Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Медали всем нужны. А медальеры?

Медали всем нужны. А медальеры?

На голом энтузиазме

— Выставка первый раз прошла в 1993 году. Это было время крушения государства и всех его устоявшихся систем. У всех художников было одинаковое настроение — творческая растерянность, пессимизм на фоне отсутствия работы. Мне это очень не понравилось, — рассказывает Владимир Шкунков. — Надо было как то исправлять ситуацию. И тут мне предложили в бесплатном выставочном зале «Ходынка» провести персональную выставку. А я вообще то художник-монументалист. Среди моих работ — Свердловский и Горьковский ТЮЗы, Кремлевские фонтаны, санатории и другие работы. Даже те из них, которые можно было разместить в выставочном зале, довольно проблематично было доставить в зал из за их величины и веса. А вот медали разместить можно. Но зачем я буду один? И я стал предлагать художникам-медальерам принять участие в выставке. Нас набралось 50 человек.

Эти 50 человек знали лучшие времена. Во времена СССР традиционно проводились огромные всесоюзные медальерные выставки. На их проведение выделялись порядочные средства и великолепные залы. Как раз на этих выставках молодые медальеры, составившие впоследствии костяк «Медальеров Москвы», и перезнакомились между собой.

Владимир Шкунков, собирая первую выставку на Ходынке, пытался найти всех знакомых медальеров — и из союзных республик, и из Ленинграда. Но время и расстояния делают свое дело. Переписка оборвалась, остались только москвичи.

Первая московская выставка, организованная на голом энтузиазме, что казалось нереальным после крушения советской системы поддержки искусства, прошла с успехом.

Выставкой заинтересовались Государственный Исторический музей, Пушкинский музей, Эрмитаж.

Наверняка ни в одной стране мира не творилось ничего подобного. После окончания выставки на Ходынке Владимир Шкунков собрал все экспонаты и стал хранить их в своей мастерской, в обыкновенном подвале. На случай, если интерес крупных музеев выльется во что то конкретное. В результате экспонаты из подвала срочно переезжали в лучшие музеи страны для участия в крупных выставочных проектах ГИМа и Эрмитажа.

Вдохновленный интересом к современным медалям и их создателям, Шкунков стал вести переговоры об участии в международных выставках. Но переговоры ничем не закончились — западные искусствоведы не принимают всерьез настолько некоммерческие проекты, держащиеся, по словам Владимира Шкункова, «на воле организатора», и ни на чем больше.



Художника каждый обидеть может

В самые трудные годы выставка медальеров Москвы была спасительным островком для художников. Они не только выставлялись, видели интерес к своим работам, получали стимул для дальнейшего творчества, но и собирались на семинары, на которых обсуждались развитие российской медальерной школы, дополнительные выразительные возможности пластики металла, перспективы направления. Медальеры чувствовали интерес со стороны искусствоведов и собирателей современного искусства. Владимир Шкунков вплотную подошел к формальной регистрации «Товарищества медальеров Москвы». Но надежды вновь сменились непре¬одолимыми трудностями и разочарованиями.

Вместо «новой России» началась эпоха жесткого передела собственности, которая, как ощущают на себе художники, до сих пор не закончилась.

— Для Московского союза художников, — говорит Владимир Шкунков, — сегодня настали очень трудные времена. Если бы не Лужков, было бы совсем плохо. Огромная армия чиновников всеми мыслимыми и немыслимыми способами старается отобрать у художников мастерские. Особенно те, что находятся в пределах Садового кольца. У меня самого мастерской служит глухой подвал. Зато в нем был Ельцин… Иногда кажется, что Лужков — единственный, кто верит в необходимость искусства. А у всех остальных — бизнес.

Выставки Московского союза художников с каждым годом организовывать все тяжелее в финансовом смысле. Художественная жизнь в Москве понемногу умирает. Ходынка — один из немногих уцелевших островков, на котором сегодня бесплатно могут выставиться медальеры Москвы. И народ ходит на выставку. Но — мало. Потому что «волей организатора» рекламы не сделаешь. Для рекламы нужны деньги. А их, разумеется, у художников нет.

У них есть только школа, мастерство, талант и вера в то, что медальерное искусство в России не умрет окончательно.



Под патронажем королевы

— Буду искать спонсоров, — говорит Владимир Шкунков. — Есть идея показать не только результат труда художника в виде медали, но весь процесс — от идеи, от графических набросков, пластилина и гипса, до готовой медали. Для прошлогодней выставки я просил главного художника Московского монетного двора Виктора Ерохина принести на выставку готовые медали, гипсы, штампы. Все это представляет ценность и для профессионалов, и для тех, кто впервые увидит весь процесс художественного творчества при создании медали.

Как всегда, на октябрьской выставке этого года, помимо медалей, художники выставляли и графические работы, и акварели, и масло. Это серьезные самостоятельные работы, которые послужили штрихами, раскрывающими личность художника-медальера.

В рамках выставок, организуемых Московским союзом художников, подобные проекты невозможны. Они не войдут органично в цеховую концепцию выставок.

На выставке медальеров Москвы существует авторская система отбора. Владимир Шкунков исходит из того, что выставляются серьезные профессионалы, которые сами решают, что вынести на суд публики.

Судя по тому, что в прагматичное время выставка прошла уже 14 раз, идеи Шкункова имеют право на воплощение в жизнь.

— Моя задача, — говорит он, — не дать заглохнуть этому процессу. Когда хорошо — народу вокруг много. Когда плохо — все держится на отдельных людях, и им никак нельзя сдаться.

Владимир Шкунков едва ли не по пальцам подсчитывает тех, кто остался после развала Союза и продолжает медальерное дело:

— Московские медальеры, отдельные художники в бывших советских республиках — медали то всем нужны. Ленинградцы. Выпускники Литовской академии. Все эти художники и раньше, и теперь настолько сильны и талантливы, что, стоит им принять участие в международных медальерных конкурсах, обязательно окажутся в тройке призеров. Когда в советские времена наши чиновники не хотели платить членские взносы, необходимые для участия советских художников в международных медальерных выставках, их, наших художников, в итоге приглашали участвовать на бесплатной основе. Просто чтобы не уронить уровень выставки. А мы все это постепенно теряем! Наши художники отправляют свои работы на биеннале в Италию, а в России отправлять некуда! В Англии медальерная выставка проходила под патронажем королевы. В России нечто подобное сегодня трудно представить на фоне маленькой бесплатной «Ходынки». А ведь художественный уровень выставки — всероссийский, хотя выставиться смогли только москвичи.

— Впрочем, — продолжает Владимир Федорович, — я уверен, что все это обязательно будет — возродится традиция и всероссийских, и даже международных выставок в России, возродится интерес искусствоведов и музеев к медальерному делу. Спустя 500 лет от нашего времени не останется ни фотографий, ни цифровых информационных носителей. О том, например, что Гагарин первым полетел в космос, узнают, глядя на наши монеты и наши медали…



Художники продолжают работать

Сегодня у медальеров появилась надежда, что энтузиаст-коллекционер, директор музея «Остафьево» Анатолий Семенович Коршиков, открывший в своем музее в октябре 2006 года «Кабинет Медали», сумеет в стенах музея создать еще один музей современного медальерного искусства. И кое какие предпосылки для этого имеются.

В усадьбе Вяземского писал «Историю государства российского» Карамзин. Туда наезжал Пушкин. А в 30 е годы музей-усадьбу закрыли, экспозицию разбазарили — кое что отдали в музеи, остальное — пропало. В 90 е годы прошлого века власти приняли решение о восстановлении музея, и сегодня Коршиков старается вернуть в усадьбу те предметы искусства, которые еще сохранились в музеях. По исторической и художественной ценности музей-усадьба не уступает ни Кусково, ни Останкино. А Кусково при всей своей исторической ценности стало одновременно и центром современной керамики.

Благодаря энтузиазму и увлеченности Коршикова в кабинете собрана коллекция медалей и монет в обьеме 50 тыс. единиц хранения, что позволило открыть экспозицию «300 лет медали в России». 15 тысяч собранных тиражных и авторских медалей, отражающих страницы российской истории, привлекают в Остафьево нумизматов и коллекционеров со всего мира.

В 1999 году совместно с «Товариществом медальеров» в музее была организована выставка авторской медали, вызвавшая большой общественный интерес. Свыше 20 тыс. посетителей и 500 отзывов, и это при том, что музей находится за пределами Москвы. В Остафьевском музее, на базе «Кабинета медали» можно создать национальный центр медальерного искусства. Залы вполне позволяют реализовать такой масштабный проект. Но, разумеется, одного энтузиазма мало — у государственного музея нет денег, чтобы покупать у художников произведения медальерного искусства, устраивать творческие группы и международные выставки.

— Но музей должен жить сегодняшней жизнью! — уверен Владимир Шкунков. — И иметь средства покупать работы современных художников-медальеров.

Пока же, как честно и нелицемерно написала в аннотации к выставке известный искусствовед Алла Семеновна Шкурко, соавтор, вместе с А. Ю. Салыковым, каталога «Памятная медаль советского периода 1919–1991»: «Жанр медали не погибнет, ибо художники, несмотря ни на что, продолжают работать, хотя не в том количестве, как раньше, и не так, как хотелось бы, потому что они вынуждены искать средства к существованию».

Суб header:  Товарищество медальеров Москвы надеется, что лучшие времена российского медальерного искусства – не за горами
Рубрика : / традиции
Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;