Богдан Берковский: «В нумизматике есть ключ к ответам на многие вопросы»
– Богдан Юльевич, что послужило идеей для создания курса по нумизматике для студентов ВШЭ?
– Одна из задач в деятельности Музея Международного нумизматического клуба – популяризация и углубление знаний по нумизматике, и она стала отправной точкой в разработке обучающего курса. Мы организовали курс в партнерстве с Высшей школой экономики. Сам формат курса предполагал возможность записаться на него студентам разных специальностей. И мы очень удовлетворены той высокой оценкой, которую дали курсу студенты. Это подтверждает востребованность знаний по нумизматике у многих специалистов.
– Чем обусловлена, по‑вашему, востребованность таких знаний?
– В первую очередь, самой сущностью монеты. Ведь монета – это одновременно и исторический источник, причем очень ценный, и произведение искусства, которое в той или иной степени отражает художественную культуру разных обществ и эпох. И это деньги, которые отражают экономические процессы и закономерности. На основании изучения монет можно делать выводы об экономике, политике, культуре тех или иных регионов и стран. Это такой универсальный носитель очень богатого текста, который может быть интересен совершенно разным специалистам. И такая теория подтверждается практикой.
– Кстати, о практике, студенты за время прохождения курса получили определенные знания, а какие навыки и умения они приобрели? Где они смогут их применять?
– Когда мы запускали курс, то выделяли две его особенности. Первая – развитие компетенций в самых широких границах нумизматики: от древности до современности, включая античную, восточную, русскую нумизматику. Вторая – возможность взаимодействия с конкретными материалами. У нас в музее была создана специальная учебная коллекция из прекрасных подлинников разных времен, эпох и регионов. И после каждой теоретической лекции было несколько часов практических занятий с тем материалом, по которому преподаватель вел рассказ. Это очень важный опыт воспринять материал всеми органами чувств, потому что без непосредственного контакта с подлинником сформировать экспертные навыки и понимание невозможно.
!«Коллекционеры являются той движущей силой, которая толкает нумизматику к новым достижениям»
Мы хотели показать, что в нумизматике есть ключ к ответам на многие вопросы. И в будущем, когда студенты станут специалистами и будут решать научные и другие задачи, они вспомнят, что существует такой пласт материала, как монеты и нумизматика, а значит, смогут подойти к решению проблемы через нумизматический материал. Вот эта способность применить знания о монетах в самых разных обстоятельствах и есть главная цель нашего курса. Когда мы обогащаем инструментарий того или иного специалиста новыми способами, методами, инструментами, чтобы они могли использовать нумизматику в своих научных целях.
– Все ли получилось так, как задумывали, или будете что‑то корректировать для продолжения подобного курса?
– Мы планируем расширять это направление. Надеемся запустить более углубленный специальный курс. И следующая наша цель, теперь уже вполне достижимая, – разработка и утверждение профессионального стандарта специалиста-нумизмата. Потому что компетенции и квалификация современных нумизматов, их исследовательские методы уже достаточно хорошо сформированы. Это очень важно для развития нумизматического сообщества, для формирования экспертизы в самых разных сферах – художественной, таможенной, технологической и других. В конечном счете развитие профессионального сообщества может оказать серьезное влияние на нумизматов-любителей, на процесс коллекционирования, на качество коллекций. И даже на Монетные дворы, может послужить катализатором глубинных изменений и новаторских идей, что позволит нам в будущем увидеть новые монеты, новые темы для коллекционирования, новые исследования.
– Согласитесь, сегодня в России нумизматика воспринимается, скорее, как коллекционирование, нежели как наука. Как вы считаете, нужно ли менять это мнение в сторону науки? Нужна она широкой публике или только узкой группе знатоков-экспертов?
– Нумизматика тем и уникальна, что соединяет интерес общественный и интерес специалистов. В ней и любитель, и начинающий коллекционер со временем может добиться успеха, даже не имея профессионального образования. С одной стороны, это прогресс, с другой – это существенная проблема. Поэтому имеет смысл говорить о нумизматике как о науке, о том, чего можно достичь и что можно узнать, занимаясь коллекционированием монет. Без коллекционеров наука не могла бы формироваться и развиваться, и до сих пор коллекционеры являются той движущей силой, которая толкает нумизматику к новым достижениям. Это очень напряженный и кропотливый труд по изучению очень большого массива данных.
"Андрей БОГДАНОВ, преподаватель курса, начальник отдела выставочно-экскурсионной деятельности выставочного комплекса АО «Гознак»:
«В этом курсе я рассказывал о нумизматике и бонистике XVIII–XX веков. На занятиях в музее МНК была возможность иллюстрировать лекции не только презентациями на экране, но и на большом количестве материала – самих монет и банкнот. И это подогревало интерес у студентов. Мы с коллегами-преподавателями постарались развить у них базовые навыки работы с монетами и банкнотами. В частности, работать с каталогами, с литературой, уметь грамотно описать, сделать выводы, изучая конкретную монету. Например, одно из занятий было посвящено разбору условного смоделированного монетного клада. Студентам давалось несколько стертых, старых монет, они должны были представить, что это некий клад, и сделать выводы, какого он состава, как мог попасть в землю, в какие годы и т. д. Такое умение определять монеты, знание основных особенностей денежного счета, терминологии, монетных металлов формирует экспертность, что полезно и применимо не только в сфере истории, но и экономики.
В целом получился хороший, интересный курс. Такая инициатива заслуживает всяческой поддержки и продолжения, потому что преподавание нумизматики и бонистики у нас развито не так, как хотелось бы. Далеко не во всех вузах на профильных исторических факультетах есть такие курсы. Между тем, нумизматика и бонистика – важные составляющие в подготовке специалистов исторических наук. Они позволяют ориентироваться в денежном хозяйстве России и других стран, служат важнейшим подспорьем в изучении истории экономики, культуры, искусства в зависимости от профиля исследователя.
Как известно, без знания исторического прошлого нет настоящего и будущего, это просто невозможно. И даже в условиях глобальной цифровизации наличные деньги никуда не денутся, по крайней мере, в ближайшем будущем. Нельзя забывать, что существует целый отдельный рынок памятных, коллекционных, инвестиционных монет, которые чеканятся из драгоценных металлов и не имеют отношения к цифровизации экономики.
В нумизматике, как и в любой области знаний, количество профессионалов ограничено, и они привязаны к какой‑то системе, к рабочим местам и т. п. Любители же свое время и силы нумизматике дарят и в конечном счете способствуют ее развитию как науки. Для того чтобы нумизматы-любители могли оперировать научными понятиями, чтобы их увлечение и силы не пропали впустую, нужно как можно шире распространять профессиональные нумизматические знания и навыки. Именно этим мы и занимаемся.
Автор:
Жанна ЖЕРЕНКОВА
Рубрика : РЕВЕРС / Актуальный вопрос