Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Подделок бояться - на аукцион не ходить

Подделок бояться - на аукцион не ходить

Виды современных подделок

Основных способов подделки коллекционных монет три: литье, гальванопластика и, собственно, штамповка.

Литье — самый простой и грубый способ. Литые подделки опытные нумизматы легко распознают даже по фотографии или сканированному изображению.

Современные подделки — это наукоемкое и недешевое производство. Гальванопластика считается наиболее сложной технологией. Аверс и реверс изготавливаются отдельно, затем спаиваются. Рисунок при этом воспроизводится точнее, чем при литье. Мошенники приобретают подлинную монету, покрывают ее на молекулярном уровне раствором, не проводящим ток, и помещают на несколько месяцев в гальваническую камеру. Полученная таким образом металлическая матрица позволяет изготавливать копии, практически не отличимые от «материнского» экземпляра.

Штамповка наиболее приближена к технологическому процессу изготовления подлинных монет. Здесь возможны варианты: либо изготавливается новый штемпель, либо незаконно используется старый, несколько видоизмененный.

Иногда поддельные монеты изготавливаются на основе подлинных, например путем перегравировки.

Также известны случаи, когда отдельные буквы или цифры на подлинной монете спиливались и заменялись на другие, чтобы сделать из широко распространенной разновидности монеты раритет. Ведь ценность экземпляра зависит и от года выпуска, и от наличия знака монетного двора. Отсутствие такого знака на серебряном долларе 1928 года увеличивает его цену примерно в десять раз.

Особо нахальные изготовители «фуфла» распиливают подлинные монеты напополам, чтобы, соединив аверс и реверс двух разных монет, выдать свое изделие за прежде невиданную и очень редкую разновидность.

Времена художников-любителей, изобретающих пневматический пресс для изготовления николаевских золотых у себя в гараже, прошли. Современные «фуфлоделы» — это не кустари-одиночки, а люди со специальными знаниями, сотрудники институтов и предприятий, где есть доступ к высокотехнологичному оборудованию. Основным поставщиком массовых подделок монет всех стран и эпох на мировой рынок является Китай.



Как распознать подделку?

Основные инструменты осторожного нумизмата доступны и дешевы — это весы, лупа и музыкальный слух.

Вес поддельной монеты отличается от оригинала, как правило, в меньшую сторону. Если внимательно рассмотреть подделку через увеличительное стекло, можно заметить следы опиливания, шлифовки, непрочеканенные детали. Особое внимание следует обратить на гурт — даже если аверс и реверс почти безупречны, все огрехи кустарного производства вылезут на гурте. Звук, который издает монета, если ее, например, ударить о твердую поверхность или другую монету, тоже является важным показателем. Подделка звучит глухо, некрасиво.

Разве что на зуб золотые монеты современные нумизматы уже не пробуют — лабораторный анализ состава металла все таки предпочтительнее.

От приобретения подделки не застрахован никто. Когда в вечное противостояние мошенника и коллекционера вмешиваются высокие технологии, дедовские признаки подлинности, такие, как «монета стоит на гурте», «имеет мелодичный звон», «не имеет пузырьков на поле», уже не являются критерием подлинности.

Кроме того, все эти способы хороши, когда монета уже на руках или физически доступна для осмотра и сравнения с заведомо подлинной монетой. Но все больше сделок купли-продажи коллекционных монет сегодня заключается заочно, через интернет-аукционы и специализированные форумы.

В таком случае имеет смысл требовать у продавца фото не только аверса и реверса, но и гурта монеты. И обязательно оговаривать возможность возврата денег.

Высококачественные подделки часто выдает наличие «близнецов-братьев». Например, сравнительно недавно коллекционеры отследили на аукционе eBay две английские кроны 1822 года с совершенно одинаковыми дефектами. Российские монеты тоже неплохо подделывают — например, рубль 1834 года, так называемую «колонну». «Родовые признаки» — две трещины штемпеля. Одна на реверсе идет через низ колонны налево в поле монеты, другая — на аверсе у основания шеи Александра I. Фальшивые монеты Николая II определяются по надписи на гурте — у подделки буквы неровные, впечатаны в гурт на разную глубину.

Если монета прошла сертификацию в грейдинговой компании и заключена в специальный контейнер — слаб, — то увидеть гурт чаще всего невозможно. Тогда следует обратить внимание на сам слаб. Во-первых, оформившая его компания обязана иметь хорошую репутацию. Во-вторых, «саркофаг» должен быть герметично запаян, что исключает возможность подмены содержимого.

Чаще всего фальсифицируют монеты средней ценовой категории, а не раритеты, к которым приковано пристальное внимание богатых коллекционеров и серьезных экспертов. Однако, как говорят завсегдатаи нумизматических порталов, «бывали прецеденты» даже и на именитых аукционах.



Грейдинг — панацея от подделок?

Коллекционеры признают, что покупать монеты в слабах — дороже, но надежнее. Но даже слаб сам по себе не является стопроцентной гарантией подлинности. Подделки встречаются и в слабах серьезных компаний. Происходит это потому, что несколько лет назад, на заре освоения мошенниками высоких технологий, грейдинговые компании действительно могли ошибиться и заключить в свои слабы некоторое количество подделок.

Тем не менее сертификация в грейдинговой компании — хорошая гарантия подлинности и адекватной оценки стоимости монеты. Надежную сертификацию сегодня можно осуществить только за рубежом, преимущественно в США. Там монету оценивают три независимых эксперта, которые не располагают сведениями о владельце. Процедура сугубо добровольная, обходится от 19 до 250 долларов за монету и может занимать от одного часа до месяца. Плюсы сертификации очевидны — коллекционер получает гарантию подлинности, и цена монеты увеличивается пропорционально присвоенному грейду. Идеально для инвестиционного коллекционирования. Но есть и минусы.

Российские коллекционеры — люди пуганые и осторожные. Во-первых, многие поостерегутся доверять свои монеты почте, а отвезти их на грейдинг лично не всегда возможно. Во-вторых, страшно отправить свою коллекцию на оценку и получить две трети монет в «трупных пакетах», то есть с пометкой «не подлинная». В-третьих, случается, что слабированная монета, отправленная на повторную оценку, по разным причинам теряет пару пунктов грейдинга — и падает в цене. Некоторые эксперты даже утверждают, что американская система грейдинга по шкале Шелдона принципиально не подходит для российских монет. В конце концов, подделывают не только монеты, но и сами слабы: в январе 2008 года такая неприятность приключилась с компанией NGC (Numismatic Guaranty Corporation).

В России некоторые фирмы производят сертификацию монет. Но, в отличие от американского грейдинга, их экспертиза не может считаться независимой, так как они сами же этими монетами и торгуют.

Первый опыт российского слабирования, имевший место в прошлом году, тоже не вызвал энтузиазма у коллекционеров. В описании первой монеты, проданной в отечественном слабе, коллекционеры обнаружили фактические ошибки. Кроме того, выяснилось, что слаб даже не запаян, что автоматически превращает его из гарантии подлинности в заурядный холдер.

Как бы то ни было, сертифицированные монеты — это новые правила ценообразования. Цена монеты зависит от ее тиража. А как только монета оказывается в слабе, ее тираж определяется заново — для слабированных монет данной категории. А это уже совершенно другая игра.

И последний немаловажный аспект сертификации с помещением в слаб — чисто психологический. Да, запаянная в герметичный слаб монета лучше хранится, она не подвержена коррозии и другим механическим повреждениям.

Крупные грейдинговые компании в последние год-два даже учли пожелания коллекционеров и стали использовать слабы, в которых виден гурт. Однако некоторые «классические» коллекционеры старой закалки не признают слабов, потому что они превращают монету в эдакое подобие мертвой царевны в хрустальном гробу: выглядит красиво, хранится надежно, но как с ней такой жить?

Суб header:  В вечное противостояние коллекционеров и мошенников активно вмешиваются высокие технологии
Рубрика : / угрозы
Свежий номер
№ 3(68) 2024
№ 3(68) 2024