Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Три стороны медали
Три стороны медали
Три стороны медали
Алексей Андреевич Архипов родился 16 марта 1955 года. В 22 года он окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. Мухиной, а в 29 лет стал членом Союза художников. Кроме скульптуры и графики, Алексей Архипов активно занимался медальерным искусством. Его первые литые медали, посвященные Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву, представленные на выставке Международного фонда «Возрождение медали» в 1991 году, были удостоены специального приза имени прославленного французского медальера Анри Дропси.

«Гете». Автор — А. АрхиповМногие работы Алексея Архипова были изготовлены на Санкт-Петербургском монетном дворе: «200 лет Театру оперы и балета», «П. Ф. Лесгафт», «Петр I», «Ленинградская духовная академия», «С. И. Вавилов», «Д. С. Рождественский», «А. С. Пушкин», «С. Д. Шереметев». Все они демонстрируют мастерское владение классическими методами. Однако, работая в этой области медальерного искусства, художник Архипов ищет свой путь. Его литые медали — результат сложного эксперимента в пластике, синтез ранее отточенных деталей и поиск новых элементов. Таковы портретные миниатюры, посвященные деятелям искусства: Гиппиус, Мережковскому, Волошину, Дягилеву, Гете, Данте.

В конце 1980-х годов в творчестве Алексея Архипова преобладали драматические композиции, в частности в стиле барокко, что прослеживается в работах «Снятие с креста», «Смерть на коне» и посвященных Босху, Баху. Большое внимание художник уделяет и православной тематике, создавая медальоны «Преподобный Сергий Радонежский», «Святой Георгий Победоносец», «Святой князь Александр Невский», «Святой князь Владимир». В 2003 году на конкурсе в Петропавловской крепости он стал лауреатом премии «Животворящий крест в алтаре Петропавловского собора» за модель медальона «Богородица».

«Яйцо Ганзера». Автор — А. АрхиповАрхипов — многоплановый мастер, способный создавать в пластике не только отображение реальных событий, но и мифологические пейзажи, и абстрактные композиции. Таковы работы «Ученый колобок», «Усатый рыб», «Глаз», «Ухо», «Яйцо». В 55 лет художник находится в расцвете своего творчества и продолжает поиск собственного пути.

Его коллеге по цеху скульптору и медальеру Георгию Павловичу Постникову 26 апреля исполнилось 60 лет.

В 1969 году он окончил скульптурное отделение Ленинградского художественного училища им. Серова. После опыта работы в монументальной скульптуре он попробовал себя в медальерной пластике. Уже в первых миниатюрах, рассказывающих об истории нашего Отечества: «Куликовская битва», «Слово о полку Игореве», «Спаси и сохрани», а также в триптихе «История простой жизни» вырабатывается собственный стиль художника, который в лаконичной форме передает суть отображаемого события.

Особым пристрастием Постникова становится портрет. В 90-е годы он выполняет серию медалей, посвященных поэтам и писателям — Анне Ахматовой, Николаю Гумилеву, Борису Пастернаку, Михаилу Булгакову, Константину Паустовскому, Александру Пушкину, Данте; художникам — Ван Гогу, Модильяни, Шагалу; скульпторам — Клодту, Антокольскому, Моору; композиторам — Дмитрию Шостаковичу, Сергею Прокофьеву, Яну Сибелиусу… Для каждого образа художник находит индивидуальные особенности и мастерски передает их в рельефе.

Особой экспрессии он добивается в работах, посвященных Анне Ахматовой, скомпоновав двойной портрет поэтессы — в молодости и на склоне лет.

В плакете «Шостакович» автор показывает спокойную задумчивость композитора, а в медали, посвященной Булгакову, — обобщенный портрет автора знаменитого романа «Мастер и Маргарита» в кругу своих героев.

В 1998 году Георгий Постников выполнил рельефный портрет бывшего министра иностранных дел России князя А. М. Горчакова на мемориальную доску (архитектор Т. Н. Милорадович) и на медаль.

Эта официальная наградная медаль МИДа России была вручена Б. Н. Ельцину, В. В. Путину, Кофи Аннану. Мастер плодотворно сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным университетом, для которого им выполнены семнадцать медалей, отражающих деятельность разных факультетов.

«Модильяни». Автор — Г. ПостниковОдним из первых в России Постников начинает создавать медальерные объекты. «Понятие медальерного объекта — это синтетическая форма — полумедаль, полурельеф, полускульптура, она быстро завоевала себе место в ряду признанных и опробованных явлений пластического искусства», — пишет искусствовед А. А. Сазонов.

В 80–90х годах художник создает такие произведения, как «Ленинградский трамвай», «Память о Хиросиме», «Андрей Рублев», «Георгий Победоносец», «Модильяни», «Террор», триптих «Гений поэта», посвященный А. С. Пушкину. В 1996 году на XXV Конгрессе ФИДЕМ в Швейцарии работа Георгия Постникова «Террор». Автор — Г. Постников«Расстрел. Памяти Николая II» получила премию общества Немецкого медальерного искусства Германии и приобретена Мюнцкабинетом Берлина.

Помимо творчества, Постников активно занимается организаторской работой по пропаганде медальерного искусства.

В 1985 году его принимают в Союз художников, в 1991 году первым в России он становится членом Международной федерации медальерного искусства (FIDEM), в 1991–1993 годах — членом Совета по медальерному искусству при Министерстве культуры России.

Долгим был путь к медальерному искусству Александра Федоровича Шамаева. Он родился 14 мая 1935 года. Вместе с окончанием семи классов средней школы он завершил учебу в Саратовской детской художественной школе и поступил в Саратовский медицинский институт, после окончания которого был призван в Советскую армию. Служил в разных уголках СССР и прошел путь от младшего врача до начальника Центральной клиническо-диагностической лаборатории Ленинградской военно-медицинской академии. Но любовь к искусству, зародившаяся в детстве, осталась на всю жизнь. В 1974 году капитан Шамаев впервые участвовал во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве и стал ее лауреатом.

«В. М. Бехтерев». Автор — А. ШамаевШамаев — приверженец классической тенденции развития медальерного искусства. Он — последователь традиций, разработанных корифеями ленинградской медальерной школы Антоном Васютинским, Николаем Соколовым, Александром Козловым, Алексеем Королюком.

В 1984 году на Ленинградском монетном дворе была отчеканена его первая медаль, посвященная академику Е. Н. Павловскому. Потом были медали с портретами медиков, внесших свой вклад в развитие отечественной медицины: «Императрица Мария Федоровна». Автор — А. ШамаевВ. М. Флоренского, Н. И. Пирогова, Н. Н. Зенина, Я. В. Виллие, С. П. Боткина, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева и многих других. Художник не оставил без внимания и грандиозный комплекс клиник ВМА. Построенный по приказу Павла I на месте бывших Госпитальных садов, он в разных ракурсах воспроизводился на многих медалях. Некоторые работы Шамаева стали наградами: «Почетный доктор ВМА», «За успехи в науке», «За лучшую научную работу года», «Выдающемуся хирургу мира», которые уже долгие годы вручаются талантливым врачам и ученым разных стран мира.

«Троица». Автор — А. ШамаевНо художник не останавливается только на медицинской тематике. Он создает образы ученых, писателей, путешественников, царствующих особ, а также и городские пейзажи. В 2000 году он был принят в Союз художников.

В последние годы Шамаев плодотворно работает над серией плакет «Небесные покровители Петербурга»: «Троица», «Андрей Первозванный», «Александр Невский», «Иоанн Кронштадтский», «Ксения Петербургская». В 75 лет Александр Федорович полон сил и творческих планов.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 4(65) 2023
№ 4(65) 2023
;