Императрица и ее медали21 Декабря 2009
Екатерина II шутила, что ее невестка «отбивает хлеб у работников монетного двора!» Осенью 2009 года исполнилось 250 лет со дня рождения императрицы Марии Федоровны — жены Павла I. Многогранность увлечений императрицы до сих пор поражает современников: она прекрасно рисовала, резала твердые камни, янтарь, кость, занималась гравированием и медальерным искусством. Удивляет и количество выполненных ею работ. Имя императрицы заслуженно включено во все словари художников.
Мария Федоровна (до перехода в православие София Доротея Августа Луиза, дочь принца Фридриха Евгения Вюртемберг-Штутгартского) родилась 14 октября 1759 года в городе Штеттине. Она стала второй женой цесаревича Павла. Впервые юная принцесса встретилась со своим будущим мужем 11 июля 1776 года, а уже 31 августа этого же года прибыла в Царское Село, осенью состоялась их свадьба. Миловидная и сентиментальная, воспитанная в духе Руссо, Мария Федоровна отличалась мягким и доверчивым характером. О том, какой стала женой Мария Федоровна, можно судить по ее письму: «Выходя замуж, я дала обет послушания и никогда им не пренебрегала; это удел женщины заниматься мелочами, как чем то важным…» Современники императрицы, сетуя на тяжелый и вспыльчивый характер Павла I, всегда отмечали умение Марии Федоровны мудро направлять эмоции мужа в нужное русло. ![]() Российским императором стал с 1801 года Александр I, и, как мы знаем, в 1825 году Константину присягнули как российскому императору большинство государственных учреждений, но он сам не признал себя самодержцем. Стал российским императором и еще один сын Павла I и Марии Федоровны — Николай I, который родился в 1796 году. Всего Мария Федоровна родила 10 детей: четырех сыновей и шесть дочерей. Пятеро из них умерли при ее жизни: Ольга в 1795 году, Александра в 1801 году, Елена два года спустя, Екатерина в 1819 году и Александр в 1825 году. На картине художницы Э. Виже-Лебрен «Портрет дочерей Павла I» мы видим очаровательных Александру и Елену — им в это время приблизительно 13–14 лет, в руках у одной из них портрет бабушки — Екатерины II, заказавшей этот портрет. С 1796 года, когда еще был жив Павел, императрицу Марию Федоровну назначили «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц», она проявила при этом большую энергию, привлекла много пожертвований, а через год стала главной начальницей над воспитательными домами. После смерти Павла императрица очень серьезно занималась воспитанием младших детей, она оказала влияние на их художественное обучение, они получили европейское образование, обладали хорошим вкусом и яркими художественными способностями. В период царствования ее сыновей Александра I и Николая I участие Марии Федоровны в государственной жизни страны также ограничивалось только заботами об образовании женщин. Благодаря ее покровительству и содействию в России было основано несколько женских учебных заведений. Подарки своими руками Мария Федоровна много и с удовольствием работала с цветными камнями, янтарем и слоновой костью, выполняла работы на воске. По словам князя Ф.Н. Голицына, «любимое ее упражнение было гравировать на камнях, и она до большого совершенства изволила достигнуть в сем искусстве». Многие из своих работ она дарила своим родным и близким в качестве подарков. Так, по случаю именин мужа в 1794 году она исполнила «Женский портрет» на воске, а в 1790 году — камею с портретом великого князя Павла Петровича. Последнюю работу внимательная и любящая супруга повторила в разных материалах, медальон с таким портретом носила в память о муже. Были и более крупные по размерам подарки мужу. Так, в 1794 году в подарок Павлу Петровичу при участии Марии Федоровны был изготовлен письменный стол. Для этого стола она выточила 12 колонн из слоновой кости и изготовила многочисленные настольные украшения для него. В числе этих украшений были и «письменный прибор античной формы из янтаря; перочинный нож, нож для разрезания бумаги, карандаш, ручка печати». «Все это из янтаря моей работы, — писала Мария Федоровна, — я вырезала даже на стали вензель великого князя для печати». В Павловском дворце у нее был даже свой токарный станок, а помогал ей в работе токарный мастер Н. Фай. В 1789 году великая княгиня создала одну из самых известных своих работ — медальон-камею с изображением своей свекрови — императрицы Екатерины II в образе богини Минервы. ![]() Занималась Мария Федоровна также и живописью, рисунком. Образ Марии Федоровны как художницы можно видеть на картине работы И.-Б. Лампи «Портрет великой княгини Марии Федоровны». На картине она изображена у стола, на котором стоит бюст мужа, в руке великая княгиня держит кисть. На груди Марии Федоровны надет медальон-камея с профильным портретом императрицы Екатерины II. Сейчас этот портрет украшает Парадную библиотеку Павловского дворца, а его законченный эскиз хранится в Государственном Русском музее. Императрица-медальер Еще одним увлечением Марии Федоровны было медальерное искусство. Учителем для императрицы в этом деле стал Карл Александрович Леберехт — академик Петербургской академии художеств и главный медальер столичного Монетного двора. По мнению специалистов, Мария Федоровна оказалась самой способной ученицей Леберехта. ![]() Подарок невестки Екатерине II понравился, в этом же году она писала: «Трудно, любезная дочь моя, вырезывать медали лучше вас. Вы, таким образом — чего доброго — отобьете хлеб у работников монетного двора». Медаль великой княгини императрица передала в собрание Эрмитажа. В коллекции Мюнцкабинета Эрмитажа хранятся также штемпеля аверса и реверса этой медали. ![]() Есть в коллекции Монетного двора и штемпеля, вырезанные Марией Федоровной в 1814 году, для медали в честь ее сына — императора Александра I с надписью «Избавителю народов». Отчеканенная в золоте, медаль была преподнесена императору по возвращении его из Европы. ![]() В медальерном искусстве, как и во всех творческих начинаниях, Мария Федоровна показала себя как замечательный художник. В память кончины императрицы — художника и медальера — в 1828 году на Монетном дворе в Санкт-Петербурге отчеканили медаль с ее изображением. ![]() Автор: Ольга ВОРОБЬЕВА |
Войти на сайт