Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Гидросамолеты на монетах мира
Гидросамолеты на монетах мира
Гидросамолеты на монетах мира

Для коммерческого использования после II мировой войны применялись гидросамолеты и самолеты-амфибии, находившиеся в распоряжении военных, которые приспособили их для перевозки людей и грузов. Лишь спустя некоторое время на морских коммуникациях, появились гидросамолеты и самолеты-амфибии, спроектированные специально для гражданских нужд.

Если обратиться к статистике, то в период с начала Первой и до конца Второй мировой войн в мире было построено свыше 30 тысяч гидросамолетов. Однако в настоящее время мировой парк самолетов-амфибий составляет порядка 2000 единиц, большая его часть – легкие самолеты с взлетной массой до 2,5 т, преимущественно поплавковые модификации различных сухопутных машин. Доля тяжелых амфибий относительно невелика.

Начнем рассказ о гидроавиации на монетах с российской серебряной монеты номиналом один рубль, посвященной амфибии Бе-200. Этот самолет, первый полет которого состоялся в 1998 г, способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Основными сферами применения являются охрана водных рубежей, экологические миссии, тушение пожаров, перевозки пассажиров и грузов. В настоящее время Бе-200 серийно производится в Таганроге на ТАНТК имени Г.М. Бериева.

Что касается изображений летающих лодок на иностранных монетах, то здесь на первом месте американская PBY «Каталина». Она вошла в три серии монет, посвященных Второй мировой войне. Первая – из серебра выпущена в 1997 г. Либерией. На монете надпись «Компания в Западной Африке» и изображение «Каталины» в момент атаки на подводную лодку.

Входит «Каталина» и в две серии монет 1991 г., выпущенных от имени Маршалловых островов. Одна - из медно-никелевого сплава номиналом в 10 долларов, другая - из серебра номиналом в 50 долларов. А медно-никелевая крона Гибралтара прямо указывает, что на ней изображена «Каталина» из 202 эскадрона, базировавшегося во время Второй мировой войны на территории этой английской военной базы.

«Каталина» стала самым массовым гидросамолетом Второй мировой - суммарный выпуск за военные годы составил 3300 штук, из которых около десятка летают до сих пор.

Производство этой летающей лодки продолжалось более десяти лет, она была построена в количествах, даже больших, чем все остальные летающие лодки вместе взятые.

Необычные, покрытые цветной эмалью две монеты (1 песо из медно-никелевого сплава и 10 песо из серебра) с изображением двухмоторной летающей лодки итальянской фирмы Savoia Marchetti S.55 выпустила Куба. Этот же самолет помещен на одной монете Конго (бывший Заир), входящей в серию «Знаменитые самолеты мира». Она отчеканена в 2002 году из серебра и имеет номинал 10 франков.

Савойя-Маркетти S.55 стала одой из самых успешных летающих лодок, появившихся в период между двумя войнами и была создана как основной гидросамолет для итальянской морской авиации. Но судьба распорядилась так, что S.55 больше стала известна мирными рейсами, рекордами и дальними перелетами. Из примерно 170 построенных самолетов не более трети были гражданскими. Из них шесть были куплены СССР в 1932 г. для ГВФ. Они летали почти до войны, в основном на дальневосточных линиях.

В серию монет Конго «Знаменитые самолеты мира» вошла одна из первых в мире летающих лодок - американская «Кертис» NC-4. Она первой пересекла Атлантику с запада на восток. Сама монета серебряная и имеет номинал 10 франков. А дело было так. В конце Первой мировой войны США и страны Европы стали искать более быстрый и безопасный путь пересечения через Атлантику – а это по воздуху. Успехи авиастроения уже позволяли создать летающую лодку большой дальности и грузоподъемности. Наиболее ярым сторонником этой идеи стал адмирал Тейлор из отдела вооружений американского флота. Адмиралу удалось заинтересовать правительство США, и в декабре 1917 года он получил деньги на постройку серии больших летающих лодок, способных перелететь Атлантический океан. Был спроектирован гидросамолет NC, но дата завершения летных испытаний его совпала с датой капитуляции Германии, и самолет для быстрой переброски войск в Европу стал уже не нужен.

Идейный вдохновитель создания трансатлантического самолета адмирал Тейлор не смог смириться с прекращением работ над самолетом NC и в декабре 1918 года заявил: «Если он не будет воевать, то пусть, по крайней мере, перелетит Атлантику». Эта фраза стала девизом теперь уже научно-исследовательской акции - перелета через Атлантический океан. Кроме всего прочего, авиастроителей привлекала возможность получения крупного денежного приза в 10000 фунтов, установленного британской газетой Daily Mail за перелет через океан.

Для детальной подготовки экспедиции в Морском министерстве США был создан специальный отдел и выделены денежные средства. На маршруте полета должны были находиться полсотни военных кораблей для связи, спасения и разведки погоды. Общая протяженность маршрута составляла почти 4000 км.

На заводах Кертисса закончили постройку трех самолетов NC с индексами 2, 3 и 4. Командирами экипажей назначили опытных пилотов, и вылет наметили на первые дни мая 1919 г., рассчитывая попасть на полнолуние, так как часть полета должна была проходить в ночное время. В 10 часов утра 8 мая летчики заняли свои места, и самолеты поднялись в воздух. Экипажи NC-1 и NC-4 состояли из 6 человек, a NC-3 - из 7 человек. В конечном итоге, первым достиг Великобритании экипаж NC-4. Это случилось в Плимуте 31 мая 1919 года. Общее расстояние в 3936 км было преодолено за 24 дня; в воздухе самолет находился 52 часа 31 минуту. Средняя скорость полета составила 138,89 км/ч.

Достаточно много монет посвящено гоночным гидросамолетам. Но сначала остановимся на кубке Шнайдера. Именно благодаря участию в завоевании его появился S-6B гидросамолет английской фирмы «Супермарин». Он был взят за основу главным ее конструктором Реджинальдом Митчеллом при создании знаменитого истребителя Второй мировой - «Спитфайра».

Кубок Шнейдера как переходящий приз был учрежден в 1911 году сыном известного французского военного промышленника и авиатором-любителем Жаком Шнейдером для победителей международных состязаний гидросамолетов на скорость полета. Жак отдавал предпочтение гидропланам перед обычными самолетами, так как считал, что им принадлежит будущее. Проводились состязания в 1913-1914 и 1920-1931 гг. Эти состязания вызывали большой интерес публики, способствовали популяризации авиации, оказали значительное влияние на развитие скоростных самолетов, направление конструкторской мысли и прогресс авиационной технологии.

«Supermarine» S6B трижды становился победителем Кубка Шнейдера - в 1927, 1929 и 1931 гг. Сам Кубок сейчас находится в Лондонском музее науки. Этому скоростному самолету посвящена одна из серебряных монет островов Кука под названием «Скоростные самолеты 1930-х годов». В серию вошел и советский «И-16». Монеты полихромные, то есть с цветным изображением самих самолетов.

Другой известнейший своими рекордами гоночный гидросамолет – итальянский Macchi M.C.72 - изображен на одной из монет Конго. Этот «итальянец» в 1933 и 1934 установил два абсолютных рекорда скорости. Второй из них, 709 км/ч, продержался до 1939, уступив первенство уже сухопутному Heinkel He 100. Он достиг скорости 746 км/ч, так что рекорд Macchi, вероятно, навсегда останется высшим достижением гидросамолета с поршневым мотором и воздушным винтом.

Либерия в 2000 году выпустила 20-долларовую монету из серебра, посвященную американскому гоночному гидросамолету Curtiss R3C-2, который для участия в воздушных гонках 1925 года создали и финансировали совместно армия и ВМФ США. Внесенные в конструкцию изменения привели к созданию варианта R3C-2 и позволили выиграть Кубок Шнейдера, развив скорость 374,29 км/ч.

Теперь остановимся на больших летающих лодках, созданных для трансокеанских перелетов.

В 1987 г. Бемуды выпустили медно-никелевую монету, посвященную 50-летию коммерческой авиации. На ней изображена четырехмоторная летающая лодка. Скорее всего, это машина Сикорского S-40, ставшая одним из первых серийных пассажирских авиалайнеров. Созданный в 1931 г. 45-местный S-40 был окрещен супругой президента Гувера «Летающим клипером».

В свой первый полет в ноябре 1931 года «Летающий клипер» направился в Центральную и Южную Америку. Главным пилотом корабля был знаменитый Чарльз Линдберг, национальный герой США, совершивший в 1927 году одиночный трансатлантический перелет. На борту находилось 40 пассажиров и сам Сикорский.

Boeing B-314 «Сlipper» украшает аверс конголезской серебряной монеты в 10 франков, выпущенной в 2001 году. Этоn американский дальний пассажирский гидросамолет был разработан и производился компанией Boeing Airplane Company с 1938 г. по 1941 г. и эксплуатировался на трансокеанских линиях. Было выпущено 12 самолетов. Первый полет самолета этой серии был выполнен 20 марта 1941 года. Вскоре он получил сертификат летной годности и начал перевозить через Атлантику сначала почту, а затем и пассажиров, став на тот момент самым большим серийным авиалайнером, использовавшимся на регулярных пассажирских маршрутах. Его практическая дальность полета составляла 5633 км.

После вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну четыре из девяти летающих лодок Boeing В-314, принадлежавших компании Pan American были реквизированы командованием военно-транспортной авиации США и получили обозначение С-98. Военные применяли их как транспортные самолеты, а также как машины для перевозки особо важных персон. Так, например, в 1941 году один из переданных англичанам самолетов использовался в качестве личного самолета Уинстона Черчилля, а спустя два года на одном из Боингов «Дикси Клиппер», для участия в конференции в Касабланку был доставлен президент Франклин Рузвельт.

Медно-никелевые 2 фунта с амфибией и поплавковым гидросамолетом выпустили в 1998 г. Фолклендские острова. Монета выпущена в честь полувекового юбилея службы «летающих докторов».

Но больше всего монет с гидросамолетами отчеканила Канада. Это и не удивительно – огромные просторы, обилие озер и малая заселенность севера страны, определили особое место этого вида авиации. В большой серии номиналом в 20 канадских долларов, отчеканенных в 1990-1997 гг., изображены поплавковые de Havialand Beaver, Fairchild 71C, DHC-6 Twin Otter, летающие лодки Curtiss HS-2L и Vickers Vedette, а также поплавковый CL-215 компании Bombardier, предназначенный для тушения пожаров. Все названные монеты выпущены из серебра и имеют в верхней левой части вставку из золота в виде картуша. В картушах помещены портреты летчиков-испытателей каждого самолета.

В 1995 г. в Испании вышла серия из трех серебряных и одной золотой монеты, посвященная наиболее известным событиям довоенной авиации этой страны. Открывает серию огромная монета без обозначения номинала, на аверсе которой изображена летающая лодка Дорнье «Валь» (Кит) под собственным названием Plus Ultra. На реверсе монеты портреты четырех членов экипажа этого самолета, которые в январе 1926 года перелетели через Атлантический океан в Южную Америку, а именно на побережье бразильской провинции Пернамбуко.

И в заключение о так называемых долларах Гандера. Этот аэропорт расположен на северо-востоке острова Ньюфаундленд. В прошлом он играл очень важную в обеспечении трансатлантических маршрутов. На нем совершали посадку и дозаправлялись самолеты, совершающие перелет через Атлантику. На Ньюфаундленде был даже собственный монетный двор и когда мощности местного монетного двора стали простаивать, то с 1982 г. на нем начали чеканить раз в год по одной монете с изображением какого либо самолета. Некоторые из них можно купить по 2,5 доллара за штуку в одном маленьком авиа-магазинчике на территории аэропорта Торонто. В числе этих «долларов» есть, отчеканенный в 1997 г. из медно-никелевого сплава с одномоторным поплавковым Norseman.

В рамках темы «Авиация на монетах» на портале Gold10.ru опубликованы статьи:

• «Самолеты страны Советов на монетах и медалях зарубежных стран»,

• «Классические авиалайнеры на монетах мира».
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;