Гознак восстановил памятник медальеру Антону Васютинскому
Развитию отечественного медальерного искусства Антон Федорович Васютинский (1858 – 1935) посвятил всю свою жизнь буквально до последнего вздоха: мастер умер за работой, только и успев присесть на кресло рядом с верстаком.
Антон Васютинский вырос в семье художников. Получив начальное художественное образование в Киевской рисовальной школе, он с легкостью поступил в 1882 году в Академию художеств в Петербурге, выбрав натурный класс исторической живописи. Учеба давалась ему легко, подводило только здоровье и скудное материальное положение. Он даже покинул на время Академию и вернулся было назад, на Украину; но уже спустя несколько месяцев вновь подал документы в Академию художеств – на этот раз с просьбой зачислить его в медальерный класс.
Так Васютинский стал учеником выдающегося скульптора, старшего медальера Санкт-Петербургского монетного двора Василия Владимировича Алексеева.
За четыре года учебы медали Антона Федоровича не раз удостаивались наград. Пожалуй, самыми известными его работами были два персонажа из древнегреческой мифологии – Ахилл и Геракл. За первую (профиль Ахилла, вырезанный на стали) он получил серебряную медаль I достоинства, за вторую (сцена, в которой Геракл убивает лернейскую гидру) – золотую медаль I достоинства.
Вместе с высшей наградой Васютинский получил возможность стажироваться на ведущих монетных дворах Европы – в Австрии, Германии, Италии и Франции. Секретами мастерства с ним делились признанные скульпторы и медальеры того времени – Антон Шарфф, Альфред Дюбуа и, конечно, Жюль-Клеман Шаплен. Последний настолько впечатлился талантом студента, что настоял на продлении стажировки – до шести лет вместо четырех.
“ Александр БАКЛАНОВ, главный художник Дизайнерского центра АО «Гознак»:
«Для меня Антон Васютинский – образец медальера-профессионала. Он был мастером высочайшего уровня, техничным, талантливым, творчески плодовитым, а главное – он всегда стремился к идеалу. Уже будучи признанным мастером, Васютинский мог вновь и вновь переделывать одну и ту же работу, доводя ее до совершенства. Например, у него есть плакета «Последнее подполье В.И. Ленина близ станции Сестрорецк». Это был срочный заказ, поэтому Васютинский торопился. Я изначально думал, что он сделал один-два эскиза плакеты – и всё. А оказалось, их было не меньше 50.
Антон Федорович настолько хорошо знал свое дело, что легко мог заменить технолога, гравера, чеканщика. Он безукоризненно владел всей инструментальной частью монетного производства, поэтому если предлагал какое-то решение, точно понимал, как воплотить его в металле. Поэтому его ценили правители обеих эпох – царской России и Советского Союза. Это редкий случай. Сохранились даже свидетельства, что лично Иосиф Сталин приглашал Васютинского в Кремль для обсуждения первого варианта ордена Ленина. Вот какое к нему было доверие!
А еще Антон Федорович очень хотел, чтобы в России медальерное искусство ценилось так же высоко, как в Париже – столице европейского медальерного искусства. Но в том-то и различие между нами и западными мастерами: когда в нашей стране была потребность в медальерах, их набирали, в другие периоды просто закрывали набор, тем самым прерывая традиции отечественной школы.
Даже в
есьма уважаемый в профессиональном сообществе Васютинский ничего не мог с этим поделать: по его инициативе в середине 1920-х годов в Академии художеств вновь открыли медальерное отделение, а спустя несколько лет – закрыли. Медальеров снова пришлось учить прямо на производстве. Тогда уже здесь, в стенах Санкт-Петербургского монетного двора, Антон Федорович продолжил воспитывать новое поколение медальеров. Только благодаря этому традиции отечественной школы медальерного искусства сохранились.
В историю Антон Васютинский вошел как выдающийся мастер, которому мы должны быть
В это время Васютинский изучал технологические возможности производства и искал новые пластические решения – как бы сказали сегодня, новые направления в дизайне. Результатом этого поиска может насладиться любой желающий и сейчас – в Эрмитаже хранятся две плакеты мастера, изготовленные как раз в период его стажировки во Франции. На одной изображен его учитель Шаплен, на другой – более «официальной» – посол России во Франции барон Антон Павлович Моренгейм.
Признание и успех
Вернувшись в Россию сформировавшимся мастером, Антон Федорович в 1893 году поступает на Санкт-Петербургский монетный двор. Здесь он и проработает 42 года, из них последние 9 – главным медальером.
Примечательно, что именно Васютинский был автором последних «царских» и первых советских монет и медалей. Помимо высших наград Российской империи – орденов Святой Анны второй и третьей степени – у Васютинского были и советские награды (звание Героя Труда).
Среди его самых заметных работ: наградная медаль «За храбрость» 1-й степени, лицевые стороны крупных серебряных и золотых монет Николая II, портрет для которых Васютинский лепил с натуры, настольная медаль в память 200-летия основания Санкт-Петербурга, настольная медаль «В память коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. 26 мая 1896 г.», червонец РСФСР 1923 года, орден Ленина (II типа), советские монеты образца 1921 и 1931 годов.
“Андрей КОНДРАТЬЕВ, главный инженер СПМД:
«Могила была в плачевном состоянии, поэтому реставрацию мы доверили проверенному подрядчику. Он хорошо себя показал при реставрации объектов Санкт-Петербургского монетного двора, с этим заказом он также успешно справился, выполнив наши три основных требования: высокое качество исполнения, свойственное продукции Гознака, сжатые сроки и по-хорошему человеческое отношение к своему делу.
Когда мы говорим о Гознаке, то, прежде всего, вспоминаем о традициях предприятия, о тех, кто писал его историю. Кто знает, как сложилась бы история Санкт-Петербургского монетного двора и в целом отечественного медальерного искусства, если бы на нем не было такого талантливого мастера, как Антон Васютинский. Поэтому реставрация его могилы – это искреннее желание Гознака и его сотрудников почтить память замечательного человека, который так важен для нашей истории».
Возрожденная память
Антона Васютинского похоронили на старинном Смоленском кладбище Ленинграда. Барельеф для памятника изготовил его ученик, также прославленный медальер Николай Александрович Соколов. Но уже после войны памятник начал разрушаться; еще больший урон ему нанесли вандалы уже в новейшие времена: барельеф попросту украли и, вероятно, сдали в металлолом. К счастью, осталась фотография: выяснилось, что барельеф в точности копирует уже известную медаль Соколова – а значит, его можно воссоздать.
И вот на отремонтированом памятнике появился новый гальванический барельеф работы Александры Долгополовой, ведущего художника Дизайнерского центра АО «Гознак».
Реставрационные работы шли около трех месяцев. Были и сложности: могила местами обсыпалась, памятник покосился, с проржавевшей ограды частично сняли элементы декора, но все удалось восстановить. Убедиться в этом может любой желающий.
Достаточно зайти на Смоленское кладбище через главные ворота, и по правую сторону от центральной дорожки можно увидеть отреставрированный памятник.
Реставрационными работами руководил начальник отдела эксплуатации зданий и сооружений СПМД Александр Колчев, технический надзор осуществлял инженер
Автор:
Мария ПЛЮХИНА
Рубрика : ГУРТ / Память