колоколов с главной звонницы, из которых самый большой весил почти 12 тонн, был слышен в любой точке Казани. Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.

В нижней части оборотной стороны монеты под фигурной виньеткой на зеркальном поле картуша, обрамленного растительным орнаментом, сделана надпись в три строки «КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ».

Над созданием эскиза монеты, кроме Александра Бакланова, также работала художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Лидия Евдокимова. Скульпторы – Александр Бессонов и Лидия Евдокимова. Монета отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе качеством «пруф». Тираж – 2000 штук.



Казанский собор в Санкт-Петербурге

Эскиз памятной монеты «Казанский собор, Санкт-Петербург» также был создан художником Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Лидией Евдокимовой.

«Образ Казанского собора настолько часто используется, что является уже хрестоматийным, – считает главный художник Дизайнерского центра Александр Бакланов. – Мы постарались найти новое оригинальное художественное решение». Лидия Евдокимова показала зрителям собор с находящейся в отдалении верхней точки. Это позволило изобразить весь архитектурный ансамбль собора, а не только его фасад (традиционное изображение Казанского собора).

Теперь, держа монету в руках, мы можем в деталях рассмотреть крестообразную форму собора с примыкающей колоннадой, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, а также сквер с фонтаном перед колоннадой. На заднем плане расположена панорама города, и вдалеке виден еще один собор – Исаакиевский. Удачный ракурс и необычное пространственное решение, выбранное художником, помогли по-новому увидеть Казанский собор и сделать памятную монету интересной и привлекательной.

Монета выполнена качеством «пруф». Ее тираж – 1500 штук.

Казанский кафедральный собор – одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге. На том месте, где он сейчас находится, 6 сентября 1733 года была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Освящение храма состоялось 13 июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесен чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, обретенный в конце XVI века.

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы российской армии.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Однако ни один представленный проект утвержден не был.

Через год граф Александр Строганов предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором и бывшим крепостным Строгановых А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве
собора.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведенная А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора Святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора парадной. Купольный крест собора повернут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведен до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора архитектор А. Н. Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени. До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран.



Оптина пустынь

Свято-Введенский монастырь «Оптина пустынь» изображен еще на одной монете этой серии. Оптина пустынь – широко известный монастырь Русской Православной церкви, который расположен недалеко от города Козельска Калужской области.

По преданию, он был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта. До XVIII века в монастыре было всего два монаха – оба глубокие старики. В конце XVIII века обстановка изменилась, в монастыре был устроен скит. Здесь селились «пустынники» – люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец. Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие. Оптина стала одним из духовных центров России. Стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.

Монастырь был знаменит благодаря внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев.

На памятной монете, автором которой является художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Андрей Брынза, изображен не только сам монастырь, но и скит. Таким образом, монета как будто разделена на две части. В нижней части монеты изображена панорама Свято-Введенского монастыря, а вверху, на зеркальной поверхности монеты, Иоанно-Предтеченский скит. Скит Оптиной пустыни расположен в окружении деревьев, которые кажутся облаками. Из-за этого создается впечатление, что скит стремится вверх, к небесам. Такова была задумка художника.

«Изучая материалы об «Оптиной пустыни», я прочитал, что скит является духовным центром монастыря, что туда непросто попасть обычному мирскому человеку. В настоящее время он закрыт для посещения паломниками и женщинами. С помощью такого композиционного решения мне хотелось показать особенность этого монастыря», – говорит Андрей Брынза.

На нижней матовой части диска, под рельефным изображением архитектурного ансамбля монастыря надпись полукругом: «ОПТИНА ПУСТЫНЬ», на верхней зеркальной части диска вдоль канта – надпись полукругом: «СВЯТО-ВВЕДЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ».

Лепка монеты была выполнена художником Санкт-петербургского монетного двора Александрой Долгополовой. Монета изготовлена на Санкт-Петербургском монетном дворе качеством «пруф». Тираж монеты – 2000 штук.



Дворцово-парковый ансамбль Павловска

Другая монета рассказывает о Павловском дворцово-парковом ансамбле.

Павловский парк, размер которого составляет 600 гектаров, служит примером английского стиля, для которого характерно стремление подчеркнуть красоту не тронутой человеком естественной природы.

Парк делится на семь районов, построенных на неповторимости облика каждого из них. Придворцовая часть почти полностью решена в регулярном стиле со свойственной ему строго геометрической планировкой дорожек и партеров, со статуями на них. Она незаметно переходит в естественно-живописную долину реки Славянки. Оформление Старой Сильвии с ее узкими аллеями, украшенными бронзовой скульптурой, связано с древнегреческими легендами. С ней соседствует таинственная лесная глушь Новой Сильвии. Эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью лесов и полей Белой Березы.

Центром дворцово-паркового комплекса является Павловский дворец, который являлся летним дворцом российского императора Павла I.

Скромный снаружи, дворец поражает изысканностью внутренней отделки и убранства. Залы всех восьми корпусов дворца, разнообразные по планировке – круглые, прямоугольные, полуциркульные, с нишами и колоннами, большие и маленькие, отделаны натуральным и искусственным мрамором, украшены лепкой и декоративной росписью.

Прославленные зодчие – Ч. Камерон, В. Бренна, Дж. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси; скульпторы И. Прокофьев, М. Козловский, И. Мартос, В. Демут-Малиновский; художники-декораторы П. Гонзаго, Д. Скотти, А. Мартынов, Я. Меттенлейтер – в течение 50 лет работали над созданием Павловска.

Несмотря на различие художественных приемов, индивидуальных творческих почерков, все архитекторы, скульпторы, художники, работавшие в Павловске, создали целостный, стилистически единый ансамбль.

Для того чтобы сделать монету узнаваемой, автор эскиза Сергей Сутягин выбрал один из самых известных ракурсов. В центре монеты в стилизованной рамке изображен мостик над прудом, а выше на холме – Павловский дворец. С обеих сторон от рамки расположены скульптуры дворцово-паркового ансамбля, за ними видны аллеи парка, усаженные деревьями, и беседка.

«Мне хотелось, чтобы это изображение сразу ассоциировалось с Павловским парком, – говорит художник, – я специально ездил в Павловск, фотографировал наиболее запоминающиеся виды. Так, например, надпись «Павловск», которая сделана на монете, скопирована из лепнины интерьеров Павловского дворца. Она выполнена на ленте, которая имеет все элементы барокко – тяжелые кисти, лавровые венки, мечи, пышное убранство».

Скульпторы монеты – Александр Бессонов и Федор Андронов. Монета отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе качеством «пруф». Тираж – 1500 штук.

Суб header:  С помощью монет серии «Памятники архитектуры России» можно больше узнать о достопримечательностях своей страны
Рубрика : / памятники
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;