Смелый замысел, героический труд: 50 лет с начала строительства БАМа
Проект двух столетий
Идея строительства новой транссибирской железной дороги появилась в конце XIX века. Согласно плану, путь должен был проходить через северный край Байкала до побережья Тихого океана. Но стройку отложили и возродили только в начале 1930‑х годов. Именно тогда на карте появилась станция «БАМ» – отправная точка будущей магистрали. Несмотря на тяжелые климатические условия, в которых строилась прибайкальская дорога, и дороговизну реализации проекта, в течение нескольких десятилетий удалось построить магистраль протяженностью около 700 км. Это положительно сказалось на развитии территорий Дальнего Востока – вдоль пути возводились новые населенные пункты, создавались промышленные и сельскохозяйственные предприятия.
Тайшет – поселение в Иркутской области, своего рода центр реализации первой очереди строительства – в 1974 году вновь стал ключевым объектом всесоюзной стройки. Превратившись в большой промышленный город, Тайшет стал «узловым центром» для нескольких магистралей: Транссибирской, Южно-Сибирской и Байкало-Амурской.
Через трудности к открытиям
Строительство БАМа можно считать одним из самых сложных проектов в истории (и не только для нашей страны). Как таковых населенных пунктов в тайге еще не было. Первые добровольцы жили в палаточных лагерях, после – в наскоро построенных бараках. Бытовых условий – нет, зимой – сильные морозы, летом – полчища насекомых.
Часть магистрали должна была пройти через горные хребты. Прокладку тоннелей затрудняла высокая сейсмическая активность местности – в результате землетрясений рушились своды тоннелей, вдобавок их затапливали реки. Но трудности порождали открытия, инновационные подходы. Одним из них стала система вентиляции и подогрева тоннелей, поддерживающая постоянную температуру внутри. Так на обоих концах Байкальского тоннеля появились ворота, которые открываются и закрываются при прохождении состава.
"Сергей Сутягин, художник реверса монеты «50‑летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали»:
«БАМ на зря называли «стройкой века», и одним из важнейших моментов стало строительство городов и поселков вдоль железной дороги. Поэтому в качестве концепции было выбрано отображение уникальной архитектуры БАМа, идеи и наработки которой впоследствии использовались по всей стране. Естественно, при создании эскизов главное внимание было уделено вокзалам. Критерием отбора объектов стала внешняя выразительность. Эскизов было несколько, каждый в основе имел композицию, центром которой были 2–3 разных вокзала.
Вокзал в Тынде – один из наиболее значимых архитектурных объектов БАМа. Его проектировали московские архитекторы, и он уникален по своему стилю. Другие станции и поселки БАМа строились по оригинальным проектам «шефских» организаций, в их архитектуре отражаются национальные черты конкретных республик – так, вокзал в поселке Улькан создавался азербайджанскими архитекторами.
Самым непростым моментом оказалось сложить в композицию на круглом поле архитектурные объекты из разных мест – при этом избежать ощущения единого пейзажа. Должное внимание было уделено изображениям железнодорожного полотна с поездами. Архитектурные и индустриальные элементы дополняются природными мотивами Сибири».
Монетная классика
Такому непростому и опасному строительству Банк России посвятил новую серебряную монету. Реверс разработал художник Сергей Сутягин. Прежде всего, автор запечатлел на изделии вокзалы двух населенных пунктов – Тында (слева) и Улькан (справа). Эти населенные пункты были выбраны не случайно.
Город Тында считается столицей БАМа. Отсюда шла прокладка основной линии железнодорожного пути, здесь же в 1975 году было сосредоточено подразделение Министерства транспортного строительства Союза – «ГлавБАМстрой». Поселок Улькан официально носил статус «Лучшего поселка БАМа». В нем был построен, вероятно, один из самых красивых вокзалов магистрали. Внешние стены здания отделаны травертином (поликристаллическая горная порода) с мозаичными вставками, панно «Сказание об Азербайджане» украшает зал ожидания вокзала. А еще при строительстве дороги добровольцы старались максимально сохранить первозданный вид тайги. Вырубались деревья только под строительство домов и дорог к ним. Впоследствии опыт ульканцев переняли строительные бригады уже новых участков БАМа.
Железнодорожные пути, электровоз, вагоны грузового состава, горы, лес, дома – символы строительства БАМа – также изображены на памятной монете. Несмотря на большое количество элементов, исполнение монеты классическое. Ключевые элементы выполнены в рельефе, техника лазерного матирования использовалась для стилизации вагонов, гор, леса и занавески, изображенной в верхней части реверса. Надпись вдоль канта «Байкало-Амурская магистраль» и знак «50 лет» – в рельефе.
Автор:
Мария ПЛЮХИНА
Рубрика : АВЕРС / Юбилей