Колесный гужевой транспорт и нумизматика

24 Ноября 2019

Гужевой транспорт был основным сухопутным транспортом вплоть до начала ХХ века, а в некоторых странах и до его середины.

Изображения гужевых повозок вплоть до конки присутствовали на монетах многих стран - еще со времен Римской империи. Как выдающийся пример римской монеты с повозкой, запряженной мулами, часто называют сестерций Агриппины Старшей (14 год до н. э. - 33 г. н.э.). Такая монета была продана в 2009 году на одном из зарубежных аукционов за 90000 швейцарских франков.

Конные повозки времен Римской империи или более близкого времени украшают серию монет «Янтарный путь». Эта серия в 2008-2009 гг. отчеканена на Варшавском монетном дворе по заказу тихоокеанского островного государства Ниуэ. Монеты из золота имеют номинал 5 новозеландских долларов... 

03.png

... из серебра – 1 доллар.

Название «Янтарный путь» появилось еще в древности, он связывал средиземноморский мир с побережьем Балтики, где добывался янтарь, во все времена считавшийся ценным поделочным камнем. В соответствии с современной картой Европы, «Янтарный путь» начинался на территории Калининградской области, проходил через Польшу, Чехию, Австрию и заканчивался в Северной Италии.

Еще несколько монет посвящены историческим путям, по которым двигались люди и их повозки. Это серебряные полдоллара США под названием «Мемориал “Орегонский маршрут”» (Орегонская тропа). Монета чеканилась в 1926-1938 гг. На аверсе изображена крытая повозка, в которую запряжены два вола.

Орегонский маршрут - историческая дорога длиной около 3200 км, проложенная в 1830-е годы. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон. Орегонский маршрут сыграл огромную роль в освоении Дикого Запада.

Украина в 2007 г. выпустила серебряные 20 гривен «Чумацький Шлях». На реверсе монеты на фоне ночного пейзажа изображена жанровая сцена: чумацкие телеги, чумак с трубкой.

Чумацкий шлях — торгово-извозный путь, по которому чумаки с XVI по XIX вв. возили соль с черноморского побережья Крыма и Приазовья, а обратно из центральных регионов Украины - зерно и другие сельскохозяйственные продукты. Шлях пролегал по левому берегу Днепра через запорожские степи до Перекопского перешейка, а оттуда - на Крымский полуостров. Утратил стратегическое значение в 1870-1880-х годах в связи с развитием железных дорог и речного транспорта, вследствие чего «чумацкий промысел» постепенно угас.

Интересно объяснение рисунка аверса монет, в центре которого изображено колесо в виде голограммы. Вокруг колеса показана огненная спираль, символизирующая галактику. Дело в том, что Чумацким шляхом назывался также млечный путь.

На аверсе находившейся в обороте в 1961-1964 гг. латунной монете ЮАР номиналом 1 цент изображена крытая повозка первых голландских переселенцев. На реверсе помещен портрет Йохана Антонисзона ван Рибека (1619 - 1677) - известного голландского исследователя и морехода, основателя города Кейптауна.

В XVIII веке в Англии из-за нехватки мелкой монеты выпускались токены. Одними из наиболее известных были отчеканенные Томасом Уильямсом. Этот медный магнат известен также как инициатор выпуска знаменитых пенни «Друидов» и полпенни компании Parys Mines Company. Нас интересует серия, посвященная изобретению почтовых повозок и реформе почтовой доставки. Было выпущено три различных типа таких токенов, последний из которых датирован 1797 годом.

Почтовая карета изображена на реверсе монеты ГДР 1990 г. номиналом 5 марок, посвященной 500-летию немецкой почты. 

Чеканка монеты связана «с указом» 1490 года Фридриха III о предоставлении монополии на почтовую связь фамилии Турн унд Таксис. Некоторое время спустя этот род смог распространить свое влияние на всю почтовую службу империи. И на следующие 300 лет фамилия Турн унд Таксис стала синонимом транспорта. Кроме этого, почтовую карету XIX века мы видим на серебряной монете острова Ниуэ «Первая польская марка». В центре аверса изображена эта марка с такой каретой на заднем фоне.

На нескольких монетах мы видим городского извозчика. В России в 2012 году выпущены золотые 10000 рублей, посвященные 170-летия Сбербанка. На серебряных 25 рублях 1999 г. (серия, посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина) изображена конная пролетка, едущая по набережной Невы.

Знаменитое выражение Н. В. Гоголя из «Мертвых душ» («Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?») нашло отражение на одной из композиций реверса серебряной килограммовой монеты номиналом 200 рублей ( «200-летие со дня рождения Н.В. Гоголя»).

В Армении в 2012 г. в серии стальных монет «Регионы Армении» (номинал - 50 драмов) появилась монета «Ширакская область». На ее реверсе изображена пароконная коляска.

Открытый двуконный экипаж изображен на австрийских серебряных 10 евро. Сама монета называется «Вена» и вошла в серию «Дети Австрии». В регулярный оборот введена такая же монета, но отчеканенная из меди.

Куба в 1984 г. выпустила медно-никелевые 5 песо с легкой двуколкой.

В Доминиканской республике находятся в обороте 25 сентаво. На реверсе монеты изображена нагруженная сахарным тростником повозка с двумя быками. И это не дань истории – такие повозки используются в стране до сих пор.

На посеребренных 5 фунтах 2016 г., отчеканенных островом Гернси (Великобритания), на фоне крепостной стены изображена грузовая повозка с мощным битюгом. 

На реверсе монеты написано название острова Сарк (SARK), который входит в состав Гернси. Дело в том, что на этом маленьком острове с населением 560 человек разрешены только конные экипажи, велосипеды и тракторы. Для людей пожилого возраста ограничения несколько сняты: им позволено передвигаться на электрических колясках.

Многоместному дилижансу посвящен 1 серебряный доллар островов Кука 2004 г. 

Изображение самого дилижанса и его пассажиров выполнено из цветной эмали. Монета посвящена вековому юбилею транспортной компании Cobb&Co. Эта компания была образована в 1853 г. в Австралии американцем по происхождению Фриманом Коббом и его партнерами. Она занималась перевозкой пассажиров и почты по многочисленным золотым рудникам континента. Успешная деятельность Cobb & Co позволила открыть филиалы в Новой Зеландии и Южной Африке. Последний дилижанс компании совершил рейс в 1924 г.

Ранее, в 1995 г., в Австралии появились 5 серебряных долларов, посвященные дилижансу компании Cobb&Co.

В США большой популярностью пользуются коллекционные серебряные слитки в одну и четверть унции. На некоторых из них также изображены дилижансы с четверками лошадей.

Старинные кареты, помимо королевских и императорских, почти не встречаются на монетах. Здесь можно отметить польские 300000 злотых «Ланьцутский замок», отчеканенные из серебра в 1993 г., 

а также многоугольные 50 пенсов острова Мэн из серии «Рождество».

Банк Латвии к 150-летней годовщине пожарной службы выпустил серебряную монету номиналом 5 евро. На ее реверсе изображены восемь пожарников, которые мчатся на специализированной конной повозке. Двое из них трубят в горны, сообщая о чрезвычайной ситуации. Рядом с повозкой бежит собака.

Первая бригада пожарников была создана в Латвии в 1845 году в городе Динабург, который сегодня называется Даугавпилс. 19 лет спустя и в Риге появилась регулярная служба пожаротушения, которая отличилась во время пожара 17 мая 1865 года. Вскоре отряды пожарников появились по всей стране.

И в заключение о монетах, посвященных городской конке, этому предшественнику трамвая. В 1976 г. остров Мэн выпустил медно-никелевую крону, посвященную столетию конки в городе Дуглас. В этом городе она существует до сих пор и является единственной в мире линией конного трамвая, работающей в режиме городского общественного транспорта. В 2016 году было принято решение о ликвидации убыточной линии. Однако после сбора подписей под онлайн-петицией работа конного трамвая была возобновлена.

Второй раз остров Мэн поместил конный трамвай на многоугольных 50 пенсах 1986 г., посвященных Рождеству.

Чехословакия серебряные 100 крон, отчеканенные в 1981 году, посвятила 150-летнему юбилею конной железной дороге Чешске-Будеёвице-Линц. На реверсе монеты изображен первый пассажирский вагон, напоминаюший дилижанс. Он вмещал от шести мест в первом классе, до 24-х - во втором. Путь занимал 14 часов.

Вагоны отправлялись регулярно в пять часов утра из предместья Будеёвиц. На трассе длиной 128,7 км имелось 10 станций, из которых 6 были «перепряжными», где менялись конные упряжки. Возле трассы была размещена охрана в 52 караулках. Было задействовано 800 коней, 762 грузовых и 69 пассажирских вагонов. Грузы - соль или лес - по линии перевозились круглогодично. Однако пассажирские перевозки были возможны только в летний период.

Украина в 2016 г. отчеканила 5 гривен из нейзильбера, посвященных конному трамваю (конке). В центре аверса изображена стилизованная композиция из подковы, в центре которой одна из площадей Киева. На реверсе, на фоне стилизованной панорамы Львова, изображен конный трамвай.


Автор: Андрей Барановский

Соц. сети
Подписка
Будь в курсе последних новостей:
Журнал
Популярные
Новости партнеров
Московский монетный двор
Санкт-Петербургский монетный двор