Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
История в медалях
История в медалях
История в медалях
Медальерное искусство Петрограда — Ленинграда первой половины ХХ века тесно связано с деятельностью Монетного двора. За два века в его стенах сформировалась всемирно признанная медальерная школа. С установлением советской власти традиции, сложившиеся на МД, были продолжены.

Развитие советской медальерной школы начинается с работ академика А.Ф.Васютинского (1858–1935), который пришел работать на Монетный двор еще до революции.

Кроме него, на Петроградском монетном дворе работали три мастера, заставшие «досоветский» период, — Д.К.Степанов (1881–1949), С.А.Мартынов (1886–1925) и Г.Ф.Бозылев (1861–1919).

Хорошо понимая пропагандистский характер медальерного искусства, партийные власти стремились включить его в систему социалистической пропаганды, уподобив медали плакатам со стереотипным набором символов и лозунгов. Медали этого периода были посвящены годовщинам Октября, партийным мероприятиям, многочисленным «вождям революции»: Ф.Э.Дзержинскому, С.М.Кирову, М.И.Калинину, Г.К.Орджоникидзе, А.А.Жданову, В.М.Молотову, Л.М.Кагановичу, А.И.Микояну и первым красным полководцам: В.И.Чапаеву, Н.А.Щорсу, К.Е.Ворошилову. Отдельный ряд составляли медали с портретами Ленина и Сталина.

Автор — А. АрхиповПосле выпуска первых советских медалей стало понятно, что для сохранения лучших традиций русской медальерной школы необходимо создание специального художественного учебного заведения. В 1925 году Васютинскому удалось открыть в Академии художеств медальерное отделение при скульптурном факультете и воспитать плеяду учеников: И. И. Цыганкова (1894 — умер после 1931), В. В. Голенецкого (1906–1976), А. В. Харитонова (1895–1973), С. Л. Тульчинского (1900–1981). Особая роль среди них выпала на долю Н. А. Соколова (1892–1974), который стал связующим звеном живой традиции между дореволюционными медальерами и поколением шестидесятников. Соколов создал своеобразную чеканную летопись советского государства и воплотил в бронзе портреты выдающихся деятелей науки, культуры и искусства, полководцев и государственных деятелей. К началу 40х гг. он становится признанным медальером-портретистом, создав незабываемые образы А. С. Пушкина, В. В. Маяковского, А. М. Горького, Я. Райниса, П. И. Чайковского, Н. Г. Чернышевского, Н. В. Гоголя, И. В. Мичурина, Л. Н. Толстого, А. Мицкевича, Ж. Б. Лемарка, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского. В 1950 г. он назначается главным художником Ленинградского МД. Среди его учеников — известные граверы и медальеры А.В. Козлов (1917–2000), А. В. Пластинин (1893–1953), В. А. Засухин (р. 1928), Н. Н. Филиппов (1921–1996), братья Л. С. Комшилов (р. 1933) и И. С. Комшилов (р. 1929), П. К. Потапов (р. 1928), Р. Н. Минигалеев (1928–1995). Их творческие биографии практически одинаковы: в конце 40х — начале 50х гг. поступают на завод учениками гравера, проходят практическую школу у своего наставника и, становясь граверами, в основном изготавливают штемпельный инструмент для монетного передела, наград и значков. Хрущевская «оттепель» 1950х годов коснулась и медальерного искусства. В 1956 году при Министерстве культуры был создан Экспертно-художественный совет по памятным и юбилейным медалям при Главном управлении изобразительных искусств и охраны памятников. Основными задачами Совета являлись развитие и популяризация медальерного искусства в России. Члены Совета разрабатывали списки юбилейных дат, связанных с жизнью и работой представителей культуры, искусства и науки всего мира, знаменательными событиями из истории СССР и других стран. Создание Совета позволило значительно увеличить выпуск высокохудожественных произведений и привлечь внимание к медальерному искусству широкой общественности. Если в первой половине XX века в год выпускалось 5–7 видов медалей (всего с 1919 по 1956 год — 120 видов), то начиная с 1957 года их ежегодный выпуск увеличился до 50 и более видов: например, в 1972-м — 89 видов, 1974-м — 82, 1982-м — 98. Значительно расширилась и тематика выпускаемых миниатюрных памятников.

В 70е годы главным продолжателем классического направления в медальерном искусстве становится А. В. Козлов, который в 1974 году, в связи с выходом на пенсию Соколова, назначается главным художником Ленинградского монетного двора.

В 70х гг. на Монетный двор приходят художники, получившие специальное художественное образование: С. М. Иванов (1938–1995), Н. А. Носов (1932–2007), С. А. Корнилов (р. 1953), А. Н. Долгов (р. 1950), А. В. Бакланов (р. 1954).

Несмотря на богатый практический опыт, художники Монетного двора не справлялись с постоянно увеличивавшимся количеством медалей, и для выполнения многочисленных заказов Совета в начале 60х гг. к медальерному делу привлекаются скульпторы и художники, не работающие на заводе. Свое призвание в миниатюрной пластике находят А. А. Королюк (1933–2002), Р. В. Харитонов (1931–2008), Ю. Н. Архипова (р. 1935), А. Ф. Шамаев (р. 1935), Я. Я. Роменский (р. 1937).

Не обремененные рамками государственного официоза, они внесли новый вклад в развитие медальерного искусства.

Автор — П. ЕкушевНо, несмотря на кажущееся отсутствие контроля над работой художников на Монетном дворе по выпуску медалей в эти годы, некоторые медали продолжали подвергаться существенной правке. В качестве примера рассмотрим несколько медалей таких мастеров, как Соколов и Королюк. В канун празднования 250-летия основания Ленинграда Соколов получил задание подготовить несколько вариантов юбилейной медали. Естественно, художник на первый план поместил фигуру основателя города — Петра I. В отделе нумизматики Государственного Русского музея хранятся гипсовые модели двух вариантов медалей. На первой — Петр I, сидящий на канатной бухте, что-то указывает стоящему рядом бородатому крестьянину — строителю города, на второй — изображение Петра I в полный рост на фоне Петропавловской крепости, с которой начиналось возведение города. По окружности надпись «Город С. Петербург основан Петром I 27 мая 1703 г.». Со второй модели была отчеканена пробная медаль из бронзы, но оба варианта были отклонены. Тогда Соколов предлагает еще два варианта: на лицевой стороне — широкая панорама набережной Невы с силуэтами Исаакиевского собора и Адмиралтейства, над которыми развевается знамяАвтор — Г. Постников (панорама набережной скопирована с медали М. Л. Диллон к 200-летию Санкт-Петербурга). В первом варианте на знамени изображены портреты Ленина и Сталина, а на втором только Ленина. По окружности надпись «В честь 250-летия основания Ленинграда». Но и эти варианты были отклонены. Только в 1957 г. была отчеканена медаль, на которой изображен памятник Ленину на фоне панорамы набережной с надписью «В память 250-летия основания Ленинграда». На оборотной стороне — комплекс зданий Смольного, вверху ордена Красного Знамени и Ленина. В центре надпись «Городу-герою — слава» и число «250». Ясно, что от замысла художника не осталось и следа, а медаль слепили чиновники «от культуры».

Автор — А. АрхиповПодобная «правка» была проведена и на медали Королюка к 600-летию победы на Куликовом поле. На лицевой стороне он поместил конный портрет Дмитрия Донского на фоне хоругви, на которой был изображен образ Спаса, справа надпись «Князь Дмитрий Донской». Строгие «искусствоведы» приказали убрать образ Спаса и слово «Князь». В таком виде медаль и была выпущена.

Если раньше возможность изготовления медалей обеспечивал только Монетный двор, то начиная с 80х гг. появились частные творческие мастерские, которые позволили расширить рамки творчества и окончательно уйти от каких-либо видов контроля.

Эти мастерские давали возможность тиражировать медали не только в традиционной технике штамповки, но и методом литья и гальванопластики, применять комбинации разных материалов и конструкций. Это позволило выразить свою творческую индивидуальность медальерам следующего поколения: В. Г. Сидоренко (р. 1938), Г. П. Постникову (р. 1950), А. А. Архипову (р. 1955), А. С. Никитину (р. 1946), Н. Ф. Передерию (р. 1950), Г. А. Миронову (р. 1947), П. Г. Екушеву (р. 1961), И. В. Суворовой (р. 1965) и др.

Автор — А. ШамаевПриведенный анализ показывает, что советское медальерное искусство до конца 50х гг., как и в императорский период, подвергалось строгой цензуре. Только благодаря творчеству таких мастеров, как Васютинский, Соколов, Козлов, была сохранена нить, связывающая качество выпускаемых предметов нумизматики с работами мастеров XVIII и XIX веков. Привлечение в 60е гг. свободных художников, не работающих на Монетном дворе, и появление творческих мастерских в 80е гг. вывело медальерное искусство на новый уровень, окончательно сняв рамки ограничений как по разработке композиции медали, так и по материалу, технике и форме исполнения.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;