Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Звенящая воздушность и сила духа

Звенящая воздушность и сила духа

Спасо-Преображенский собор — уникальный архитектурный памятник. Название храма впервые упоминается в летописях 1625 года. Однако историки склонны считать, что собор существовал в Болхове со дня основания города, то есть с XVI века. Спасо-Преображенский собор поставлен на вершине Красной горы в историческом центре Болхова на территории бывшего Болховского кремля. Храм как будто господствует над городом и виден задолго до подъезда к Болхову.

Когда старый храм перестал вмещать верующих, взамен был построен более вместительный и представительный. Новый храм был заложен 14 сентября 1841 года на средства церковного старосты купца Акулова и строился по проекту архитектора Малахова. Удивительна история возведения нового собора. Церковный староста купец Иосиф Акулов горячо взялся за это дело, казавшееся совершенно безнадежным. Во всем полагаясь на помощь святителя Николая Чудотворца, он дал обет: весь доход от продажи волов отдавать на соборный храм. Покупая стада громадными партиями несколько раз в году, купец помечал рога животных инициалами «НЧ» (Николай Чудотворец) и говорил, что волы принадлежат Святителю, и партии скота проходили всегда с большим барышом. Так при небесном заступничестве Николая Угодника началось строительство нового Спасо-Преображенского собора. Строительные работы закончились полностью лишь к 1851 году (год освящения храма). Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 20 км от Болхова.

Спасо-Преображенский собор — яркий образец русского архитектурного стиля и напоминает традиционный тип русских пятиглавых соборов. Храм двухэтажный, имеет просторный и светлый интерьер верхнего четырехстолпного храма. В окнах сохранились узорные металлические решетки, имеются хоры. Собор вмещал до 4500 человек.

Художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Андрей Брынза изобразил Спасо-Преображенский собор возвышающимся над городскими строениями Болхова и кронами деревьев. Храм как будто окружен воздушной вязью из закругляющихся линий. По словам главного художника Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Александра Бакланова, «хотелось передать в монете ощущение духовного праздника».

Ведь Болхов — это город церквей. В середине XVIII века церквей в Болхове было больше, чем в других городах Орловщины. По храмам назывались улицы города.

По мнению Александра Бакланова, Андрею Брынзе удалось передать на монете атмосферу звенящей воздушности, а также красоту храма.

На оборотной стороне монеты имеются надписи: над изображением собора по окружности «СПАСО•ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР», под изображением собора — «•БОЛХОВ•».

Монета (ее диаметр — 39 мм, масса драгметалла в чистоте — 31,1 грамма) отчеканена из серебра 925-й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе тиражом 10 тысяч штук. Качество изготовления — «пруф».



***

Вторая монета, выпущенная 1 июля 2010 года в серии «Памятники архитектуры России», рассказывает о Кирилло-Белозерском монастыре, расположенном в городе Кириллове, на берегу Сиверского озера. Монастырь был основан в конце XIV столетия преподобным Кириллом из знатного московского боярского рода Вельяминовых. Он прошел путь от пострижника до архимандрита в московском Симоновом монастыре, однако отказался от высокого чина и в возрасте 60 лет отправился в Белозерье, где и основал обитель. Кирилловским монастырем он управлял до своей смерти в течение тридцати лет.

Его монастырь снискал себе славу «центра излучения живой святости». Он является самым крупным в Европе монастырем. На 12 гектарах расположены Успенский собор, церкви, трапезная, Большие больничные палаты, настоятельский корпус, монашеские кельи, Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника и Казенной палатой. Окружена обитель крепостными стенами XVI века с монументальными башнями, украшенными узорами.

В годы своего расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики. Сюда приезжали цари Василий Темный, Василий III, а Иван Грозный считал, что своим рождением он обязан молитвам здешней братии. В течение всей жизни он трижды посещал монастырь и делал щедрые дары.

Монастырь пережил грандиозный пожар в 1557 году, выдерживал осады польских и литовских феодалов. А в конце ХVII века были построены новые каменные стены, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых могучих крепостей в России.

С 1924 года монастырь стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. На его территорию со всех окрестностей привозились памятники деревянной архитектуры.

Автором эскиза этой монеты стала художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Лидия Евдокимова. «Мне хотелось показать воинствующую силу духа этого монастыря, — рассказывает автор, — его мощные стены, когда он был настоящим форпостом здешних земель, его связь с Иваном Грозным». Впрочем, изначально было решено, что на монете будет изображен только собор монастыря на Соборной площади, причем вид на него из-под арки. Позже на стенах арки появилось изображение фрагмента стенной фрески, выполненное на монете в цвете. По словам Александра Бакланова, на примере этой монеты можно наблюдать, как происходит поиск новых технологических решений.

Монета (ее диаметр — 60 мм, масса драгметалла в чистоте — 155,5 грамма) отчеканена из серебра 925-й пробы на Санкт-Петербургском монетном дворе тиражом 2000 штук. Качество изготовления — «пруф».

Суб header:  Серия «Памятники архитектуры России» пополнилась двумя новыми монетами
Рубрика : / архитектура
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;