Интересная работа посвящена теоретику искусства и философу Казимиру Малевичу (1878–1935). Плакета выполнена в форме квадрата, по углам которого изображены четыре работы Малевича. Между ними проступает лицо художника. Среди представленных картин доминирует «Черный квадрат». Это простая геометрическая фигура на белом фоне — и своего рода апокалипсический занавес над прежней историей искусства, прорыв к строительству будущего (все искусство Малевич разделил на две части: до Малевича и искусство Малевича). Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует в «супрематизме» — новом методе, призванном, по замыслу художника, возглавить собой все предыдущие течения авангарда. (Название «Supremus» от латинского «высший».) Теорию направления иллюстрирует большой цикл геометрических композиций, которые Харитонов поместил на плакете.
Две работы Харитонов посвятил художнику и теоретику искусства, одному из лидеров русского авангарда первой половины XX века Павлу Филонову (1883–1941). Филонов разработал теорию нового искусства, согласно которой художник, тщательно прорабатывая «каждый атом» картины, должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем. В символических, драматически напряженных произведениях Филонов стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории.
Для передачи драматической жизни художника Харитонов использовал стиль Филонова — цветовые ячейки. Через подобные, но уже рельефные ячейки на плакете проступают истощенные лица жителей блокадного города. Внизу плакеты, прислонившись к остывающей «буржуйке», сгорбилось обессиленное тело самого художника. За священное отношение Филонова к творчеству (за всю жизнь художник не продал ни одного произведения, собирая свои работы и работы учеников для Музея аналитического искусства) Харитонов «наделил» его святостью, на которую указывает нимб над головой художника. Умер Филонов от голода 3 декабря 1941 года. Его похороны изображены на второй плакете Харитонова. Сквозь лики умерших ленинградцев и изможденных, но еще живых людей две безвестные фигуры из последних сил тянут санки с телом художника.
Неожиданно в этом ряду работ смотрится плакета, посвященная Полю Сезанну (1839–1906) — французскому живописцу постимпрессионистского периода. Наивный, влюбленный в природу человек совершенно не вписывался в категорию «сумасшедших», но Харитонов поместил его в ряд необычных художников за безмерную любовь к цвету. Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, Сезанн реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии, и все это только с помощью цвета. Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции. Особенность метода Поля Сезанна заключается в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита в композиции картины остается некоторая дразнящая незавершенность.
Вот так Харитонов и изобразил на плакете художника с картинами в руках, идущего своим путем и несущего свой «крест»: медальер расположил картины в виде креста.
В свою галерею Харитонов включил также испанского живописца-сюрреалиста, самого сенсационного художника и эксцентричного гения XX века Сальвадора Дали (1904–1989). Дали писал: «В двадцать пять лет я хотел стать самым сенсационным художником в мире, и мне это удалось». Сильной стороной своего искусства он считал интеллектуальный потенциал, поиски смысла за пределами рационального восприятия, выход в сферу чисто интуитивного, подсознательного. Картины Дали выглядят как воплощение наваждения, и живопись в этом случае является инструментом освобождения.
Безусловная гениальность Дали проявляется в том, что он выбрал оптимальный путь для реализации своего скромного живописного дара и удовлетворения более чем нескромного честолюбия. Какофония сюжетов: деформированные предметы, искаженные образы, фрагменты человеческого тела гармонизируются ювелирной техникой, воспроизводящей фактуру музейной живописи.
Чрезмерное погружение в творчество защищало Дали, как и Ван Гога, от страха перед действительностью. Он часто говорил: «Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей». По мнению Харитонова, за творческими фантазиями и фанфаронством Дали стоит комплекс неполноценности. Этот «страх» на плакете Харитонова пеленает лицо Сальвадора Дали. Медальер использует некоторые элементы из творчества Дали. Так, мы видим материализованное «время», вытекающее в виде слезы, сердце, символизирующее его безумную любовь к Гала, и символ смерти — череп.
В 2008 году Харитонов начал работать над образом Микеланджело, который, к сожалению, остался только в пластилиновой модели.
Собранные вместе плакеты показывают, как пластикой медальерного искусства можно передать цвет и «дух» живописного полотна, выразить творческий потенциал художника, в маленьком кусочке металла отразить его творчество и жизнь.
Может быть, за вечный поиск и сам Харитонов будет включен в серию «Сумасшедших» художников своими последователями.