Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Гознак восстановил памятник медальеру Антону Васютинскому

74_1.jpg
Развитию отечественного медальерного искусства Антон Федорович Васютинский (1858 – 1935) посвятил всю свою жизнь буквально до последнего вздоха: мастер умер за работой, только и успев присесть на кресло рядом с верстаком.

Антон Васютинский вырос в семье художников. Получив начальное художественное образование в Киевской рисовальной школе, он с легкостью поступил в 1882 году в Академию художеств в Петербурге, выбрав натурный класс исторической живописи. Учеба давалась ему легко, подводило только здоровье и скудное материальное положение. Он даже покинул на время Академию и вернулся было назад, на Украину; но уже спустя несколько месяцев вновь подал документы в Академию художеств – на этот раз с просьбой зачислить его в медальерный класс.

Так Васютинский стал учеником выдающегося скульптора, старшего медальера Санкт-Петербургского монетного двора Василия Владимировича Алексеева.

За четыре года учебы медали Антона Федоровича не раз удостаивались наград. Пожалуй, самыми известными его работами были два персонажа из древнегреческой мифологии – Ахилл и Геракл. За первую (профиль Ахилла, вырезанный на стали) он получил серебряную медаль I достоинства, за вторую (сцена, в которой Геракл убивает лернейскую гидру) – золотую медаль I достоинства.
Вместе с высшей наградой Васютинский получил возможность стажироваться на ведущих монетных дворах Европы – в Австрии, Германии, Италии и Франции. Секретами мастерства с ним делились признанные скульпторы и медальеры того времени – Антон Шарфф, Альфред Дюбуа и, конечно, Жюль-Клеман Шаплен. Последний настолько впечатлился талантом студента, что настоял на продлении стажировки – до шести лет вместо четырех.

Александр БАКЛАНОВ, главный художник Дизайнерского центра АО «Гознак»:74_2.jpg
«Для меня Антон Васютинский – образец медальера-профессионала. Он был мастером высочайшего уровня, техничным, талантливым, творчески плодовитым, а главное – он всегда стремился к идеалу. Уже будучи признанным мастером, Васютинский мог вновь и вновь переделывать одну и ту же работу, доводя ее до совершенства. Например, у него есть плакета «Последнее подполье В.И. Ленина близ станции Сестрорецк». Это был срочный заказ, поэтому Васютинский торопился. Я изначально думал, что он сделал один-два эскиза плакеты – и всё. А оказалось, их было не меньше 50.

Антон Федорович настолько хорошо знал свое дело, что легко мог заменить технолога, гравера, чеканщика. Он безукоризненно владел всей инструментальной частью монетного производства, поэтому если предлагал какое-то решение, точно понимал, как воплотить его в металле. Поэтому его ценили правители обеих эпох – царской России и Советского Союза. Это редкий случай. Сохранились даже свидетельства, что лично Иосиф Сталин приглашал Васютинского в Кремль для обсуждения первого варианта ордена Ленина. Вот какое к нему было доверие!

А еще Антон Федорович очень хотел, чтобы в России медальерное искусство ценилось так же высоко, как в Париже – столице европейского медальерного искусства. Но в том-то и различие между нами и западными мастерами: когда в нашей стране была потребность в медальерах, их набирали, в другие периоды просто закрывали набор, тем самым прерывая традиции отечественной школы.

Даже в74_3.jpgесьма уважаемый в профессиональном сообществе Васютинский ничего не мог с этим поделать: по его инициативе в середине 1920-х годов в Академии художеств вновь открыли медальерное отделение, а спустя несколько лет – закрыли. Медальеров снова пришлось учить прямо на производстве. Тогда уже здесь, в стенах Санкт-Петербургского монетного двора, Антон Федорович продолжил воспитывать новое поколение медальеров. Только благодаря этому традиции отечественной школы медальерного искусства сохранились.

В историю Антон Васютинский вошел как выдающийся мастер, которому мы должны быть

В это время Васютинский изучал технологические возможности производства и искал новые пластические решения – как бы сказали сегодня, новые направления в дизайне. Результатом этого поиска может насладиться любой желающий и сейчас – в Эрмитаже хранятся две плакеты мастера, изготовленные как раз в период его стажировки во Франции. На одной изображен его учитель Шаплен, на другой – более «официальной» – посол России во Франции барон Антон Павлович Моренгейм.

Признание и успех

Вернувшись в Россию сформировавшимся мастером, Антон Федорович в 1893 году поступает на Санкт-Петербургский монетный двор. Здесь он и проработает 42 года, из них последние 9 – главным медальером.

Примечательно, что именно Васютинский был автором последних «царских» и первых советских монет и медалей. Помимо высших наград Российской империи – орденов Святой Анны второй и третьей степени – у Васютинского были и советские награды (звание Героя Труда).

Среди его самых заметных работ: наградная медаль «За храбрость» 1-й степени, лицевые стороны крупных серебряных и золотых монет Николая II, портрет для которых Васютинский лепил с натуры, настольная медаль в память 200-летия основания Санкт-Петербурга, настольная медаль «В память коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. 26 мая 1896 г.», червонец РСФСР 1923 года, орден Ленина (II типа), советские монеты образца 1921 и 1931 годов.

74_4.jpg

Андрей КОНДРАТЬЕВ, главный инженер СПМД:
«Могила была в плачевном состоянии, поэтому реставрацию мы доверили проверенному подрядчику. Он хорошо себя показал при реставрации объектов Санкт-Петербургского монетного двора, с этим заказом он также успешно справился, выполнив наши три основных требования: высокое качество исполнения, свойственное продукции Гознака, сжатые сроки и по-хорошему человеческое отношение к своему делу.

Когда мы говорим о Гознаке, то, прежде всего, вспоминаем о традициях предприятия, о тех, кто писал его историю. Кто знает, как сложилась бы история Санкт-Петербургского монетного двора и в целом отечественного медальерного искусства, если бы на нем не было такого талантливого мастера, как Антон Васютинский. Поэтому реставрация его могилы – это искреннее желание Гознака и его сотрудников почтить память замечательного человека, который так важен  для нашей истории».

Возро74_5.jpgжденная память
Антона Васютинского похоронили на старинном Смоленском кладбище Ленинграда. Барельеф для памятника изготовил его ученик, также прославленный медальер Николай Александрович Соколов. Но уже после войны памятник начал разрушаться; еще больший урон ему нанесли вандалы уже в новейшие времена: барельеф попросту украли и, вероятно, сдали в металлолом. К счастью, осталась фотография: выяснилось, что барельеф в точности копирует уже известную медаль Соколова – а значит, его можно воссоздать.


И вот на отремонтированом памятнике появился новый гальванический барельеф работы Александры Долгополовой, ведущего художника Дизайнерского центра АО «Гознак».

Реставрационные работы шли около трех месяцев. Были и сложности: могила местами обсыпалась, памятник покосился, с проржавевшей ограды частично сняли элементы декора, но  все удалось восстановить. Убедиться в этом может любой желающий.

Достаточно зайти на Смоленское кладбище через главные ворота, и по правую сторону от центральной дорожки можно увидеть отреставрированный памятник.

Реставрационными работами руководил начальник отдела эксплуатации зданий и сооружений СПМД Александр Колчев, технический надзор осуществлял инженер

Автор:  Мария ПЛЮХИНА
Рубрика : ГУРТ / Память
Свежий номер
№ 3(68) 2024
№ 3(68) 2024