Три стороны медали![]() 21 Мая 2010
В этом году три медальера отмечают свои юбилеи. Их работы доказывают: ни одна медаль не похожа на другую Местом зарождения медальерного искусства считается Италия XIV века. За прошедшие с этого момента шесть столетий в мире были изготовлены тысячи, десятки тысяч медалей, но ни одна из них не похожа на другую, потому что каждый художник видит мир по-своему, воспринимает его в духе своего времени.
![]() В конце 1980-х годов в творчестве Алексея Архипова преобладали драматические композиции, в частности в стиле барокко, что прослеживается в работах «Снятие с креста», «Смерть на коне» и посвященных Босху, Баху. Большое внимание художник уделяет и православной тематике, создавая медальоны «Преподобный Сергий Радонежский», «Святой Георгий Победоносец», «Святой князь Александр Невский», «Святой князь Владимир». В 2003 году на конкурсе в Петропавловской крепости он стал лауреатом премии «Животворящий крест в алтаре Петропавловского собора» за модель медальона «Богородица». ![]() Его коллеге по цеху скульптору и медальеру Георгию Павловичу Постникову 26 апреля исполнилось 60 лет. ![]() Особым пристрастием Постникова становится портрет. В 90-е годы он выполняет серию медалей, посвященных поэтам и писателям — Анне Ахматовой, Николаю Гумилеву, Борису Пастернаку, Михаилу Булгакову, Константину Паустовскому, Александру Пушкину, Данте; художникам — Ван Гогу, Модильяни, Шагалу; скульпторам — Клодту, Антокольскому, Моору; композиторам — Дмитрию Шостаковичу, Сергею Прокофьеву, Яну Сибелиусу… Для каждого образа художник находит индивидуальные особенности и мастерски передает их в рельефе. Особой экспрессии он добивается в работах, посвященных Анне Ахматовой, скомпоновав двойной портрет поэтессы — в молодости и на склоне лет. В плакете «Шостакович» автор показывает спокойную задумчивость композитора, а в медали, посвященной Булгакову, — обобщенный портрет автора знаменитого романа «Мастер и Маргарита» в кругу своих героев. В 1998 году Георгий Постников выполнил рельефный портрет бывшего министра иностранных дел России князя А. М. Горчакова на мемориальную доску (архитектор Т. Н. Милорадович) и на медаль. Эта официальная наградная медаль МИДа России была вручена Б. Н. Ельцину, В. В. Путину, Кофи Аннану. Мастер плодотворно сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным университетом, для которого им выполнены семнадцать медалей, отражающих деятельность разных факультетов. ![]() В 80–90х годах художник создает такие произведения, как «Ленинградский трамвай», «Память о Хиросиме», «Андрей Рублев», «Георгий Победоносец», «Модильяни», «Террор», триптих «Гений поэта», посвященный А. С. Пушкину. В 1996 году на XXV Конгрессе ФИДЕМ в Швейцарии работа Георгия Постникова ![]() Помимо творчества, Постников активно занимается организаторской работой по пропаганде медальерного искусства. В 1985 году его принимают в Союз художников, в 1991 году первым в России он становится членом Международной федерации медальерного искусства (FIDEM), в 1991–1993 годах — членом Совета по медальерному искусству при Министерстве культуры России. Долгим был путь к медальерному искусству Александра Федоровича Шамаева. Он родился 14 мая 1935 года. Вместе с окончанием семи классов средней школы он завершил учебу в Саратовской детской художественной школе и поступил в Саратовский медицинский институт, после окончания которого был призван в Советскую армию. Служил в разных уголках СССР и прошел путь от младшего врача до начальника Центральной клиническо-диагностической лаборатории Ленинградской военно-медицинской академии. Но любовь к искусству, зародившаяся в детстве, осталась на всю жизнь. В 1974 году капитан Шамаев впервые участвовал во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве и стал ее лауреатом. ![]() В 1984 году на Ленинградском монетном дворе была отчеканена его первая медаль, посвященная академику Е. Н. Павловскому. Потом были медали с портретами медиков, внесших свой вклад в развитие отечественной медицины: ![]() ![]() В последние годы Шамаев плодотворно работает над серией плакет «Небесные покровители Петербурга»: «Троица», «Андрей Первозванный», «Александр Невский», «Иоанн Кронштадтский», «Ксения Петербургская». В 75 лет Александр Федорович полон сил и творческих планов. Автор: Сергей ПЕТРОВ |
Войти на сайт