Петр I: энергия и движение
Последний «царь всея Руси» и первый российский император обладал неудержимой энергией и за годы самодержавного правления радикально изменил международный, политический, экономический, социальный и культурный облик России.

Он вошел в российскую и мировую историю как талантливый полководец и флотоводец. Именно при Петре I были созданы российский военно-морской флот и регулярная армия. Россия по праву стала одной из великих держав, без участия которой в Европе теперь не могла пройти ни одна военная кампания или дипломатическая конференция.
27 мая 1703 года на отвоеванных у шведов землях Петр основал Санкт-Питербурх (названный в честь своего святого покровителя) – именно этот город в 1712 году стал столицей России. И, к слову, именно здесь в 1724 году Петр основал крупнейший в России и современный Монетный двор, который работает по своему основному профилю и по сей день. Теперь это СПМД – филиал АО «Гознак».
Кроме того, Петр начал строить «железные заводы» по всей стране, в результате чего Россия вышла на третье место в Европе по добыче черных металлов. Провел областную реформу: поделил всю страну на губернии, провинции и дистрикты, в результате чего появилась возможность управлять страной «по вертикали»: император – губернатор – воевода – земский комиссар. Вместо старой Боярской думы создал Правительствующий сенат, который разрабатывал новые законы, следил за финансами и правосудием в стране. Дал старт обязательному и профессиональному образованию, настоятельно рекомендовал своим подданным просвещаться и показал, что образование – это ключ к будущей карьере. Основал Академию наук. Открыл первый в стране музей. Настойчиво вводил европейские ценности, традиции и этикет, задав стране основной вектор развития на последующие 300 лет.
И это далеко не полный перечень его преобразований. Именно поэтому фраза «Петр I – преобразователь» объединила монеты «350-летие со дня рождения Петра I», которые Банк России выпустил в серии «Исторические события».
Санкт-Петербургский монетный двор отчеканил 5 тыс. монет номиналом 3 рубля и 100 монет номиналом 100 рублей весом 1,083 кг из серебра и 50 золотых монет номиналом
10 тыс. рублей, весом 1,004 кг.
При создании монет использованы все наиболее современные технологии, в том числе не имевшие до сих пор аналогов подобного применения.
По словам народного художника России, главного художника-дизайнера Дизайнерского центра АО «Гознак» Александра Бакланова, это позволило подчеркнуть художественную идею монет, отражающую концепцию «Петр I – преобразователь».
При создании эскизов реверсов монет была проведена большая предварительная работа по изучению исторического периода, личности Петра I, его вклада в развитие Российского государства. При работе над эскизами большую помощь оказал Павел Кротов, российский историк, доктор исторических наук, профессор СПбГУ, специалист по истории России периода правления Петра Великого, периода дворцовых переворотов, российской военной и военно-морской истории.
Благодаря его консультациям были определены события, значимые в жизни Петра I, ставшие наиболее значимыми для истории, выбраны сюжеты монет. Благодаря помощи ученых-историков каждая деталь на монете обоснована и соответствует тому времени. Такой профессионализм и внимание к деталям позволили художнику сконцентрироваться на творческой задаче.
Сюжет серебряной трехрублевой монеты посвящен основанию Санкт-Петербурга. На ней – рельефные изображения портрета Петра I в профиль, Петропавловской крепости, кораблей, идущих по Неве, и ленты с надписью «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ». А также выполненное в рельефе с цветным покрытием одно из первых изображений герба Санкт-Петербурга.
Центральная идея 100-рублевой серебряной монеты – создание Петром I регулярной армии и флота. Здесь же на фоне панорамного вида сражения рельефные изображения Петра I верхом на коне и ангела, венчающего его венком победителя.
На золотой монете на голову Петра I ангелы надевают уже не венок, а корону – монета посвящена превращению России в империю, а Петра I – в императора. В нижней части – рельефное изображение двуглавого орла, наложенного на горностаевую мантию, на фоне выполненной в технике лазерного матирования композиции из военной атрибутики. Фоном служит карта Российской империи.
Наиболее сложным и интересным элементом на монетах стало применение растровых изображений, которые позволили дополнительно раскрыть образ.
Так, на серебряной монете, посвященной созданию регулярной армии и флота, растровое изображение в виде клубов дыма представляет сцены сражений – сухопутного и морского. При изменении угла зрения можно увидеть либо бегущих в бой солдат, либо плывущие корабли.
На золотой монете – растровое изображение в виде свитка, на котором в одном положении виден Марс, а в другом – Гермес. Они представляют аллегории войны и торговли и символизируют сражения, которые выигрывал Петр I для завоевания новых торговых путей.
Растровое изображение в сильно упрощенном виде используется на 10-рублевых монетах для изображения номинала. А вот для создания цельных сложных образов используется впервые. До сих пор растровая вставка таким образом не применялась.
«Для того чтобы увидеть, как меняются образы, необходимо менять угол зрения, двигать монету,– поясняет Александр Бакланов.– Вся жизнь Петра I – это энергия, движение. И когда мы покачиваем серебряную монету, видим то армию, то флот; золотую – Марса и Гермеса. То есть изделие оживает при движении. Благодаря растру сам Петр I на монете получился живым. Но для того, чтобы это увидеть, монете нужно движение. Это дополняет цельность образа».
При создании растрового изображения пришлось учесть много нюансов: ширину растра, его глубину, углы, все это – с учетом твердости металла. Но результат получился отличный.
«На монетах «350-летие со дня рождения Петра I» представлены все основные достижения Санкт-Петербургского монетного двора: растровое изображение, лазерная обработка фона разного тона (серая, белая), рисунок фона, лазерная обработка рельефа, а также лазерное матирование и цветная печать. Все эти технологии необходимо было объединить в единое целое, чтобы создать органичный образ. Ведь они должны отражать художественную идею монеты»,– поясняет Александр Бакланов.
Автор:
Славяна РУМЯНЦЕВА
Рубрика : АВЕРС / Новости