Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Подмосковная усадьба в серебре

На оборотной стороне памятной монеты изображена архитектурная панорама усадебного ансамбля «Архангельское».

Создание этого дворцово-паркового ансамбля относится к восьмидесятым годам XVIII века — времени расцвета усадебного строительства в Подмосковье.

Архангельское, расположенное на высоком берегу Москвы-реки в двадцати километрах северо-западнее столицы, занимает исключительное место среди подмосковных усадеб. Здесь садово-парковое искусство сочетается с превосходной архитектурой и великолепным декоративным оформлением внутренних помещений. Усадьба дает представление о роскошных римских виллах и французских замках с их террасами, зелеными лужайками, стрижеными аллеями, многочисленными мраморными статуями.

Усадьба «Архангельское» была создана под влиянием «новомодных» петербургских садов начала XVIII века: Летнего, Стрельны и Ораниенбаума.

Принадлежавший князю Д.М. Голицыну сад в Архангельском, площадью шесть гектаров (равный Летнему саду), имел боскеты, обсаженные точно по образцу петергофского Верхнего парка, сорта кустарников и деревьев также почти полностью совпадали. И хотя с 1770х гг. русское садово-парковое искусство отошло от традиций «французского сада», парк в Архангельском не был переделан в угоду новой моде в духе английских пейзажных парков. Наоборот, он превращался при Н.А. Голицыне в «подмосковный Версаль» с зелеными партерами, строгой сеткой аллей и деревьями, стриженными в манере создателя Версаля Андре Ленотра. Позднее окружением партера стали густые рощи с романтическими названиями «Князьборисова», «Аполлонова», «Магометова», «Малиновая»…

Планировка парка осталась открытой, перспектива не замыкалась никакими постройками. Его регулярную часть составляли две террасы, выполненные по проекту итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, и большой партер с прилегающими к нему боскетами. Современный вид террасы приобрели в 1829 году после реконструкции, осуществленной архитектором В.Г.Дрегаловым.

Верхняя терраса своими размерами и композицией напоминает парадный двор и точно соответствует ширине фасада дворца. Здесь еще острее ощущается тонкий синтез архитектуры и природы: вместо белой линии колоннад по оси от дома тянутся двухсотлетние лиственницы. На их фоне четко выделяются классически строгие силуэты мраморных герм. Партер Верхней террасы делится центральной дорожкой на два симметричных прямоугольника. В восточной части помещена скульптурная группа «Геркулес и Антей». В центре ее — небольшая лестница, ведущая ко второй террасе.

Композиционным центром Нижней террасы является фонтан «Амуры с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло. По сторонам от него — статуи амуров, традиционные для садов XVIII века. Высокая подпорная стена Нижней террасы украшена ажурной балюстрадой с 44 мраморными бюстами античных героев, философов, императоров и полководцев. С Нижней террасы двухмаршевая лестница спускается к партеру, образуя грот с парными гермами у входа, в глубине которого видна статуя Венеры Медицейской. По сторонам террасу окаймляют небольшие руинные арки.

Западная часть парка богата архитектурными памятниками. Среди них — павильон «Каприз» и небольшое здание «Чайный домик» (часть бывшей библиотеки), составлявшие когда-то своеобразный ансамбль в духе излюбленных в XVIII в. «эрмитажей». В «Капризе», частично переделанном в 1819 году, располагались гостиная, бильярдная, девичья и кухня. Несмотря на это, интерьеры залов первого и второго этажей носили дворцовый характер: их украшали картины, скульптура, зеркала и китайский фарфор. В бильярдной было размещено около 30 женских «головок» кисти известного итальянского художника XVIII века Пьетро Ротари. Всего здесь хранилось около 70 полотен западноевропейских мастеров.

Именно композиционным расположением усадьбы, по словам автора эскиза памятной монеты заведующего сектором дизайна денежных знаков Банка России Сергея Козлова, продиктована художественная композиция монеты. Все архитектурные памятники и скульптуры как будто террасами расположены друг над другом.

На оборотной стороне монеты вверху изображен дворец с парадной лестницей и террасой со скульптурами и декоративными вазами. Перед ним — скульптурная композиция фонтана. Чуть ниже — слева — храм-усыпальница, построенный в виде колоннады. На переднем плане справа — статуя лежащего льва. Этот лев, по мнению художника, отражает дух всего Архангельского.

В «Архангельском» много памятников архитектуры и скульптур, и, конечно, на монете изображены далеко не все из них, но — самые выдающиеся. Они дополняют друг друга, придавая композиции на монете завершенность.

По окружности вверху идет надпись — «УСАДЬБА “АРХАНГЕЛЬСКОЕ”», внизу — даты «XVIII–XIX вв.»

Монета (ее диаметр — 60мм, масса драгметалла в чистоте — 155,5 грамма) отчеканена из серебра 925-й пробы на Московском монетном дворе тиражом 1500 штук.

Качество изготовления — «пруф».

Суб header:  В серии «Памятники архитектуры России» вышла монета, посвященная музею-усадьбе «Архангельское»
Рубрика : / памятник
Свежий номер
№ 3(68) 2024
№ 3(68) 2024