Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти

Номинал банкноты – 100 рублей История одной купюры


85_1.jpg


Бόльшую часть своей истории 100‑рублевые банкноты были в нашей стране самыми крупными, хотя были времена, когда покупательная способность «сотни» были ничтожна. Но – обо всем по порядку.

Первая «сотня»

85_2.jpg
Итак, первые 100‑рублевые купюры появились в 1769 году. Тогда манифестом императрицы Екатерины II в России впервые были введены бумажные денежные знаки – ассигнации номиналом 25, 50, 75 и 100 рублей. Таким образом, 100‑рублевая ассигнация была по номиналу самой крупной, хотя первоначально планировалось выпустить и 500‑рублевые ассигнации. Во всяком случае, их печатный проект сохранился в Российском государственном историческом архиве.

Ассигнации разменивались на медные монеты. Медный пятак того времени весил чуть больше 50 граммов – это была весьма увесистая монета. Рубль такими пятаками весил более килограмма, а 100 рублей – более 100 килограммов. Отчасти такая «тягость медной монеты» и, соответственно, неудобство ее обращения и было причиной введения бумажных денег.

Бумага для первых ассигнаций отливалась на Красносельской бумажной мельнице, печатались они в Сенатской типографии.

85_3.jpg

Первые ассигнации сегодня исключительно редки. В собрании Гознака хранится 25‑рублевая ассигнация 1769 года и 100‑рублевая ассигнация 1779 года. Композиция ассигнаций была заимствована у шведских банкнот. В качестве средств их защиты использовались особые водяные знаки, изображения в овалах, сделанные бескрасочным тиснением, номера, подписи.

Все ассигнации были одного цвета и размера, что немедленно открыло возможность путем нехитрой операции «превращать» 25‑рублевые ассигнации в 75‑рублевые. Из-за этого в 1771 году последние были изъяты из обращения. Единственная сохранившаяся до наших дней подлинная 75‑рублевая ассигнация хранится в собрании Копенгагенского королевского музея. А вот 100‑рублевые купюры никто из оборота не изымал.

85_4.jpg


В 1785–1787 годах тип ассигнаций был изменен. Впервые появились купюры более мелких номиналов – 5 и 10 рублей, причем печатались они на цветной бумаге – синей и красной. Самой крупной купюрой по‑прежнему оставалась сторублевая. Теперь ассигнации были разных размеров, а по оформлению уже напоминали не шведские кроны, а английские фунты. Для изготовления ассигнационной бумаги для новых купюр была построена специальная фабрика в Царском Селе.

85_5.jpg


Примерно в это же время ассигнации сильно упали в цене из‑за усиленного их печатания. Теперь бумажный рубль не был равен серебряному, а составлял лишь треть или даже четверть его. Таким образом, в первой трети XIX века в России фактически было две валюты – рубль серебром и рубль ассигнациями.

85_6.jpg


Реформы не удались

В конце XVIII века возник проект замены старых ассигнаций на новые, в результате которого появились ассигнации нового образца, датированные 1802–1803 годами. Проект возник на исходе короткого царствования Павла I, который повелел приступить к его реализации 29 июня 1800 года. С апреля 1802 по январь 1804 года в типографии Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге было отпечатано и передано в Ассигнационный банк ассигнаций нового образца на общую сумму почти 86 млн рублей. Однако по разным причинам эти банкноты так и не увидели свет, а отпечатанные листы почти все были уничтожены.

85_7.jpg


В собрании Гознака сохранились эти банкноты. Их номиналы – 5, 10, 25 и 100 рублей. Таким образом, 100‑руб-левка оставалась самой крупной и в этом неосуществленном проекте.

85_8.jpg


В то же время ассигнации старого, еще екатерининского, образца продолжали печататься. Ассигнации образца 1786–1787 годов оказались долгожителями: они выпускались в течение трех десятилетий, и к концу выпуска пережили свое время по всем показателям. Их недостаточную защищенность от подделки показала массовая фальсификация этих банкнот, предпринятая во время Отечественной войны 1812 года. Широко известны фальшивые «наполеоновские» ассигнации, изготовленные значительно качественнее, чем немногие дошедшие до наших дней подлинные банкноты.

85_9.jpg


После Отечественной войны 1812 года, когда страна была наводнена фальшивыми купюрами, стало ясно, что тип ассигнаций нужно менять. В 1818 году в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки заработала Экспедиция заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ) – особая фабрика для изготовления ассигнаций и других защищенных бумаг. Она была предшественницей современного Гознака, и со дня ее основания Гознак отсчитывает свою историю.

Они помнят Пушкина

85_10.jpg
И вот в 1818–1819 годах в обращение были выпущены ассигнации нового образца – первая продукция ЭЗГБ. Они были значительно лучше защищены от подделок, и оформлены они были значительно изящнее, чем их предшественники. Тогда 100‑рублевая банкнота впервые потеряла «звание» самой крупной, уступив 200‑рублевой купюре. Ее появление – следствие падения курса и, соответственно, покупательной способности бумажных денег.

Ассигнации образца 1818–1819 годов печатались до 1843 года, правда, с большими перерывами. Это – деньги пушкинской эпохи. Ими расплачивался и сам великий поэт, и его герои.

Примерно тогда же банкноты получили свои прозвища: 5‑рублевую ассигнацию назвали «синенькой», 10‑рублевую – «красненькой», 25‑рублевую – «беленькой». 100‑рублевую ассигнацию называли «государственной», поскольку слово «государственной» в тексте на лицевой стороне было напечатано крупным шрифтом и сразу бросалось в глаза.

85_11.jpg


Ассигнации образца 1818–1819 годов стали последними ассигнациями в российской истории. Падение их курса, привязка к медной монете и существование двух параллельных валют – рубля серебряного и рубля ассигнационного – негативно сказывались на российской экономике.

«Депозитки» и «кредитки»

85_12.jpg

С 1839 по 1843 год под руководством Е.Ф. Канкрина была проведена денежная реформа, в результате которой в обращении появились новые бумажные деньги – государственные кредитные билеты, обеспеченные серебряной и золотой монетой.

В 1841 году в обращение были выпущены новые бумажные деньги – 
депозитные билеты Государственного коммерческого банка. Они полностью обеспечивались уже не медью, а серебром, и были промежуточными купюрами между ассигнациями и появившимися через два года кредитными билетами, которые обеспечивались благородными металлами не полностью. Самый крупный номинал депозитных билетов – 100 рублей. При их изготовлении была впервые применена гальванопластика для тиражирования печатных форм. Вообще, от подделки они были защищены много лучше старых ассигнаций. Кстати, 100‑рублевые «депозитки» сегодня – это редкость высочайшего уровня, поскольку после 1843 года они были изъяты из оборота.

85_13.jpg


В 1843 году были выпущены новые банкноты – государственные кредитные билеты. В отличие от «депозиток», которые, как уже было сказано, были промежуточными деньгами, кредитные билеты выпускались до конца существования Российской империи, а обращались и после революции. В собрании Гознака сохранились эскизы и утвержденные образцы этих банкнот.

!Техническую помощь при подготовке выпуска новых банкнот России оказала знаменитая американская фирма American Bank Note Company (ABNC). Американцы предложили новый для России способ глубокой печати – металлографию. По этой технологии изображение гравируется вручную на стальной пластине. Затем оно переносится на стальной цилиндр, а с него – на другую пластину большего размера переносится уже несколько идентичных изображений. На последнюю пластину накатывается краска, после чего она удаляется с основной поверхности, оставаясь только в углублениях изображений. Затем под давлением краска переносится на бумагу. Этот способ позволяет печатать неограниченное количество сложных изображений высочайшего качества, точно воспроизвести которые фальшивомонетчикам практически невозможно.

Металлографская печать недешева, однако затраты эти оправданы, учитывая тиражи банкнот. До настоящего времени она используется при производстве бумажных денег и другой защищенной продукции.

Снова на высоте

85_14.jpg


Так как «кредитки» были привязаны не к меди, а к серебру, надобность в высоких номиналах отпала, и 100‑рублевая купюра снова стала самой крупной. А поскольку при ее печати использовалась многоцветная ирисовая печать, ее стали называть «радужной». Она была надежным средством защиты от возможной фальсификации: в отличие от билетов мелких номиналов, ее почти не подделывали. Кстати, тогда же впервые появились банкноты номиналом меньше 5 рублей – желтый рубль и зеленая 3‑рублевка.

85_15.jpg


Кредитные билеты образца 1843 года выпускались до конца 1860‑х годов. Особенно много их выпускалось в годы Крымской войны. 

Тогда же появилось большое количество поддельных билетов. После окончания войны было решено «сделать кредитные билеты более изящными» с целью «отвращения» их подделки. Это потребовало серьезной перестройки ЭЗГБ, которая и была проведена в конце 1850‑х – начале 1860‑х годов.

Первая «катенька»

Первые эскизы новых купюр были сделаны в 1859 году художниками 
Н.А. Зауервейдом и А.А. Фаддеевым. На них планировали изобразить жителей разных местностей России в традиционных нарядах – «одесском», «новгородском», «тульском», «олонецком», и в исторических костюмах. Кроме портретов, на банкнотах собирались поместить виды и гербы городов в богато орнаментированных рамках.

На 100‑рублевой банкноте художник поместил вид Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, изображения витязя времен Дмитрия Донского и боярина  XVII века и аллегорий Европейской и Азиатской России.

Несмотря на неординарное концептуальное решение, этот проект осуществлен не был. В 1860 году корабль, который вез из Америки в Россию доски для металлографской печати, затонул, и часть досок оказалась испорчена морской водой. Тогда архитектор А.И. Дютак выполнил новые эскизы.

В итоге на новых банкнотах появились портреты российских государей – от Дмитрия Донского до Екатерины II. 

85_16.jpg


Поскольку портреты распределялись по времени правления, на самой крупной 100‑рублевой банкноте появилось изображение Екатерины II, и за ней закрепилось прозвище «катенька». Во второй половине 1860‑х годов новые кредитные билеты образца 1866 года вышли в обращение. С середины 1870‑х годов началась их постепенная замена, но 100‑рублевых купюр она не коснулась: «радужная» ирисовая печать вкупе с другими защитными признаками считалась надежной защитой от подделок. Даже в 1887 году, когда все купюры были заменены на новые, 100‑рублевка осталась прежней, хотя в 1882 году вензель императора Александра II на ней сменился на вензель нового государя – Александра III.

Старая 100‑рублевая банкнота была заменена на новую лишь в конце 1890‑х годов.

Защита Орлова

В августе 1895 года в Санкт-Петер-бургской конторе Государственного банка были впервые обнаружены «чрезвычайно искусно подделанные» фальшивые 100‑рублевые билеты образца 1866 года, выполненные знаменитым фальшивомонетчиком Леоном Варнерке. В этот момент стало ясно, что с архаичными «катеньками» нужно что‑то делать. Через много лет художник ЭЗГБ Р.Г. Заррин вспоминал, что разработка «сотни» стала следствием деятельности Варнерке: «Так, известна подделка сторублевых радужных кредитных билетов. Это был известный в Европе фотограф Варнерке, жил недалеко от Лондона, бывал в домах королей и князей. Его подделка и послужила поводом для замены радужных билетов нынешними сторублевками».

85_17.jpg


Специалисты ЭЗГБ в короткий срок разработали новый 100‑рублевый билет. Портрет Екатерины II на нем переместился с оборотной стороны на лицевую и сместился влево.

При этом он оставался тем же, что и на банкнотах предыдущего образца,– так можно было использовать старую оригинальную печатную форму, сэкономив время. На оборотной стороне поместили цветастую композицию с государственным гербом в центре, выполненную при помощи орловской печати – особым способом однопрогонной многокрасочной печати, изобретенным И. И. Орловым.

Орловская печать не только была очень красива внешне, но и позволила резко снизить количество подделок, став очень надежным защитным признаком. Кроме того, банкноту предполагалось печатать с белым купоном с локальным водяным знаком – портретом Екатерины II. Таким образом, по сравнению с банкнотой образца 1866 года новая 100‑рублевка содержала в себе два важнейших новшества – локальный водяной знак с портретом на отдельном купоне и орловскую печать. Она была действенным способом защиты: как ни старался Л. Варнерке ее подделать, у него это так и не получилось.

Осенью 1896 года печатный проект новой 100‑рублевой банкноты был готов. В собрании Гознака хранится образец с пометой, сделанной рукой министра финансов С.Ю. Витте: «Высочайше утверждена 29 ноября 1896 года с тем, чтобы билеты сего образца обозначались 1896 годом. Царское Село». Однако вышла она в обращение уже после денежной реформы 1895–1897 годов с датой «1898», причем теперь была не самой крупной: по инициативе Витте тогда впервые в России были выпущены 500‑рублевые банкноты.

85_18.jpg


В результате реформы, проведенной под руководством С.Ю. Витте, кредитные билеты были полностью обеспечены золотом и разменивались без ограничения суммы на золотые монеты. Это сделало российский рубль одной из самых стабильных мировых валют, и эта стабильность сохранялась и после Русско-японской войны, и после первой русской революции 1905–1907 гг.

Снова Екатерина

100‑рублевый кредитный билет образца 1898 года был заменен на новый в начале 1910‑х годов. История его создания интересна. Еще в 1892 году в ЭЗГБ начали работу над созданием новой «императорской серии» кредитных билетов по эскизам художника Рудольфа Ресслера. На каждом из эскизов – портреты российских императоров – 
Павла I, Александра I, Александра II, Петра I. Предполагалось, что одна из сторон этих купюр будет отпечатана металлографским способом, причем рисунок будет настолько сложным, что полностью исключит возможность подделки.

Первоначально на эскизе 100‑руб-левой банкноты был помещен портрет Петра I и аллегорическая женская фигура, олицетворяющая Россию. Но в итоге эта композиция перешла на 500‑рублевую банкноту, а 100‑рублевку стали делать на основе первоначального эскиза 10‑рублевой купюры и с изображением молодого человека (в образе античного героя, хорошо сложенного, но крайне легко одетого.– Ред.), стоящего в полный рост слева от портрета. Однако, согласуясь с традицией, было решено поместить на купюру портрет Екатерины II, причем его награвировали заново.
«Императорская серия» в том виде, как она была задумана изначально, так и не была осуществлена. Виной тому были как развитие защитных признаков банкнот (в частности, распространение орловской печати), так и исключительная трудоемкость изготовления печатных форм: на одну доску для металлографской печати тратились многие месяцы напряженной работы гравера. Из всей серии вышли в обращение лишь 100 рублей образца 1910 и 500 рублей образца 1912 года, но и то эскизы их лицевых сторон были сделаны заново художником Р.Г. Зарриным.

85_19.jpg


Эти‑то купюры стали «визитной карточкой» ЭЗГБ и самыми знаменитыми банкнотами дореволюционной России. Это были красивые банкноты большого размера, отпечатанные на качественной и долговечной бумаге. Они вобрали в себя все достижения Экспедиции в области защитных технологий. Благодаря своей «монументальности» они стали ассоциироваться у последующих поколений с полноценностью и стабильностью довоенного царского золотого рубля.

Между тем, уже в период выпуска в обращение обновленной «катеньки» началась разработка кредитных билетов нового образца, в т. ч. и 100‑рублевого достоинства, которые учитывали бы недостатки предыдущих, в частности – большой размер и вес, неудобство счета и обилие текстов.

В самой Экспедиции про новую «катеньку» образца 1910 года ходила прибаутка: «Не то беда, что голый Геркулес к великой государыне подлез, а то беда, что неприличный сей сюжет попал на государственный билет».

85_20.jpg


«Катенька» образца 1910 года – последняя дореволюционная купюра этого номинала. Ее печатали и после революции. К тому времени уже появилось обыкновение ставить на банкноте не фактический год ее выпуска, а год утверждения образца, поэтому купюры царского образца печатали со старыми датами и после 1917 года.

Разрушение традиций

После Февральской революции были выпущены новые банкноты номиналом 250 и 1000 рублей, и началась работа над полными сериями будущих купюр, которые в документах назывались «республиканский кредит» и «эвакуационный кредит».

Номиналы купюр были традиционны – от 1 до 1000 рублей. 100‑рублевый билет входил в этот набор номиналов. В итоге «республиканский кредит» осуществлен не был, хотя в 1922 году на его основе сделали серию советских денежных знаков.

«Эвакуационному кредиту» повезло больше. Как следует из названия, эти купюры были напечатаны в Пензе и в Перми, куда была эвакуирована часть ЭЗГБ из Петрограда. На них – эмблема Временного правительства (двуглавый орел с опущенными крыльями) и тексты, написанные по старой орфографии. Новая – только подпись главного комиссара Народного банка Г.Л. Пятакова. В обращение эти купюры поступили только в 1919 году.

Новое государство - новые деньги

Вскоре после прихода к власти большевиков началась работа по созданию первых денег с советской символикой. В документах того времени они назывались «пролетарским кредитом». Новые купюры номиналом 100, 250, 500 и 1000 рублей должен был украшать портрет К. Маркса, выполненный металлографским способом.

Были изготовлены эскизы и клише для печати портрета, но дальше дело не пошло: никакой возможности оперативно наладить печать таких банкнот в то время не было. Поэтому «пролетарский кредит» был осуществлен в значительно более простом оформлении.

85_21.jpg


Это были первые купюры, отпечатанные уже не ЭЗГБ, а Гознаком, в который она была реорганизована в 1919 году. В том же году они появились в обращении. Назывались они уже не кредитными билетами, а всего лишь «расчетными знаками». При их изготовлении использовали старые печатные формы. На оборотной стороне 100‑рублевой купюры – виньетка с цифрой номинала от кредитного билета образца 1898 года. Интересной особенностью этих банкнот стало присутствие на них лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на семи языках, в том числе – на китайском и арабском.

Кроме денежных знаков, выпускавшихся ЭЗГБ – Гознаком, в годы Гражданской войны в стране имели хождение всевозможные местные деньги. По подсчетам специалистов, количество видов денежных знаков, обращавшихся на территории бывшей Российской империи, достигало 20 тысяч.

Это «деньготворчество» – характерная и яркая особенность тех лет. Разные деньги ходили по разным курсам, падали и повышались в стоимости в зависимости от политической ситуации и хода военных действий.

Денежное обращение в те годы представляло собой пеструю картину. В качестве денег ходили облигации, чеки на предъявителя, ордера, боны и т. п. денежные суррогаты. Свои деньги эмитировали белые и красные местные власти, местные отделения бывшего Государственного банка, вплоть до правлений потребительских обществ и магазинов. Среди этого бесконечного разнообразия купюры 100‑рублевого номинала – не редкость. Некоторые из этих банкнот печатались в других странах. Например, боны «Северной России», обращавшиеся на территории Северной области с центром в Архангельске, печатались в Великобритании, а денежные знаки Полевого казначейства Северо-Западного фронта – в Швеции.

В Советской России, между тем, в 1921 году был провозглашен переход к Новой экономической политике – НЭПу. Это противоречило идее отмены денег в будущем, поскольку главной составляющей НЭПа было восстановление нормальных товарно-денежных отношений, торговли, рынка, разных форм собственности. Без восстановления денежного обращения все это было невозможно. Однако в том же 1921 году состоялся новый выпуск неполноценных «совзнаков» (так стали называть все советские общероссийские деньги). Тогда же была выпущена самая крупная купюра в РСФСР – 100 000 рублей, а 100‑рублевый расчетный знак имел крайне примитивное оформление и размер, чуть больший, чем спичечный коробок. Интересно, что формально эти примитивные купюры ходили наравне с роскошными «катеньками» дореволюционных времен. Именно в это время инфляция достигла своего пика, а счет денег пошел на миллионы и миллиарды.

Денежная реформа

В 1922 и 1923 годах было проведено две деноминации. Вместо расчетных знаков в обращение выпустили государственные денежные знаки РСФСР. В первом случае они обменивались на все старые купюры в соотношении 1 к 10 000, во втором – на купюры образца 1922 года в соотношении 1 к 100. Оба выпуска включали в себя 100‑рублевые купюры – правда, они были не самыми высокими по покупательной способности. И в 1922, и в 1923 годах самые крупные номиналы исчислялись в десятках тысяч рублей.

Денежные знаки образца 1922 года делались на основе заготовок «республиканского кредита» 1917 года. Только тексты были заменены на новые, и вместо эмблемы Временного правительства на оборотной стороне появился текст об условиях обмена денежных знаков. Для купюр образца 1923 года также использовали старые стереотипы.

На исходе 1922 года в обращение были выпущены первые советские червонцы. Это была твердая валюта, обеспеченная (хотя и не в полном объеме) золотом. Уже внешний вид этих банкнот разительно отличался от неполноценных совзнаков: они напоминали английские фунты, были односторонними и походили скорее на ценную государственную бумагу. Червонец был приравнен к дореволюционной золотой 10‑рублевой монете. Фактически 10 червонцев – это 100 рублей. Печать червонцев на Гознаке и выпуск их в обращение начались именно с банкнот этого номинала, хотя самыми крупными они не были: самой крупной была купюра номиналом 25 червонцев.

В результате денежной реформы 1922–1924 годов денежная система была стабилизирована, и последствия хаоса, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, были преодолены. В начале 1924 года в обращение будут выпущены новые советские монеты и бумажные деньги мелких номиналов, обеспеченные золотом.

10 червонцев – 100 рублей образца 1922 года в обращении будут оставаться недолго, хотя платежную силу эти купюры сохраняли до денежной реформы 1947 года. Из-за того что все червонцы были похожи друг на друга и имели одинаковый размер, их стали подделывать, переделывая подлинные купюры мелких номиналов в более крупные.

Поэтому уже в 1924 году началось обновление банкнотного ряда. В середине 1920‑х – начале 1930‑х годов в оборот были выпущены червонцы нового образца, но 10 червонцев среди них не было. Между тем, разработка купюр такого достоинства велась постоянно. В собрании Гознака сохранилось множество эскизов купюр этого номинала, сделанных в разные годы. Но только в 1937 году проектные работы были доведены до стадии печати тиража и выпуска новых купюр в обращение.

Вождь вместо императрицы

10 червонцев (условные 100 руб-лей.– Ред.) стали самой крупной купюрой, хотя первоначально планировался выпуск билетов Госбанка номиналом 
25 червонцев. На лицевой стороне новых купюр впервые был помещен портрет В.И. Ленина. Эти банкноты ходили до 1947 года. Именно ими пользовались в годы Великой Отечественной войны.

В военные годы банкноты нового образца не выпускались. Еще в 1940 году была задумана серия купюр с портретами революционеров – В.В. Куйбышева, М.В. Фрунзе, 
Г.К. Орджоникидзе и других. На банкноте номиналом 10 червонцев должен был быть помещен портрет Ф.Э. Дзержинского и паровоз на фоне фабрики. Однако из‑за начавшейся войны работы были остановлены, и новые купюры так и остались в проекте.

В конце 1942 года началась подготовка к денежной реформе. Предполагалось, что она пройдет в 1943 году. Художники Гознака сделали ряд эскизов новых банкнот, в т. ч.– номиналом 10 червонцев. На «военных» эскизах были помещены Александр Невский (1 червонец), Дмитрий Донской (3 червонца), А.В. Суворов (5 червонцев), М.И. Кутузов (10 червонцев) и В.И. Ленин (25 червонцев). В итоге от военной темы в оформлении банкнот отказались, и реформу провели уже после окончания войны – в конце 1947 года.

Интересно, что концепция реформы постоянно менялась. В начале предполагалось назвать новые деньги по‑старому – государственными кредитными билетами и отказаться от червонцев, оставив только рубли. Затем червонцы решили оставить, в итоге от них отказались. В собрании Гознака хранятся пробные оттиски этих банкнот 1945–1946 годов.

Самая крупная

В 1947 году новые деньги были выпущены в обращение. Самой крупной купюрой стали 100 рублей. Это была красиво оформленная банкнота, напоминавшая своим размером и дизайном дореволюционные «катеньки». На ее лицевой стороне – портрет В.И. Ленина, на оборотной – панорамный вид Московского Кремля. Впервые эта панорама была награвирована П.С. Ксидиасом еще в 1924 году для неосуществленной банкноты.

В 1920‑е – 1930‑е годы этот вид постоянно помещали на проекты банкнот, но только в 1947 году он наконец появился на купюре, выпущенной в обращение. При этом вид был «осовременен» с учетом изменений облика Кремля, произошедших к концу 1940‑х годов. С него «убрали» церковь Благовещения на Житном дворе, снесенную в 1933 году. На первоначальном варианте 1924 года ее хорошо видно. Кроме того, добавили звезды, венчающие башни Кремля, т. к. в 1924 году их еще не было. В процессе работы был убран тоннель на месте старого русла реки Неглинной, вход в который расположен на набережной Москвы-реки у Боровицких ворот Кремля. Очевидно, это было сделано из эстетических соображений или во избежание нежелательных ассоциаций с «подкопом под Кремль».

По особенностям защиты новые деньги не уступали дореволюционным кредитным билетам высших достоинств. На 50- и 100‑рублевые банкноты вернулся локальный водяной знак – портрет В.И. Ленина (на банкнотах 1920‑х – 1930‑х годов его не было).

Красота и гармоничность новой 100‑рублевки не остались незамеченными: уже через три дня после реформы С.Я. Маршак написал:

Неколебим и неизменен,
Как труд народный, полноценен,
Да будет новый знак рубля!
С рублей советских смотрит Ленин
И башни древние Кремля.

Ленин – неизменен

Жизнь банкнот образца 1947 года оказалась не очень долгой: через 14 лет они были заменены новыми купюрами, выпущенными в результате денежной реформы 1961 года. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10 к 1. Подготовка к реформе велась с конца 1958 года с соблюдением строгой секретности.

Только в 1960 году было официально заявлено о грядущем обмене денег, а 1 января 1961 года новые банкноты и монеты были выпущены в обращение. Самой крупной купюрой остались 100 рублей, но по покупательной способности они были равны 
1000 рублей старыми деньгами.

Размеры новых купюр значительно уменьшены по сравнению с банкнотами образца 1947 года, и все они ориентированы горизонтально. Уменьшение размера банкнот образца 1961 года можно рассматривать как элемент отказа от громоздкости и помпезности сталинского «Большого стиля» 1940‑х – начала 1950‑х годов.

На лицевых сторонах банкнот номиналом от 10 до 100 рублей помещен портрет В.И. Ленина, точнее – изображение барельефа вождя работы Н.А. Соколова. Так завершилось «окостеневание» его образа на банкнотах и их эскизах, продолжавшееся почти сорок лет,– первые эскизы банкнот с портретом Ленина были выполнены в 1924 году. Новые банкноты были изготовлены по эскизам художников Гознака И.И. Дубасова и С.А. Поманского.

Покупательная способность банкнот образца 1961 года была весьма высокой: 100‑рублевая купюра в 1960‑е годы была примерна равна средней зарплате.

Эти банкноты оказались долгожителями. Они были изъяты из обращения уже после распада СССР, в России – в 1993 году, хотя 50- и 100‑рублевые купюры заменили раньше: в январе 1991 года в результате денежной реформы они были в предельно сжатые сроки обменены на новые, которые почти не отличались от старых. Эта денежная реформа, названная по имени тогдашнего министра финансов 
В.С. Павлова «павловской», была крайне непопулярна в народе, поскольку многие при этом потеряли свои накопления. Новые 50- и 100‑рублевки образца 1991 года отличались от старых незначительно: они были максимально унифицированы в производстве со своими предшественниками.

В том же 1991 году, уже после реформы, появились новые банкноты, которые отражали снижение покупательной способности рубля. 100 руб-лей перестали быть самой крупной купюрой: в течение 1991–1992 годов появились банкноты номиналом 200, 500, 1000, 5000 и 10 000 рублей, причем последние две купюры уже не имели советских символов, став первыми банкнотами Российской Федерации (уже не РСФСР).

Инфляция быстро превратила некогда самую крупную банкноту в самую мелкую. Когда в 1993 году в России старые купюры были обменены на новые, банкнотный ряд начинался со 100 рублей, причем с 1992 года впервые чеканились и разменные монеты 100‑рублевого достоинства.

«Городская серия»

В 1990‑е годы художники Гознака выполнили целый ряд эскизов бумажных денежных знаков. Среди них было несколько серий проектов с портретами выдающихся людей – А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова, Ф.М. Достоевского, П.И. Чайковского, Ю.А. Гагарина и др. Но в итоге в качестве темы для будущих российских денег были выбраны города России.

Первые эскизы серии разрабатывались весной – летом 1993 года. Работа началась с эскизов банкнот достоинством от 100 до 10 000 рублей, т. е. тех номиналов, которые были в ходу в то время. На них разместили виды Новгорода, Владивостока, Санкт-Петербурга, Москвы и Волгограда. Волгоград вскоре был заменен на Красноярск. На эскизе 100 рублей разместили виды Новгорода.

Однако в первоначальном виде эскизы так и не осуществили. В 1993–1994 годах инфляция быстро обесценивала бумажные деньги, и стало очевидно, что количество «нулей» на банкнотах будет увеличиваться. Поэтому выпущенные банкноты «городской серии» имели другие номиналы – от 1000 до 100 000 рублей. Последовательность городов изменили: на банкнотах самых высоких номиналов были изображены виды самых крупных городов России – Санкт-Петербурга и Москвы. Тогда в ходу оставались старые 100‑рублевые банкноты образца 1993 года, покупательная способность которых была крайне мала.

4 августа 1997 года вышел указ Президента РФ Б.Н. Ельцина «Об изменении нарицательной стоимости денежных знаков и масштаба цен». Согласно указу, начиная с 1 января 1998 года в обращение выпускались новые монеты и банкноты, которые обменивались на старые в соотношении 1 к 1000. Таким образом, с банкнот «исчезли» три ноля, и 100 000 рублей превратились в 100 рублей. Дизайн банкнот стался прежним: фактически изменения свелись к цифрам номинала. Новая 100‑рублевая купюра была посвящена Москве. Она не была самой крупной: выше ее была 500‑рублевая банкнота, посвященная Архангельску.

Банкноты образца 1997 года находятся в обращении и сегодня. Инфляция снизила их покупательную способность и вызвала к жизни новые номиналы банкнот: в 2001 и 2006 годах в обращение вышли билеты Банка России номиналом 1000 и 5000 рублей, а в 2017‑м – 200 и 2000 рублей.

В 2001 и 2004 годах выпускались ее модифицированные версии, а в 2022 году была презентована новая 100‑рублевая банкнота, которая должна прийти им на смену.

Рассказ об истории 100‑рублевых купюр будет неполным, если не упомянуть три памятные банкноты, выпущенные в России в 2013–2018 годах. В 2013 году в обращение вышла первая российская памятная банкнота номиналом 100 рублей, посвященная XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в Сочи. Через год была выпущена новая памятная банкнота того же номинала. Она посвящена Крыму и Севастополю. Наконец, в 2018 году в обращение вышла банкнота, посвященная проведению в России 21‑го Чемпионата мира по футболу FIFA. И это первая российская банкнота, отпечатанная не на бумаге, а на полимерном субстрате.

Автор:  Андрей БОГДАНОВ, АО «Гознак»
Рубрика : ВОДЯНОЙ ЗНАК / История денег
Свежий номер
№ 3(60) 2022
№ 3(60) 2022
;