Еще одна «топовая» медаль аукциона — «1 марта 1881 года», для охраны и свидетелей-очевидцев покушения на императора Александра II (лот № 73). Серебряная медаль работы медальеров А. Г. Грилихеса и М. Я. Габе была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе. Она имеет почти отличную сохранность, красивую патину и является очень редкой. Учреждена медаль 10 марта 1881 года. Жаловали ее тем лицам, «которые случились при почившем Императоре Александре II во время злодейского покушения 1 марта». Тираж отчеканенных медалей — 200 штук. Выдавались эти медали по спискам, лично утвержденным Александром III. По свидетельству современников, этот теракт переживался Россией гораздо более тяжело, чем принято было рассказывать в советских учебниках истории. 1 марта 1881 года в третьем часу пополудни, возвращаясь из Михайловского замка в Зимний дворец, на набережной Екатерининского канала в Петербурге император Александр II был смертельно ранен в результате теракта, совершенного членами организации «Народная воля». Когда после взрыва первой бомбы государь вышел из разбитой кареты невредимым, к его ногам была брошена вторая бомба, тяжело ранившая императора. Истекающего кровью государя привезли в Зимний дворец, где через час с небольшим, не приходя в сознание, он скончался. Современники оставили свидетельства о том, что «вся Россия содрогнулась от ужаса и горя при вести о мученической смерти Царя Освободителя. Медаль была продана также по стартовой цене — 3 миллиона рублей.
Портсигар за полтора миллиона
Среди предметов военной атрибутики в ноябрьском каталоге представлены как предметы просто красивые и «недорогие», так и красивые, но очень дорогие. Например, эполеты генерал-майора свиты его императорского величества с вензелями императора Александра II хорошей сохранности имели стартовую цену всего в 150 тысяч рублей (лот № 50) и были проданы за 180 тысяч рублей.
А вот подарочный портсигар (лот № 86) оценен экспертами и продан за один миллион рублей. Портсигар был подарен великим князем Георгием Михайловичем штабс-капитану Л. А. Богуславскому.
Золотой портсигар хорошей сохранности, с небольшими царапинами на эмали, был изготовлен в 1892 году известной петербургской ювелирной фирмой «К. Ган» в мастерской главного мастера фирмы Александра Трейдена, о чем свидетельствуют клейма. На крышке портсигара помещено украшенное эмалью накладное вензелевое изображение имени великого князя Георгия Михайловича под императорской короной. С внутренней стороны крышки выгравирована надпись в три строки «Леониду Антоновичу Богуславскому 1892 г. Георгий». На оборотной стороне портсигара помещена надпись в шесть строк, выполненная чередующимися накладными буквами красной и зеленой эмали «Апшеронцу на память за историю полка от Шэфа».
Великий князь Георгий Михайлович со дня рождения являлся шефом Апшеронского полка. Своей деятельностью он внес огромный вклад в русскую культуру, историю и нумизматику. Будучи генерал-адъютантом и генерал-лейтенантом, Георгий Михайлович являлся управляющим Музея Александра III в Санкт-Петербурге, председателем русского генеалогического общества, почетным членом Петербургской Академии наук, Русского нумизматического общества. Георгий Михайлович — один из выдающихся нумизматов императорской России, владелец наиболее полного собрания русских монет, автор множества фундаментальных трудов по нумизматике.
Леонид Антонович Богуславский — военный историк, подполковник 81 го пехотного Апшеронского его императорского высочества великого князя Георгия Михайловича полка. Боевому офицеру, получившему тяжелые ранения в военных кампаниях, было поручено в 1887 году составить историю Апшеронского полка. После напряженной работы в 1890 году Богуславский был командирован в Петербург в распоряжение шефа полка для держания корректуры печатающейся истории полка. А в 1892 году Богуславский имел счастье представиться и поднести императору Александру III составленную им историю полка и удостоиться монаршей благодарности за труды. Великий князь Георгий Михайлович устной благодарностью не ограничился и подарил подполковнику портсигар, который вместе со всей своей легендарной историей спустя век стоит почти два миллиона рублей.
Фаберже недорого
Всего за полтора миллиона рублей любители могли приобрести (и приобрели по этой же цене, без повышения) золотой знак Благотворительного общества ее императорского высочества великой княгини Ольги Александровны (лот № 135), работы фирмы Фаберже (мастерская А. Э. Тилемана). На золотом знаке, выполненном в 1904–1908 годах, имеются соответствующие клейма. Он принадлежал брату Николая II великому князю Михаилу Александровичу. Это подтверждается гравировкой на оборотной стороне знака «Е. И. В. Великому Князю Михаилу Александровичу». Знак вложен в оригинальную деревянную коробку фирмы Фаберже и является исключительно редким.
Подобные знаки выпускались в двух разновидностях — золотой (все металлические части золотые, а пеликан — серебряный), и серебряный (все металлические части серебряные, а ветви — золотые). Право ношения этих знаков предоставлялось членам совета благотворительного общества, почетным членам и попечителям общества, а также другим лицам за выдающиеся заслуги перед обществом или за значительные пожертвования в его пользу.
Еще один «фирменный» лот — знак для окончивших учебно-инструкторскую роту противогазового дела (лот № 264), выпущенный в Петрограде в 1919 году, был продан по стартовой цене за 1,5 миллиона рублей. К 1919 году знаменитая ювелирная фирма «Эдуард» уже была переименована в 1 ю Государственную ювелирную фабрику. На знаке имеются клейма — пробирной палаты, 1 й Государственной ювелирной фабрики (уже с эмблемой «серп и молот») и два именных клейма, в том числе «Эдуард». Сохранность знака — почти отличная. Принадлежал он С. А. Иванову, о чем свидетельствует гравировка на гайке знаке — «С. А. Иванов». Знак — очень редкий. А учебно-инструкторская рота противогазового дела являлась первым советским учебным заведением по подготовке военных химиков.
Еще одна недорогая, но очень познавательная «мелочь» со стартовой и продажной ценой всего в 120 тысяч рублей. Все знают о знаменитом Смольном институте благородных девиц, но почти никто не видел, какие знаки выдавались его выпускницам. На аукцион выставлен редкий знак об окончании Смольного института благородных девиц, один из последних, 1917 года (лот № 253). Золотой знак с серебряной накладкой отличной сохранности принадлежал Е. В. Карповой. Судьба ее неизвестна, вряд ли ей пригодились в революционном Петрограде манеры и навыки благородных девиц. Но благодаря уцелевшему знаку потомки вспомнят о ней, и обо всем ее поколении, чья юность пришлась на такие страшные годы.
В целом аукцион представляет собой изысканное собрание редкостей, самые редкие вещи носят яркий имперский характер, и весь каталог видится гимном силе, доблести и воинской чести императорской России позапрошлого века.