Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Плавательные средства разных народов: история на монетах (часть I)
Плавательные средства разных народов: история на монетах (часть I)
Плавательные средства разных народов: история на монетах (часть I)

Начнем с России, на нескольких памятных монетах которой изображены кочи поморов. Это две золотые монеты номиналом 100 рублей каждая 2001 г. из серии «Освоение и исследование Сибири, XVI-XVII вв.». Первая посвящена экспедиции Дежнева-Попова», вторая - экспедиции В. Пояркова (1643-1646 гг.).



Серебряные три рубля 1995 г. посвящены Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов. На реверсе слева мы видим портреты С. Малыгина, С. Челюскина и двух братьев Лаптевых (их имя носит одно из морей Северного ледовитого океана), а справа – коч.

Заметим, что коч находится в центре герба Сахалинской области. Сам герб помещен на биметаллических 10 рублях 2006 г. «Сахалинская область».


Кочи - суда поморов, отправлявшихся на промысел и освоение новых земель вдоль побережья Северного ледовитого океана. Они имели очень прочный набор, массивный киль, округлые обводы корпуса с развалом бортов от киля, прочную обшивку из упругих и гибких сосновых досок. Все это делало кочи стойкими против сжатия льдами, очень надежными и долговечными. Они использовались поморами, начиная с XI в. вплоть до конца XVII в.

Кочи имели не очень большие размеры. Длина около 17-20 м, ширина 4-5 м. Они обладали небольшой осадкой – около 2 м, что позволяло ходить по мелководью и свободно маневрировать в реках. Большие кочи последних лет постройки имели 20-25 м. в длину и 5-7 м в ширину. На таких судах ходил в экспедицию в 1648 году по повелению государя Семен Иванович Дежнев с командой около 90 человек.


Парус кочей был прямой и узкий. Первоначально он делался из шкур, а позднее - из холщовых полотнищ. Но такая парусная оснастка не позволяла ходить против ветра. Хотя при попутном коч обладал отличной мореходностью и позволял проходить до 250 км пути в сутки.

Также поморы-судостроители часто устанавливали на свои суда штурвал для более легкого управления. Для подъема якоря на кочах устраивали специальный ворот (ручной шпиль). Управляла судном небольшая команда из 10 человек, при этом коч мог перевозить до 30 пассажиров и около 2000 пудов груза. Каюта «кормщика» (так поморы называли капитана) была устроена в корме судна, команда же размещалась в трюме. Там же находился и камбуз.

Для плавания по рекам и морям наши предки строили ладьи. Такую ладью можно увидеть на серебряных 25 рублях 2001 г. «Поход Ермака, 1582-1585гг.».

Непризнанная Республика Сахара в 1997 г. в серии «Античные корабли» из трех серебряных монет с полихромным покрытием номиналом по 1000 песет одну монету посвятила русской ладье.


Украина в 2010 г. выпустила 5 гривен из медно-никелево-цинкового сплава «Казацкий корабль». Но это просто старинная ладья.


Ладья — русское (поморское) парусно-весельное морское и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей. Что важно, ладья приспособлена для дальних плаваний. Длина судна около 25 м, ширина - около 8 м. Экипаж колебался от 40 до 60 человек, грузоподъемность - до 200 т. Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «насадами» или «набойными». В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок. Древнерусское государство уже в IX веке обладало большим флотом, состоящим минимум из 200 ладей, что доказывается успешным морским походом на Константинополь в 860 г., а также походом князей Аскольда и Дира 862 г.


Ладьи – уже далекое прошлое, а вот про арабскую доу этого не скажешь. Они издавна бороздят воды Красного моря и Индийского океана и до сих пор сохранили свою актуальность в странах Персидского залива.

История арабских доу уходит корнями во времена Римской империи. В средние века обладающие водоизмещением в 300 т быстроходные доу плавали по просторам Тихого и Индийского океана, Средиземного и Красного морей, Персидского залива. Они использовались для перевозки как пассажиров, так и грузов. Для этого доу имели удобные каюты и просторные трюмы.

Создание доу – это не просто судостроительный процесс, а настоящее искусство. Их делают из дерева по старинным технологиям, обеспечивающим высокую надежность и длительный срок эксплуатации.


В старину в свободное время рыбаки устраивая на доу гонки, и относящиеся с особым уважением к своему прошлому арабы сумели сохранить эту традицию. Начиная с 1991 года, ежегодно в мае в Дубаи проводится традиционная гонка доу – Al Ghaffal. Это мероприятие посвящается памяти ловцов жемчуга, ремесло которых наравне с рыбалкой в старину являлось основным занятием местных жителей. Как и рыбаки, ловцы жемчуга также использовали доу. Гонки проходят в водах Персидского залива, где участники соревнований должны пройти водную трассу, протяженностью почти в 87 км.

Из восьми стран, на монетах которых изображены доу, у шести они находятся в регулярном обращении. Для Джибути это латунные 10 и 20 франков, для Катара - 5, 25 и 50 дирхем разных годов выпуска.


В Объединенных Арабских Эмиратах - медные 10 филсов.

Все монеты регулярного чекана Кувейта на реверсе имеют одинаковый рисунок - часть герба этой страны, а это двухмачтовой доу, называемой самбука. Номиналы монет - 5, 10, 20, 50 и 100 филсов. В разные годы монеты изготовлялись или из стали, плакированной алюминиевой бронзой, или из никелево-латунного сплава.


Из уже несуществующих арабских государств доу размещена на 5 байса 1961 г. Маската и Омана. Йемен еще с годов британского протектората изображает доу на 25 и 50 филсах.


Из памятных монет Танзания в 2001 г. выпустила 500 шиллингов из серебра. На аверсе помещено доу с надписью «Африканское доу».


Мальдивы на серебряных 25 руфиях 1978 г., посвященных проблемам продовольствия, изобразили доу в момент ловли рыбы.

Еще одно океанское парусное судно, дошедшее до нас из глубины – лодки с балансиром под общим названием проа. Оно широко распространено на островах Полинезии и Самоа, расположенных в Тихом океане. Разновидность проа до сих пор существует на Коморских островах в Индийском океане.


Проа представляет собой чрезвычайно узкое длинное судно, имеющее на одном из бортов балансир в виде бревна. Балансир связан с корпусом двумя деревянными балками. Парус имеет форму низкого треугольника, трапеции или прямоугольника. Лодки эти быстроходны и развивают скорость до 25 узлов.

Монеты с проа отчеканены в 14 странах и практически все они регулярного чекана. Косвенно это указывает на значение этих лодок для экономики некоторых островных государств.

Во Французской Полинезии мы видим два рисунка, изображающих проа. Один на монетах малого номинала (50 сантимов, а также 1, 2 и 5 франков), второй - большого номинала (50 и 100 франков).



Тихоокеанский остров Новая Каледония, также принадлежащий Франции, в широком обороте имеет монету в 10 франков с изображением проа.


На островах Фиджи в ходу 50 центов с этой лодкой.


До Второй мировой войны это был 1 шиллинг, на котором помещен немного другой рисунок проа.

Для острова Рождества (внешняя территория Австралии в Индийском океане) в 2016 г. была выпущена серия из четырех латунных монет номиналом по 50 центов. На реверсе одной из них изображена проа (на аверсе всех монет - портрет Елизаветы II).


Проа размещена на монетах регулярного чекана еще нескольких островных государств.


Это 25 центов Восточного Тимора, один доллар Кирибати, 5 вану острова Ванауту, 100 франках Коморских островов и треугольная монета одного из этих островов - Анжуан номиналом в 7500 франков выпуска 2013 г. Вероятно, эта монета рассчитана на туристов.


Островное королевство Тонга в прямоугольной серебряной монете в 1 паанга, посвященной FAO, разместило на реверсе проа.

США в серии монет «Микронезия» в 2012 г. выпустили полдоллара с изображением лодки с балансиром. На реверсе монеты над проа надпись – «Satawal». Этот название одиночного кораллового атолла, жители которого славятся мастерством в постройке проа и виртуозно управляют этими судами.


Опять же США в знаменитой серии квотеров «Штаты и территории США» в 2009 г. выпустили монеты, посвященные острову Гуам и Северным Марианским островам. На обеих монетах, помимо проу, изображен известковый камень «Латте».

На первый взгляд, совершенно неожиданно проу помещена на двух злотых Польши 2002 г. А дело в том, что монета посвящена Брониславу Малиновскому (1884–1942), английскому антропологу польского происхождения, изучавшему острова южной части Тихого океана, в том числе Тробрианские.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;