Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Медали, которые станут историей

Медали, которые станут историей

Свою работу в Выставочном зале Спецфонда ФГУП «Гознак» жюри и оргкомитет конкурса начали с осмотра выставки конкурсных работ, которые соревновались в номинации «Медальерное искусство». Кроме того, на выставке было представлено несколько работ, участвующих в номинациях «Предметы церковного ювелирного искусства» и «Драгоценности для интерьера».



Возрождение русской медальерной школы

Работы, представленные на конкурс, — это точный срез возрождаемого российского медальерного и ювелирного искусства конца XX — начала XXI века.

Экспозиция конкурса наглядно демонстрировала возвращение интереса к медалям, жетонам, памятным знакам и стремление общества запечатлеть непростую историю России в металле.

На выставке было представлено около 50 работ. За исключением одной внеконкурсной заявки, все представленные работы были выполнены на одном из двух монетных дворов — филиалов ФГУП «Гознак».

Слева — Андрей Евгеньевич Бусыгин, заместитель министра культуры России; справа — Аркадий Владимирович Трачук, генеральный директор ФГУП «Гознак»; в центре — Галина Васильевна Ананьина. Все трое — члены оргкомитета.Конкурс показал, как велико значение работы, которая ведется монетными дворами по возрождению российских медальерных традиций, по художественному воспитанию и образованию новых поколений художников и мастеров, по освоению новых технологий и созданию продукции, имеющей высокую художественную ценность. Ведь если монетные дворы не станут уделять внимания этому технически сложному жанру изобразительного искусства, то больше сделать это будет некому.

Уже сегодня старшее поколение российских медальеров сетует на то, что 90 е годы создали провал в преемственности поколений. В результате сейчас такие заслуженные мастера, как, например, народный художник России, главный художник Дизайнерского центра ФГУП «Гознак» Александр Бакланов, сами вплотную занимаются возрождением медальерной школы, воспитывая учеников «без отрыва от производства».

А между тем общество после десятилетий социальных катаклизмов пришло к необходимости собственного культурно-исторического осознания.

Представители фирм — участников конкурса единодушно подчеркивали: особый интерес общества (а значит, и коммерческий успех) вызывают проекты, которые в сериях медалей отображают лаконично, эмоционально и емко исторические периоды страны или человечества.

Знаком духовного возрождения общества стала серия из 45 медалей «Библия в серебре», выпущенная Московским и Санкт-Петербургским монетными дворами на рубеже тысячелетий.

Сочетание древней культуры и новейших, на грани возможностей современного производства, технологий явил собой «Золотой Коран», изготовленный на Московском монетном дворе по заказу ООО «WT».

Большой интерес вызвали памятные медали, отчеканенные по заказу ООО «Уотер Марк» в связи с проведением конференций Watermark Сonference в 2005 и 2007 годах и конференции COINS–2008.

Помимо художественного значения и мастерства исполнения, памятные медали «Уотер Марка» возрождают русскую дореволюционную традицию чеканки медалей в память о событии. Именно такие памятные медали, врученные участникам событий, становились началом многих медальерных коллекций и передавались из поколения в поколение.

«Золотой червонец» взял комментарии у участников и организаторов конкурса.



Возвращение к корням

Галина Васильевна АНАНЬИНА, генеральный директор Национального коллекционного центра художественных изделий, координатор проекта:

— Сам факт проведения подобного конкурса имеет высокое значение не только для развития русского медальерного искусства, но и для российского декоративно-прикладного ювелирного искусства в целом. Конкурс проводится в связи с 290 летием Гохрана России. Поэтому стоит в очередной раз напомнить, что, кроме той основной работы, которую выполняет Го¬хран, он еще сохраняет и приумножает великолепную коллекцию предметов русского ювелирного искусства. В эту коллекцию органично входят работы российских медальеров разных лет, и это послужило одной из причин, по которой, в соответствии с традициями преемственности, в номинациях конкурса есть отдельная номинация «Медальерное искусство и фалеристика». В последние годы наметилась очень отрадная для российской медальерной школы тенденция. Появились медали, создаваемые не только монетными дворами, но и частными мастерами, небольшими фирмами. Правда, как показал конкурс, чеканятся эти медали тоже на монетных дворах, но ведь начало положено!

Есть и еще одна замечательная тенденция — расширяется палитра событий, которым посвящаются современные медали. Общество все больше и больше ощущает потребность увековечить в металле память как о новых праздниках, так и об исторически значимых для новой России событиях, как, например, медаль в память о перезахоронении императрицы Марии Федоровны.

Именно в последние десятилетия, которые можно назвать годами возрождения русской медальерной школы, серьезно расширился спектр медалей, востребованных обществом, — от очень серьезных работ (например, «Библия в серебре») до коммерческих проектов (таких, как «Знаки зодиака»).

При оценке конкурсных работ на первом отборочном этапе практически всеми членами жюри была отмечена медаль памяти Дмитрия Лихачева как образец медальерного творчества, органически сочетающего в себе традиции классической школы, сложный психологизм и художественную достоверность изображения великого гуманиста.

Что же касается первого этапа конкурса, то место его проведения, Спецфонд Гознака, оказалось достаточно знаковым. Необычность обстановки, сияющие витрины с экспонатами Спецфонда, блеск витрин с работами, представленными на конкурс… При этом даже специалисту с первого взгляда трудно было отличить одни медали от других. А это говорит о том, как органично современные работы вписались в историческую экспозицию, о том, что уровень их исполнения столь же высок, как и прежде. Конечно, в советские годы чеканилось много достойных медалей. Но экспозиция конкурса отчетливо перекликалась и по внутреннему достоинству, и по мастерству исполнения, и по выразительности пластического решения именно с императорским периодом русской медальерной школы.

Сегодня можно с уверенностью констатировать, что нам удалось не только сохранить и передать из поколения в поколение традиции таких мастеров, как Фаберже, Хлебников, Овчинников, в том числе традиции этих мастеров выпускать ювелирные и медальерные изделия с юбилейной и государственной символикой. За последние пять-шесть лет современная российская ювелирная школа серьезно обогатилась новыми произведениями, созданными в стиле европейского модерна.

Еще какое то время назад наши ювелиры боялись работать с бриллиантовой группой, с драгоценными камнями, с большими бриллиантами. Сегодня появилось множество изделий именно с бриллиантовой группой. И эти изделия замечательно сочетают классические традиции с современными художественными находками.

Несмотря на кризис, ювелирное искусство не стоит на месте, а динамично развивается, являясь частью нашего культурного наследия и одновременно художественным прорывом в наше культурно-художественное будущее.



Специфика бизнеса — «двойники»

Юрий БАЛАБАННИКОВ, генеральный директор центра символики «Медальный альянс»:

— Один из самых первых выпущенных нами наборов — это династия Романовых. Набор медалей был задуман еще в 1997 году. Он выпускался не сразу — сначала было отчеканено 5 медалей, потом еще 3, потом — остальные. Всего в набор входит 20 медалей. Завершающей, два¬дцатой медалью стала медаль с изображением царской семьи, расстрелянной в Екатеринбурге.

 Юрий БАЛАБАННИКОВ, генеральный директор центра символики «Медальный альянс»Успех этого набора предопределил дальнейшие исторические серии, такие, как «Династия Рюриковичей» и «Правители России» (сюда входят все правители России с 1917 года).

Еще один набор, который мы представляли на выставке, — «Патриархи всея Руси». Плакетки были отчеканены в декабре 2008 года, за несколько дней до смерти патриарха Алексия Второго…

В какой то момент пришло осознание, что истории такого великого города, как Москва, посвящено всего несколько медалей с разрозненными эпизодами. И нет ни одного набора медалей, отражающих историю и значение Москвы полностью. Поэтому наш набор, посвященный Москве, делится на несколько серий:

— «Старинная Москва» (с изображением Кремля и храмов)

— «Культурная Москва» (с легендарными артефактами литературы, кино, живописи)

— «Современная Москва» (с изображением архитектурных символов Москвы XX–XXI веков).

Всего в наборе 15 медалей. В центре композиции — медаль, посвященная мэру Москвы Юрию Лужкову.

Неплохо, мы считаем, получился набор «Путь Святой Руси». На медалях — изображения православных святых и храмы Кижей и Валаама, в центре композиции — плакетка с изображением Николая Чудотворца. Медали выполнены в технике частичного золочения и чернения, называемой «медальная иконопись».

Большой интерес вызвал набор «Кавалеры ордена Победы». В набор входят медали с портретными изображениями всех советских кавалеров ордена Победы, а на одной из медалей указаны фамилии пяти иностранцев — кавалеров ордена.

— Какова основная концепция «Медального альянса» при разработке тематики наборов?

— Это стремление запечатлеть и увековечить в медальерном искусстве яркие моменты российской истории.

Думается, что таким образом мы не только вносим вклад в развитие медальерного искусства, но и повышаем интерес людей к истории и культуре страны. Я не исключаю, что, увидев или получив в подарок набор медалей, посвященный тому или иному событию, человеку захочется узнать о нем побольше, почитать книги, рассказать друзьям и близким об истории события, например, показывая набор. Не зная своих корней, трудно строить будущее.

— Кто является основным покупателем наборов медалей?

— Так как наша продукция не относится к категории дешевой, основными ее потребителями являются предприятия и крупные бизнесмены и нумизматы. Ведь мы выпускаем медали не поштучно, а большими наборами и маленькими партиями, ограниченным тиражом. А значит, стоимость набора — довольно высока.

В основном все наши наборы выпускаются в серебре, покрытом золотом. В начале своей деятельности мы выпускали серебряные наборы. Потом попробовали золочение и увидели, что потребителю они очень понравились.

Золото по прежнему является для наших сограждан самым благородным металлом. А сочетание серебра и золота на психологическом уровне создает впечатление солидности и респектабельности набора.

Впрочем, есть любители, которые интересуются исключительно серебром, но их значительно меньше, чем тех, кто предпочитает золото.

Техника, в которой мы выпустили последние наборы, — частичное золочение и чернение, — на наш взгляд, тоже очень интересна и найдет немало приверженцев.

Медальерное искусство и нумизматика — сферы, не подверженные инфляции. Это своего рода надежное вложение капитала. Если другие подарки, даже очень дорогие, со временем теряют свою ценность, то медали и монеты с годами и веками фантастически растут в цене.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Специфика нашего бизнеса такова, что заранее о планах сообщать было бы непредусмотрительно. Идеи перехватываются конкурентами на лету. Ты успеваешь только выносить идею, а конкурент, имеющий больше средств на осуществление идеи, уже успевает выпустить медали…

На рынке существует достаточное количество наборов, слегка видоизмененных по сравнению с нашими, но почти полностью, с незначительными изменениями, копирующих наши наборы. Особенно популярной оказалась идея набора «Правители России». «Двойники» появились сразу же после того, как выяснилось, что наш набор пользуется коммерческим успехом.



Люди хотят видеть символику в медалях

Анна ВАСИЛЕНКО, директор по развитию ООО «Россика», выпускающего коллекционные наборы медалей из драгоценных металлов:

— В данном конкурсе мы решили поучаствовать с четырьмя работами. Это наши любимые работы. Они пользуются большим успехом. Это и наборы православной тематики, и светская линия.

 Анна ВАСИЛЕНКО, директор по развитию ООО «Россика», выпускающего коллекционные наборы медалей из драгоценных металлов Последняя представлена в том числе набором «История в лицах. 20–21 век». Этот набор пользуется большим спросом у чиновников госструктур. Как правило, наш набор берется в ответственные командировки на самом высоком международном уровне. Он представляет Россию, российскую историю.

Набор состоит из 13 медалей диаметром 39 мм и знака «Двуглавый орел». На медалях изображены портреты всех правителей России, начиная с председателя Временного правительства князя Львова до президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра России Владимира Путина.

Также на конкурс мы представили самую новую свою работу православной тематики – набор, посвященный житию Серафима Саровского. В набор входят 3 медали: центральная медаль «Преподобный Серафим Саровский» диаметром 60 мм, остальные медали диаметром 50 мм. На оборотной стороне изображение ангелов, держащих икону Божией Матери «Умиление». В наборах использованы драгоценные металлы – серебро, серебро с золочением и традиционный, всем полюбившийся томпак. Этой серии мы посвятили также набор из пяти медалей и большую килограммовую 100-миллиметровую медаль.

Показали мы и набор, посвященный житию Николая Чудотворца, одного из самых любимых и почитаемых в России святых, и набор из 11 медалей, который символизирует Россию, — «Московский Кремль». На медалях этого набора изображены памятники архитектуры, государственные регалии, сокровища Оружейной палаты Кремля.

Хочется подчеркнуть положительную тенденцию, наметившуюся в России в последнее десятилетие, — все чаще люди хотят видеть нашу государственную символику, исторические символы и даже символику собственных предприятий запечатленными посредством медальерного искусства.

Не меньший интерес существует и к наборам на религиозную тематику. Мы выпускаем их в тесном сотрудничестве с епархиями.

Вся церковная продукция начинается обязательно с благословения. Прежде чем приступить к работе над воплощением образа Божиего или ликов святых, художник-медальер обязательно идет к своему духовнику за благословением на этот труд. Но уже готовыми наборами интересуются и светские структуры, и частные лица.



Суб header:  В конце 2009 года будут подведены итоги конкурса ювелирного искусства на приз Гохрана России
Рубрика : / конкурс
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;