Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Раковины без права на ошибку

Раковины без права на ошибку

В эпоху Возрождения глиптика стала популярна в Европе. Позже это искусство было широко развито и в России. Работы главного медальера Санкт-Петербургского монетного двора Карла Леберехта (1755–1827), известных резчиков Ивана Шилова (1788–1827), Алексея Клепикова (1803–1852) и многих других были известны не только в России, но и за ее пределами. Богатые и знатные вельможи заказывали у них различные украшения и фамильные печати. Особенно трудной считалась резьба на морских раковинах — нежный слоистый материал не предполагает возможности ошибок.

В советское время работы в этом направлении создавал главный художник Ленинградского монетного двора (ЛМД) Николай Соколов. Затем эстафету у него переняли Татьяна Бермант, Петр Зальцман, Александр Турин, Вениамин Сидоренко, Алексей Долгов…

Алексей Долгов после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной в 1973 году был приглашен на работу на Ленинградский монетный двор. Его наставником был известный медальер Алексей Королюк. Здесь Алексей Долгов выполнил многочисленные значки и медали, например «50-летию Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке» (1975), «125 лет со дня рождения А. И. Желябова» (1976), наградную медаль для строителей БАМа. Его произведения с Первой выставки ленинградских медальеров в 1987 году привлекли внимание искусствоведов и коллекционеров.

В этот период Долгов увлекся искусством глиптики. Он начал резать на кубинской Караколе, потом на более интересной Кассис (зубатках). Но любимым материалом стала Каури-ципрея (она же фарфоровая). В этой раковине масса оттенков — от чернильно-черного и фиолетового до рыже-коричневого. А верхние слои — от холодных голубых до теплых оранжевых. Как считает мастер, работать с раковинами — увлекательное занятие: во-первых, ты не знаешь, какие фоны будут открываться, во-вторых, композицию постоянно приходится менять, то есть пристраивать к открывающимся цветным слоям.

Его миниатюры на раковине впечатляют не только виртуозной техникой исполнения, но и утонченным вкусом. Долгов отошел от традиционных для камей композиций из жизни античных богов и мифологических героев, и основным жанром его работ становится портрет. Свои композиции «Иван Бунин», «Мстислав Добужинский», «Александр Пушкин» он дополняет реминисценциями из произведений мастеров. Творческим вдохновением отмечена созданная Долговым камея в честь Питера Брейгеля. Портрет нидерландского живописца удачно дополнен фрагментом из его картины «Охотники на снегу». Утонченность отмечает и портрет Лукаса Кранаха. Рядом с портретом немецкого живописца помещена композиция «Три грации».

В своих пейзажах-миниатюрах художник мастерски использует колористические особенности полихромных многослойных раковин, что придает его камеям философскую глубину в таких работах, как «Осень», «Полночь», «Белая ночь» и др.

В 2004 г. он выполнил портрет своего старшего коллеги и наставника Королюка. Последние работы посвящены российским императорам Екатерине II и Павлу I. Портрет последнего выполнен на фоне его любимого детища — Михайловского замка.

Работы мастера входят в коллекции многих российских и зарубежных музеев, выставлялись на отечественных и международных выставках.

Суб header:  Глиптика — резьба на раковинах - это искусство настоящих мастеров. Одному из них, российскому медальеру Алексею Долгову, в этом году исполнилось 60 лет
Рубрика : / нумизматика/юбилей
Свежий номер
№ 2(67) 2024
№ 2(67) 2024