Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Сумасшедшие художники

Будущий прославленный скульптор, ювелир и медальер Ремир Владимирович Харитонов в 1955 году окончил отделение скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. Мухиной. Творческую деятельность Харитонов начал в области ювелирного искусства, создавая изделия в неоклассическом стиле, которые вошли в моду в 1960-х годах. Свою первую серию медалей исполнил в 1967 году, посвятив ее старым русским городам. Потом были многочисленные медали, посвященные истории Отечества, развитию русской армии и флота. Медали были отчеканены на Ленинградском монетном дворе.

Сейчас работы Ремира Харитонова находятся в Эрмитаже, Русском музее, Государственном Историческом музее и многих других музеях не только в России, но и в других странах, а также в частных коллекциях.

Ремир Харитонов часто обращался к наследию великих художников. Желание проникнуть в тайну творчества заставляло его изучать не только произведения гениев кисти, но и их жизненный путь. Так, более 10 лет назад появились первые плакеты серии «Сумасшедшие» художники», в каждой из которых Харитонов отражал наиболее яркие произведения из богатого наследия выбранных мастеров или некоторые эпизоды их не менее насыщенной жизни.

Одним из первых был выполнен портрет голландского художника Винсента Ван Гога (1853–1890). В искусстве Ван Гога доминирует всепоглощающая потребность самовыражения. В своих лучших произведениях он выступает как первый и наиболее яркий экспрессионист. Его страдания и борьба с судьбой отражены в прозе нескольких сотен писем, адресованных брату. Творчество стало для художника единственной защитой от мира, попыткой уйти от окружавшей его действительности. Концентрация душевных сил на творчестве привела его к трагическому финалу. Это смятение Харитонов передал в своей плакете. На первом плане мы видим руку, держащую одну из картин Ван Гога, которой он отгораживается от мира, а за ней искаженное страхом лицо — один из автопортретов художника.

В ряд трагических фигур не мог не попасть Михаил Врубель (1856–1910) — крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Самобытная манера Врубеля — особого рода кристаллический рисунок, явившийся в какой-то мере предварением кубизма, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» колорит — окончательно сформировались в его киевские годы. Искусство Врубеля, кроме любования, требует еще размышления и философского настроя.
Вершина творчества художника — серия произведений, посвященных Демону. По словам Врубеля, Демон олицетворяет душу. Демон — это все, что заботит, служит предметом размышлений. Это чрезвычайно емкий персонаж, он думает о прошлом: об ошибках, которые он совершил, и о настоящем: о своем месте на Земле и в Вечности, о будущем: о том, что действительно важно сделать. В нем кипит потенциальная энергия для будущих подвигов: они могут быть как разрушительными — «зло», так и созидательными. Светлые силы — «добро» Врубель пытался выразить через лики небесных жителей — ангелов и святых. Так появился образ Иоанна Предтечи. На своей плакете Харитонов поместил портрет художника между «добром» и «злом»: слева Демон, справа Иоанн. В конце жизни Врубель ослеп, и Харитонов подчеркнул это, выделив глаза художника, которыми он «всматривается» в свой внутренний мир.






Интересная работа посвящена теоретику искусства и философу Казимиру Малевичу (1878–1935). Плакета выполнена в форме квадрата, по углам которого изображены четыре работы Малевича. Между ними проступает лицо художника. Среди представленных картин доминирует «Черный квадрат». Это простая геометрическая фигура на белом фоне — и своего рода апокалипсический занавес над прежней историей искусства, прорыв к строительству будущего (все искусство Малевич разделил на две части: до Малевича и искусство Малевича). Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует в «супрематизме» — новом методе, призванном, по замыслу художника, возглавить собой все предыдущие течения авангарда. (Название «Supremus» от латинского «высший».) Теорию направления иллюстрирует большой цикл геометрических композиций, которые Харитонов поместил на плакете.

Две работы Харитонов посвятил художнику и теоретику искусства, одному из лидеров русского авангарда первой половины XX века Павлу Филонову (1883–1941). Филонов разработал теорию нового искусства, согласно которой художник, тщательно прорабатывая «каждый атом» картины, должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем. В символических, драматически напряженных произведениях Филонов стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей хода мировой истории.

Для передачи драматической жизни художника Харитонов использовал стиль Филонова — цветовые ячейки. Через подобные, но уже рельефные ячейки на плакете проступают истощенные лица жителей блокадного города. Внизу плакеты, прислонившись к остывающей «буржуйке», сгорбилось обессиленное тело самого художника. За священное отношение Филонова к творчеству (за всю жизнь художник не продал ни одного произведения, собирая свои работы и работы учеников для Музея аналитического искусства) Харитонов «наделил» его святостью, на которую указывает нимб над головой художника. Умер Филонов от голода 3 декабря 1941 года. Его похороны изображены на второй плакете Харитонова. Сквозь лики умерших ленинградцев и изможденных, но еще живых людей две безвестные фигуры из последних сил тянут санки с телом художника.

Неожиданно в этом ряду работ смотрится плакета, посвященная Полю Сезанну (1839–1906) — французскому живописцу постимпрессионистского периода. Наивный, влюбленный в природу человек совершенно не вписывался в категорию «сумасшедших», но Харитонов поместил его в ряд необычных художников за безмерную любовь к цвету. Строя композицию находящегося перед ним пейзажа, Сезанн реконструирует реальность: деформирует предметы, усиливает тон, добиваясь весомости, объемности, глубины и гармонии, и все это только с помощью цвета. Его не смущают диспропорции и асимметрия, которых требует общий строй композиции. Особенность метода Поля Сезанна заключается в том, что при всей скрупулезной разработанности колорита в композиции картины остается некоторая дразнящая незавершенность.

Вот так Харитонов и изобразил на плакете художника с картинами в руках, идущего своим путем и несущего свой «крест»: медальер расположил картины в виде креста.

В свою галерею Харитонов включил также испанского живописца-сюрреалиста, самого сенсационного художника и эксцентричного гения XX века Сальвадора Дали (1904–1989). Дали писал: «В двадцать пять лет я хотел стать самым сенсационным художником в мире, и мне это удалось». Сильной стороной своего искусства он считал интеллектуальный потенциал, поиски смысла за пределами рационального восприятия, выход в сферу чисто интуитивного, подсознательного. Картины Дали выглядят как воплощение наваждения, и живопись в этом случае является инструментом освобождения.

Безусловная гениальность Дали проявляется в том, что он выбрал оптимальный путь для реализации своего скромного живописного дара и удовлетворения более чем нескромного честолюбия. Какофония сюжетов: деформированные предметы, искаженные образы, фрагменты человеческого тела гармонизируются ювелирной техникой, воспроизводящей фактуру музейной живописи.

Чрезмерное погружение в творчество защищало Дали, как и Ван Гога, от страха перед действительностью. Он часто говорил: «Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей». По мнению Харитонова, за творческими фантазиями и фанфаронством Дали стоит комплекс неполноценности. Этот «страх» на плакете Харитонова пеленает лицо Сальвадора Дали. Медальер использует некоторые элементы из творчества Дали. Так, мы видим материализованное «время», вытекающее в виде слезы, сердце, символизирующее его безумную любовь к Гала, и символ смерти — череп.

В 2008 году Харитонов начал работать над образом Микеланджело, который, к сожалению, остался только в пластилиновой модели.

Собранные вместе плакеты показывают, как пластикой медальерного искусства можно передать цвет и «дух» живописного полотна, выразить творческий потенциал художника, в маленьком кусочке металла отразить его творчество и жизнь.

Может быть, за вечный поиск и сам Харитонов будет включен в серию «Сумасшедших» художников своими последователями.


Суб header:  Пластикой медальерного искусства можно передать цвет и «дух» живописного полотна
Рубрика : / медальер
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;