Императрица и ее медали
Мать российских императоров
Мария Федоровна (до перехода в православие София Доротея Августа Луиза, дочь принца Фридриха Евгения Вюртемберг-Штутгартского) родилась 14 октября 1759 года в городе Штеттине. Она стала второй женой цесаревича Павла.
Впервые юная принцесса встретилась со своим будущим мужем 11 июля 1776 года, а уже 31 августа этого же года прибыла в Царское Село, осенью состоялась их свадьба. Миловидная и сентиментальная, воспитанная в духе Руссо, Мария Федоровна отличалась мягким и доверчивым характером.
О том, какой стала женой Мария Федоровна, можно судить по ее письму: «Выходя замуж, я дала обет послушания и никогда им не пренебрегала; это удел женщины заниматься мелочами, как чем то важным…» Современники императрицы, сетуя на тяжелый и вспыльчивый характер Павла I, всегда отмечали умение Марии Федоровны мудро направлять эмоции мужа в нужное русло.
До восшествия на престол Павла I в 1796 году она не играла никакой роли ни в политике, ни в русской жизни вообще, что объяснялось разладом между Екатериной II и ее сыном. Марию Федоровну даже устранили от воспитания ее старших сыновей: Александра, который родился в 1777 году, и Константина, родившегося двумя годами позже. Сразу после рождения их взяла к себе Екатерина II. Константин Павлович воспитывался по желанию бабушки как будущий константинопольский император.
Российским императором стал с 1801 года Александр I, и, как мы знаем, в 1825 году Константину присягнули как российскому императору большинство государственных учреждений, но он сам не признал себя самодержцем. Стал российским императором и еще один сын Павла I и Марии Федоровны — Николай I, который родился в 1796 году.
Всего Мария Федоровна родила 10 детей: четырех сыновей и шесть дочерей. Пятеро из них умерли при ее жизни: Ольга в 1795 году, Александра в 1801 году, Елена два года спустя, Екатерина в 1819 году и Александр в 1825 году. На картине художницы Э. Виже-Лебрен «Портрет дочерей Павла I» мы видим очаровательных Александру и Елену — им в это время приблизительно 13–14 лет, в руках у одной из них портрет бабушки — Екатерины II, заказавшей этот портрет.
С 1796 года, когда еще был жив Павел, императрицу Марию Федоровну назначили «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц», она проявила при этом большую энергию, привлекла много пожертвований, а через год стала главной начальницей над воспитательными домами.
После смерти Павла императрица очень серьезно занималась воспитанием младших детей, она оказала влияние на их художественное обучение, они получили европейское образование, обладали хорошим вкусом и яркими художественными способностями.
В период царствования ее сыновей Александра I и Николая I участие Марии Федоровны в государственной жизни страны также ограничивалось только заботами об образовании женщин. Благодаря ее покровительству и содействию в России было основано несколько женских учебных заведений.
Подарки своими руками
Мария Федоровна много и с удовольствием работала с цветными камнями, янтарем и слоновой костью, выполняла работы на воске. По словам князя Ф.Н. Голицына, «любимое ее упражнение было гравировать на камнях, и она до большого совершенства изволила достигнуть в сем искусстве».
Многие из своих работ она дарила своим родным и близким в качестве подарков. Так, по случаю именин мужа в 1794 году она исполнила «Женский портрет» на воске, а в 1790 году — камею с портретом великого князя Павла Петровича. Последнюю работу внимательная и любящая супруга повторила в разных материалах, медальон с таким портретом носила в память о муже. Были и более крупные по размерам подарки мужу. Так, в 1794 году в подарок Павлу Петровичу при участии Марии Федоровны был изготовлен письменный стол. Для этого стола она выточила 12 колонн из слоновой кости и изготовила многочисленные настольные украшения для него. В числе этих украшений были и «письменный прибор античной формы из янтаря; перочинный нож, нож для разрезания бумаги, карандаш, ручка печати». «Все это из янтаря моей работы, — писала Мария Федоровна, — я вырезала даже на стали вензель великого князя для печати». В Павловском дворце у нее был даже свой токарный станок, а помогал ей в работе токарный мастер Н. Фай.
В 1789 году великая княгиня создала одну из самых известных своих работ — медальон-камею с изображением своей свекрови — императрицы Екатерины II в образе богини Минервы.
Любимым творением императрицы был портрет детей, который она создала через год. На белом стекле свинцовым карандашом она нарисовала шесть профилей своих детей, позднее сделала с него камеи. Детские профили, выполненные матерью, Ф. И. Шубин повторил в мраморе, а Ж. Д. Рашетт — в гипсе и фарфоре.
Занималась Мария Федоровна также и живописью, рисунком. Образ Марии Федоровны как художницы можно видеть на картине работы И.-Б. Лампи «Портрет великой княгини Марии Федоровны». На картине она изображена у стола, на котором стоит бюст мужа, в руке великая княгиня держит кисть. На груди Марии Федоровны надет медальон-камея с профильным портретом императрицы Екатерины II. Сейчас этот портрет украшает Парадную библиотеку Павловского дворца, а его законченный эскиз хранится в Государственном Русском музее.
Императрица-медальер
Еще одним увлечением Марии Федоровны было медальерное искусство. Учителем для императрицы в этом деле стал Карл Александрович Леберехт — академик Петербургской академии художеств и главный медальер столичного Монетного двора. По мнению специалистов, Мария Федоровна оказалась самой способной ученицей Леберехта.
Под его руководством великая княгиня в 1793 году изготовила медаль, которую подарила Екатерине II на ее день рождения. На лицевой стороне медали в верхней части Мария Федоровна поместила императорскую корону, под ней — вензель Екатерины II. Все это помещалось в венке из лавровых и пальмовых веток. Пальмовые ветви были изображены как символ долговечности и мира, а лавровые — как символ славы и победы. На оборотной стороне медальер изобразила змею, кусающую себя за хвост, — символ вечности. Сверху полукругом была сделана надпись: «Яко имя тако жизнь». Здесь же между облаков изображался знак зодиака — овен (знак, соответствующий дню рождения Екатерины II, а именно 21 апреля). Римские цифры XXXI на медали соответствовали числу лет правления императрицы. Внизу в обрезе была сделана надпись: «Мария. Выр.(езала) 1793 г.».
Подарок невестки Екатерине II понравился, в этом же году она писала: «Трудно, любезная дочь моя, вырезывать медали лучше вас. Вы, таким образом — чего доброго — отобьете хлеб у работников монетного двора». Медаль великой княгини императрица передала в собрание Эрмитажа. В коллекции Мюнцкабинета Эрмитажа хранятся также штемпеля аверса и реверса этой медали.
В 1797 году Мария Федоровна вырезала штемпель лицевой стороны коронационной медали императора Павла I, два штемпеля этой медали хранятся в коллекции Санкт-Петербургского монетного двора. В «Описании русских медалей», составленном в 1908 году, написано: «Изображение императора Павла I вырезано императрицею Мариею Федоровной, изучившею медальерное искусство под руководством Карла Леберехта». Под портретом есть надпись: «Марiя. р. 1797 г.».
Есть в коллекции Монетного двора и штемпеля, вырезанные Марией Федоровной в 1814 году, для медали в честь ее сына — императора Александра I с надписью «Избавителю народов». Отчеканенная в золоте, медаль была преподнесена императору по возвращении его из Европы.
Удивительно, что хрупкая на вид императрица выполняла тяжелую работу, связанную с обработкой камней, металлов, которая более свойственна мужчинам. На первый взгляд может показаться, что она, может быть, выполняла только рисунок, а резал кто то другой. Но остались воспоминания библиотекаря и личного секретаря великой княгини Ф.-Г. Лафермьера, который писал: «Мария Федоровна делала первоначально с натуры, или с хорошего портрета, образец медальона из воска и затем исполняла его на камне, употребляя для этого превосходные сибирские твердые камни разных слоев. При этой работе она не пользовалась ничьею помощью. Когда же она только еще моделировала портрет, то выслушивала советы своего учителя, Леберехта, и присутствовавших лиц и руководствовалась этими советами, если признавала их правильными; но когда обрабатывала уже самый камень на станке, то учитель не смел приложить к этому свою руку, и вся его обязанность заключалась лишь в подаче ей нужных инструментов».
В медальерном искусстве, как и во всех творческих начинаниях, Мария Федоровна показала себя как замечательный художник.
В память кончины императрицы — художника и медальера — в 1828 году на Монетном дворе в Санкт-Петербурге отчеканили медаль с ее изображением.
Суб header:
Екатерина II шутила, что ее невестка «отбивает хлеб у работников монетного двора!»
Рубрика : / имя в истории