Ничто не заменит живого общения

В этом году в работе выставки и конференции по памятным монетам COINS-2010, которая проходила в начале июня в Санкт-Петербурге, впервые приняли участие те, для кого трудятся монетные дворы, — нумизматы-дилеры. Они представили на продажу не только современные памятные монеты, но и старинные монеты, наборы монет разных стран и даже монеты из настоящих кладов. На первый взгляд могло показаться, что рядовые дилеры скучают за своими столами, пока участники конференции работают на секциях и слушают доклады. Но прагматичные нумизматы остались довольны мероприятием: не только себя показали и людей посмотрели, но и продали кое-что, а значит, внакладе не остались. Корреспондент «Золотого червонца» расспросила нумизматов о выставке, монетах и ситуации на нумизматическом рынке.
«Тусовочные места» способствуют движению рынкаКонстантин Иванов, магазин альтернативных инвестиций investstore.ru
— Ваше впечатление от выставки?
— Я себя здесь чувствую хорошо. Конечно, хотелось бы, чтобы было больше покупателей и больше времени для работы. Однако и при таком количестве посетителей удалось кое-что продать. У меня люди берут в основном сувениры. Было бы интересно послушать заседания конференции, однако стол с товаром не оставишь без присмотра, а аудиотрансляции докладов нет.
— Как давно вы интересуетесь нумизматикой?
— Около трех лет.
— Что вас привлекло в этом занятии?
— Сначала меня интересовали инвестиции. А потом увлекло и само коллекционирование. Коллекция у меня разноплановая. Поначалу я собирал только серебро, а потом втянулся и стал коллекционировать медно-никелевые монеты.
— Согласны ли вы с утверждением, что нумизматический рынок в России мононаправленный, замкнутый «на себя» — продаются и покупаются только монеты Российской империи, советского периода?
— Не согласен. Сейчас очень хорошо продаются иностранные монеты, доллары, квотеры, «президенты». А «Россию» собирают охотно немцы. Для отечественного потребителя из Европы сейчас привозят наборы евро, хорошо идут казахские памятные монеты, юбилейные монеты Украины, Прибалтики.
— В последнее время наблюдается приток «свежей крови» в нумизматике. Что это за люди?
— Это люди в возрасте от 30 до 40 лет, представители самых разных профессий. Среди них есть и предприниматели, и наемные служащие. Это те, кто экспериментирует, ищет, куда вложить капитал, который можно передать внукам или выгодно вложить потом в другие монеты. Памятные монеты — выгодное поле для инвестиций.
— В каком состоянии, по вашему мнению, находится рынок нумизматики сегодня?

Однако в целом российский нумизматический рынок остается диким, вернее, нецивилизованным, поскольку он не учитывает всех интересов потребителя. У нас очень мало магазинов (разве что аукционный дом «Конрос»), где были бы представлены не только монеты, но и аксессуары, литература и другие нумизматические материалы. Нумизмату, чтобы купить нужные аксессуары для хранения коллекции, нужно обойти порядка тридцати магазинов. Заказывать эти вещи в заграничных интернет-магазинах многие не могут, поскольку существует языковой барьер, возникают сложности с доставкой и оплатой. Есть, конечно, нумизматы, которые часто ездят за границу или имеют там друзей, но обычный российский коллекционер, начинающий нумизмат скорее купит в России то, что есть в наличии.
Еще один момент, который мешает рынку развиваться, — это недостаточная популяризация нумизматики. Раньше все школьники что-то собирали: марки, монеты, пуговицы, работали кружки, сегодня культура собирательства утеряна.
— Разве кружки по интересам актуальны в эпоху Интернета?
— Конечно! Ничто не заменит живого общения. Интернет — благоприятная среда для всяких махинаций, можно купить монеты у виртуального продавца и ждать до скончания века, когда же он их пришлет. В реальном сообществе можно узнать какие-то нюансы, о которых в Интернете не говорят, или вам придется облазить 15 сайтов и потратить уйму времени, чтобы получить ту же информацию, что и в клубе, за несколько часов живого общения. У меня есть сайт, но на форумах я принципиально не общаюсь, предпочитаю личные контакты в клубах Петербурга и Москвы, на выставках. «Тусовочные места» способствуют движению рынка.
— Если вам предложат, согласитесь участвовать в работе следующей выставки и конференции COINS?
— Соглашусь однозначно, но не знаю, в каком качестве. Может быть, в качестве посетителя, а не участника выставки.
Интернет — это гибель человечества
Юрий Корниенко, нумизмат
— Как вы ощущаете себя на этой выставке?
— Я здесь утоляю жажду наживы. Совершенно не жалею, что пришел.
— Есть какие-либо пожелания организаторам?
— Такое мероприятие лучше устраивать в выходные и больше рекламировать.
— Является ли Интернет альтернативой «живым» нумизматическим мероприятиям?
— Интернет — это гибель человечества. Это шарашкина контора, где налево и направо торгуют некондиционным товаром. Я зарегистрирован на сайтах, но ни в каких заочных обсуждениях не участвую. Не хочу. Пересылкам по почте я тоже не слишком-то доверяю. Предпочитаю с людьми напрямую общаться.

— На Украине стали выпускать огромное количество памятных монет — что ни дата, то монета. Нужно ли это? Конечно, необходимо отражать события эпохи, но коллекционеру сложно купить такое количество монет. Впрочем, есть и другая проблема — с маленькими тиражами. Чаще всего это монеты хорошего качества, красивые, но из-за ограниченного тиража — дорогие. На российском нумизматическом рынке начался отток народа. Однако мне кажется, что кризис создан совершенно искусственно. Цены падают, и монеты приходится продавать уже дешевле, чем покупали.
Антиквариат по телефону — как секс по домофону
Игорь Филиппов, ведущий специалист специализированной выставки-ярмарки «Коллекционер»
— Как вы себя ощущаете на выставке?
— Сказочно. Организация прекрасная, чувствуешь себя на выставке европейского уровня.
— Что-то новое узнали?
— Да, много чего интересного узнал, обзавелся новыми контактами, старых знакомых встретил. Польский монетный двор привез изумительную коллекцию своей продукции.
— У вас на столе есть монеты явно из раскопов.
— Да, здесь есть несколько монеток из кладов. Под Выборгом недавно клад екатерининских пятаков нашли.
— Кладоискатели могут предложить дилеру что-то достойное?
— Да. Но каждый кладоискатель имеет своих клиентов. Если вы видите на рынке что-то на столе у человека, то это не самый редкий и интересный предмет. Все интересное дилер уже продал по телефону, а на стол вынес то, что не купили знакомые клиенты. И кладоискатель так же поступает, звонит знакомому дилеру и говорит: мол, нашел редчайшую вещь, петровскую копейку.

— Нет, это неизбежность. Весь мир так работает — все используют связи. Интересного товара не может быть много, и через Интернет его не купишь. Или монета стоит очень дорого, или это не редкая вещь. Я ни разу не слышал, чтобы человек через Интернет по пересылке купил вещь стоимостью сто тысяч долларов. В Сети осуществляется предварительный просмотр, а сделки совершаются только лично. Антиквариат по телефону — все равно, что секс по домофону. Надо выстраивать личные отношения. Надо увидеть предмет, пощупать его. Нормальный человек хочет подержать вещь в руках, чтобы понять — легла душа к этому предмету или нет.
— Что сейчас происходит с нумизматическим рынком?
— Цены падают на те предметы, которые рассчитаны на широкие массы. А интересные и редкие вещи по-прежнему востребованы и стоят дорого.
— Когда, по вашему мнению, рынок выйдет из кризиса?
— Это чисто психологический вопрос. Все зависит от человека. Если вы считаете, что кризис есть, значит, он есть. А вот для меня никакого кризиса нет.
— Пресыщенность рынка подделками — серьезная проблема?
— По сравнению с китайским рынком наш подделками еще даже не затронут. Я продаю товар по довольно низким ценам, поэтому не встречаюсь с подделками. А вот коллеги, которые работают с монетами из золота и серебра, регулярно с этим сталкиваются. Китайцы подделывают любые монеты. Но они говорят: это не подделка, это копия, новодел. Такова их психология.
— Что бы вы хотели пожелать организаторам?
— Мне кажется, что это мероприятие организовано лучше, чем многие европейские выставки, на которых я бывал: в Бельгии, Франции, Англии. Там есть бардак. Здесь — нет.
— В чем бардак выражается?
— В отсутствии специальной информации, плакатов с распорядком дня, отсутствии четкого плана. А здесь есть всё. И самое главное — есть много людей, которые готовы помочь и ответить на вопросы. Из кризисной ямы мы должны вылезти.
Владимир Лукьяненко, нумизмат
— Каково ваше мнение о выставке COINS-2010?
— К минусам можно отнести то, что выставка работает в будние дни, и то, что она не слишком широко рекламировалась среди нумизматов. Если бы выставка проводилась в выходные, пришло бы больше коллекционеров. Плюсы, которые я получил лично для себя, — удалось кое-что продать, получается, что не зря участвовал.
— Как вы оцениваете состояние нумизматического рынка сегодня?
— Мне кажется, что рынок в упадке, продажи упали. Верхний сегмент рынка упал осенью-2009, затем все остальное. У моих покупателей нет лишних денег. Я говорю им: «Ну, надо же дособирать коллекцию». «Да, — отвечают, — как-нибудь потом». Не думаю, что упадок закончится в этом году, однако это нормальный процесс, всегда так бывает — монеты то дорожают, то спрос на них падает.
— То есть если у человека есть оборотные средства, то сейчас самое время задешево собрать коллекцию?
— Это вполне реально. К тому же сейчас много предложений.
— Думаете, дилеры не пытаются попридержать самый ценный материал?
— Дилерам тоже надо как-то жить, но лично я ничего не припрятываю, а даже дешевле, чем раньше, продаю.
— Правда ли, что сегодня главная проблема нумизматов — наплыв подделок?
— Подделок действительно очень много. Есть подделки, выполненные на очень качественном лазерном оборудовании. В основном подделывают дорогие монеты.
— Какой была самая наглая подделка, с которой вам пришлось сталкиваться?
— Обыкновенная монета, хотя и редкая — 15 копеек 1942 года. Я ее купил у знакомого человека. Принес домой — а она гнется. Я в шоке был — уже такие монеты подделывают. Да, она стоит в пределах 200–300 долларов, но раньше такого уровня монеты не подделывали. Появляется очень много копий пробных монет, с каждым годом копии становятся все качественнее.
— Что еще мешает развитию нумизматического рынка?
— Отсутствие элементарных знаний у начинающих нумизматов. Приходит ко мне с каталогом человек и говорит: «Эта монета стоит 10 рублей, а вы продаете за 100». И ему очень сложно объяснить, что он пользуется не тем каталогом. Но в целом всё движется вперед, из этой кризисной ямы мы должны вылезти. Главное, что мы уже вышли на уровень 2008 года.
Уникальное идейное решение: «Монета воды» (серебро, номинал — 1 лат, представлена на конкурс Банком Латвии) | ![]() |
Удачное художественное решение: монета «Мир и безопасность» (серебро, 20 евро, представил Монетный двор Финляндии | ![]() |
Оригинальная технология: монета «Международный год астрономии» (золото, 200 евро, представил Парижский монетный двор | ![]() |
Серебряная монета года: монета «Чеслав Немен» (10 злотых, представили Национальный банк Польши и Монетный двор Польши) | ![]() |
Золотая монета года: 3-килограммовая монета «История денежного обращения России» (25 000 рублей, представили Банк России и Санкт-Петербургский монетный двор) | ![]() |
Монета года: монета «Вечера на хуторе близ Диканьки» (серебро, 50 гривен, представил Национальный банк Украины) | ![]() |
Специальный приз оргкомитета: серия монет «Знаки зодиака» (серебро, представил Национальный банк Республики Беларусь | ![]() |
Приз «За вклад в развитие рынка памятных монет»: Арнольд Васильевич Войлуков, бывший первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации | ![]() |
Приз зрительских симпатий: монета «Искусство Тиффани — Барокко» (серебро, 10 долларов республики Палау, представила дистрибьюторская компания Coin Invest Trust) | ![]() |