Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Важнее славы и званий

Важнее славы и званий

Вначале была музыка

Хотя сам Вячеслав Абрамов считает, что все получилось случайно, на поверку это оказывается не совсем так. Путь художника начался в детстве… в музыкальной школе.

Родители определили Вячеслава Абрамова в музыкальную школу по классу скрипки, где он отлично отучился семь лет. Потратил массу сил и энергии, потому что так было надо. Но при этом его все время тянуло в одно из помещений дома, где располагалась музыкальная школа.

— Здание возле метро «Автозаводская» было большим, и музыкальная школа арендовала только часть здания, — рассказывает Вячеслав Абрамов. — И почему-то там в одном из залов размещалась мастерская по изготовлению — тогда это было модно — копий картин русских художников — Сурикова, Васнецова, Шишкина и прочих. И я как-то очень быстро «пронюхал» о существовании этого заведения и любую свободную от занятий музыкой минуту, не уходя с территории музыкальной школы, проникал в этот зал.

Люди, которые там работали как художники, поняли, что дело непросто. Стоит человек… Чего он стоит?

— А я просто стоял… даже, кажется, не здоровался, — вспоминает Абрамов. — Стоял, смотрел, как они работают. Это доставляло мне огромное удовольствие. Запах краски… Потом я закончил музыкальную школу и пошел в изостудию при заводе, на котором работал отец. Я позанимался год-два, и педагог сказал отцу, что у парня способности и он советует ему продолжать.

И Вячеслав Абрамов поступил в Строгановку. Хотел, конечно, пойти на живопись — но тогда шел прием только на два факультета: художественной обработки дерева и художественной обработки металла.

— Поступай, — сказали Абрамову старшие. — Потом перейдешь на свою живопись.

И Абрамов поступил. В списке принятых был шестым, что было несомненным успехом. С «металла» Вячеслав при всяком удобном случае норовил улизнуть. Но — не удалось.

— После Строгановки мне много чем приходилось заниматься, — продолжает он свой рассказ. — Но всегда я оставался верен специальности. Работал в экспериментальном-творческом производственном комбинате Художественного фонда РСФСР, выполнял заказы. За 15 лет сделал 720 значков, больше сотни медалей. Сейчас я с ужасом об этом вспоминаю. Это – огромное количество. Особенно для тех лет, когда не было компьютерной техники. Все приходилось делать от руки. И шрифты тоже. Можете себе представить! Колоссальная работа.

Возглавляла и обединяла нас Жанна Эдуардовна Каганская, известный искусствовед. Она подняла значковое производство на высокий художественный уровень, чего раньше никогда не было. После нее главным художником комбината стала знаменосец современного прикладного искусства в то время Людмила Николаевна Уртаева, художник-прикладник.

Знаки принадлежности к Союзу архитекторов, Союзу писателей, сделаны в те годы работы на комбинате Абрамовым.

По заказу МОК Вячеслав Абрамов выполнил большой проект для Олимпиады-80, в том числе эмблему 83-й сессии МОК.

— Когда лорд М. Килланин в Афинах утверждал мои работы, я очень волновался. О том, что утверждена именно моя эмблема, узнал по радио и очень гордился, — вспоминает Вячеслав Васильевич.



Так появился орден

Вячеслав Васильевич Абрамов был уже известным, высокооплачиваемым художником, когда президент Борис Ельцин объявил конкурс на создание высших государственных наград новой России.

Сам Вячеслав Абрамов говорит, что автором ордена «За военные заслуги» он стал чисто случайно:

— В 1994 году я по-прежнему работал на комбинате и был там на ведущих ролях. И вдруг мне звонит ныне уже покойный Иван Борисович Порто, член комиссии по наградам, и сообщает, что объявлен конкурс на создание новых российских орденов.

— Ты у нас работаешь в этом жанре. Я рекомендую твою кандидатуру на участие в этом конкурсе наградному отделу.

Список художников был достаточно ограниченным — всего десять имен.

И вот нас бросили в это пекло. Это было что-то страшное. Сроки дали небольшие. Условия были очень жесткие. Требовалось сделать орден в металле вместе с камнями и эмалями, да еще и медали в металле. Я же — не медальерное производство. Мне же нужна была помощь специалистов. Помогали граверы.

За эти несколько дней конкурса я похудел на 10 килограммов, стал ну просто как тень. И последние две ночи я не спал, потому что должен был в срок сдать графическую часть (там было еще очень много графики).

Потом я уже проклинал все это — «И зачем я туда влез?! Что мне это дает?» Я был самым высокооплачиваемым в комбинате художником и еще влез в это спортивное соревнование… Зачем?!

Власти с нами не церемонились. Ну подумаешь, художник… Не поспит ночи две-три, но сделает. Так оно и вышло.

Меня однажды даже нашли на даче. А я не давал адрес дачи. Мобильных телефонов тогда еще не было. Вдруг — машина, черная «Волга». В ней люди из администрации президента. Поймали меня на грядке. И мы поехали в Кремль.

И, не поверите, поскольку я вошел с головой в эту тему, то я этот орден увидел во сне! Буквально. Со всей конкретикой. Я встал и нарисовал. Это был подарок свыше.

В конце концов удалось. Не скажу, что это был первый приз, но российский орден «За военные заслуги» утвержден именно мой.

Теперь, конечно, я уже не жалею о том, что пришлось все это пережить. Когда я вижу этот орден на груди военных, ветеранов, приятно чувствовать свою причастность.

Так что в книге «Российская держава: Символы и награды» есть и моя фамилия. Это важно. Но вообще для художника творчество всегда было важней славы и званий.



Искусство быть свободным

Сегодня Вячеслав Абрамов — вольный художник. Когда он работал в творческом комбинате, ему не раз делали предложения занять официальные высокие должности. Вячеслав Васильевич выбрал творческую свободу:

— Когда предложили стать главным художником, я подумал, что надо будет исполнять поденщину, рано вставать, принимать участие в производственных совещаниях, ходить на работу каждый день да еще отчитываться… Мне стало страшно, я избалован был свободной жизнью. На комбинате была свобода — вопросы решались по телефону, когда хочешь, тогда и приходишь… И вообще, я индивидуалист…

Фраза Алексея Дикого перевернула во мне все — «Там, где бурлит общественная жизнь, кончается искусство». Умеренное участие в общественной жизни, сосредоточенность на творчестве — всегда было моим кредо.

И я благодарен судьбе за то, что у меня всегда была эта творческая свобода, и за то, что она подарила мне много встреч с яркими людьми, которые навсегда остаются в памяти, — с Юрием Завадским, Алексеем Маресьевым, Анатолием Кремером и другими…

Вячеславу Абрамову исполнилось 73 года. Он продолжает работать, принимает участие в выставках.

И скромно говорит о том, что за свои лучшие работы — и в медальерном искусстве, и в фалеристике, и в живописи — ему сегодня не стыдно.

Суб header:  Автор ордена «За боевые заслуги» заслуженный художник России Вячеслав Абрамов уверен: главное для художника – это свобода творчества
Рубрика : Нумизматика / профессионал
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;