Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
«Монеты – это не бизнес, а образ жизни»
«Монеты – это не бизнес, а образ жизни»
«Монеты – это не бизнес, а образ жизни»

Алла Ищенко– Вы много лет занимаетесь развитием монетного бизнеса на Украине. С чего все началось?

– В августе 2003 года Национальным банком Украины была создана рабочая группа по подготовке Положения, регламентирующего банковские операции с драгоценными металлами. В то время я представляла банк «Аваль» (прим. ред.: в настоящее время – ПАО «Райффайзен банк Аваль»). Помимо меня, в группу входили еще пять банкиров. В одной из редакций Положения отдельно оговаривались операции с монетами. Лаконичная формулировка этой части документа меня не удовлетворила, и я начала самостоятельно собирать информацию о монетах, изучать тенденции, знакомиться с монетным дизайном.

Однажды на глаза попались двухунциевые серебряные монеты Австралийского монетного двора г. Перт с изображением динозавров. Своей реалистичностью они настолько отличались от выпускавшихся у нас монет традиционной чеканки, что сразу захотелось их привезти.

В итоге, мы подписали первый в истории Украины прямой контракт с зарубежным монетным двором. Австралийцы поверили в нас и наш рынок, и уже в декабре 2003 года ими была осуществлена первая прямая поставка монет нам.

Прошли годы, сейчас я руковожу агентством «Монеты планеты», и до сих пор у меня сохранились рабочие отношения с Монетным двором г. Перт, чья оригинальная продукция продолжает пополнять коллекции украинских нумизматов. Конечно, стоит признать, уже не в прежних объемах.

– Каким образом вы доставляете монеты?

– Мы нашли возможность работать с Австралией с помощью экспресс-доставки FedEx. Обходится это в 3–4 раза дешевле, чем обычным авиатранспортом. Прежние объемы – тонны – было нецелесообразно везти курьерской службой.

– Помимо Монетного двора г. Перт и Королевского монетного двора Испании, чью продукцию вы представляете?

– Я являюсь официальным представителем 15 зарубежных монетных дворов. Среди них, помимо уже названных, Королевский монетный двор Великобритании, монетные дворы Польши, Финляндии, Австралии, Израиля, Чехии, Новой Зеландии, а также ряд других зарубежных производителей и поставщиков монет и дизайнерских слитков.

От имени монетных дворов я подбираю дистрибьюторов, представляю им продукцию, подписываю договоры. Вместе с дистрибьюторами формирую заявки, готовлю документы для прохождения таможни и отчетности, разрабатываю комплекс маркетинговых решений для стимулирования спроса и продаж монет в сети дистрибьюторов и многое другое.

– Каких монет в количественном отношении больше в ваших партнерских заявках?

– Иногда, глядя на структуру заказа банка-дистрибьютора, я понимаю, что коллекционеры по‑прежнему сильны. Есть ассортимент, который можно отнести только к коллекционным монетам, например, малотиражный и дорогой.

– Монетный рынок Украины в последние годы претерпел изменения. Вы не могли бы о них рассказать?

– В июне нынешнего года, наконец, были сняты ограничения на сумму реализации монет из драгоценных металлов через кассы банков физическим лицам.

Они действовали с 6 октября 2014 года, и были введены регулятором в целях защиты валютного рынка. Согласно им, физические лица были ограничены суммой в 3000 гривен при приобретении монет и всего, что относится к валютным ценностям.

На Украине по-прежнему действует Декрет о валютном регулировании 1993 года, затрагивающий реализацию монет из драгоценных металлов. Надеюсь, скоро он уйдет в историю. (Прим. ред.: когда верстался номер, стало известно, что Национальный банк Украины представил концепцию новой модели валютного регулирования и дорожную карту по ее внедрению. Таким образом, регулятор заменит декрет кабинета министров «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 1993 года более современными актами. Проект закона «Об иностранной валюте», определяющего основные принципы валютного регулирования в стране, будет представлен во втором квартале 2017 года.)

– Ограничение 2014 года сразу сказалось на монетном рынке, или оно касалось небольшого процента покупателей?

– Сказалось, и причем резко, поскольку люди привыкли работать без таких лимитов – покупать то, что им нравится, и на ту сумму, какая у них есть.

А тут надо было искать выход из ситуации. Банки воспользовались тем, что для продаж драгоценных металлов через счета в металлах были установлены более высокие лимиты. Поэтому, к примеру, серебряную монету продавали как серебро с зачислением на клиентский счет в серебре, а потом выдавали со счета монетой. Конечно, для банка это была лишняя бумажная работа.

Спустя год лимит, касающийся монет, был увеличен до 6000 гривен. А в этом году и вовсе отменен.

– Получается, регулятор пошел навстречу покупателям?

– И не только в вопросе отмены лимита. В сентябре 2016 года Национальный банк Украины приступил к приему заказов на украинские коллекционные монеты через свой сайт. Я считаю, это самая цивилизованная форма дистрибуции монет на внутреннем рынке. Когда сам эмитент и производитель напрямую контактирует с конечным потребителем.

Сделали это по многочисленным просьбам коллекционеров упростить доступ к монетам. Раньше весь тираж монеты распылялся по 26 территориальным управлениям Национального банка, а также по сети банков-дистрибьюторов. И нумизматам было сложно приобрести нужные монеты. Сейчас Нацбанк уходит от функции кассового обслуживания на территориях областных центров, территориальные управления постепенно ликвидируются. Остались только два банка-дистрибьютора и, собственно, сам Национальный банк.

– Тиражи памятных украинских монет большие?

– Если украинская серебряная монета выходит тиражом 3000 экземпляров, то это сигнал, что ее «надо брать». Как правило, коллекционная ценность монеты существенно вырастает сразу после ввода ее в обращение.

В последнее время выросли тиражи коллекционных монет патриотической тематики. Люди стали массово интересоваться всем, что касается нашей истории, культуры.

– Какие монеты, изготовленные вашими европейскими партнерами, пользуются наибольшим спросом?

– В первую очередь, серебряные монеты, отчеканенные на Монетном дворе Польши. Они близки нашему восприятию, культуре и традициям. У этого монетного двора очень много монет, которые нашими клиентами ассоциируются с подарками. Многие ищут подарки именно среди монетного ассортимента.

У Монетного двора Польши всегда есть что‑то новое, экстраординарное. Это касается и тематического ряда, и используемых технологий.

– Белорусские монеты тоже близки?

– Национальный банк Республики Беларусь – эмитент, он не производитель. А мы покупаем у производителя. На Монетном дворе Польши чеканятся монеты разных эмитентов: Острова Ниуэ, Республики Камерун и многих других. Есть и белорусские монеты.

– Каков потенциал нумизматического рынка Украины? Он больше, чем сейчас?

– Безусловно. Я продолжаю тесно общаться с конечными потребителями: с клиентами, которые покупают монеты в качестве подарков и себе в коллекции. И понимаю, что будущее есть.

– На территории России официально продаются украинские монеты?

– Мои российские коллеги утверждают, что интерес сохраняется. Монеты ввозят частным порядком и предлагают покупателям.

– На вашей руке fashion-часы с циферблатом в виде монеты номиналом 2 евро. Это дань тому, какое место занимают монеты в Вашей жизни?

– Приобрела на одной из Всемирных денежных ярмарок в Берлине. У меня много предметов, связанных с монетной тематикой – зонт, украшения, часы. Для меня монеты – это не бизнес, а образ жизни…
  • Данная статья размещена в журнале «Золотой червонец» - №4 (37) 2016, с. 54-57.
  • Читать статью в формате pdf.
  • Купить №4 (37) 2016.

Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;