Новости нумизматики, монетный рынок, драгоценные металлы, аналитика, эксперты
Введите название
Найти
Тройной юбилей художника Корнилова
Тройной юбилей художника Корнилова
Тройной юбилей художника Корнилова
Сергей Корнилов пришел на Санкт-Петербургский монетный двор в 1973 году учеником гравера. Его выбор не был случайным. Увлекаясь с детства рисованием, Сергей интересовался скульптурой и лепкой рельефных изображений. По словам художника, ему с самого начала очень повезло — его учителями стали старейшие мастера граверного дела, работавшие на Монетном дворе. У них Корнилов перенимал мастерство, которому больше нигде не научиться. Сначала молодой гравер занимался изготовлением значков — в те годы в Советском Союзе на значки был большой спрос, и на Ленинградском монетном дворе изготавливали как значки, идущие в свободную продажу, так и продукцию повышенной сложности, которую заказывали к различным международным конкурсам. Без отрыва от работы Корнилов закончил училище имени Мухиной и в начале 80-х годов начал работать художником.

Первой его работой стали монеты и медали, заказанные Олимпийским комитетом к Олимпиаде-80, которая проходила в Москве. Заказы были интересны тем, что именно с них Санкт-Петербургский монетный двор впервые начал изготавливать платиновые и золотые монеты с зеркальной поверхностью качества «пруф». Для работы с драгоценными металлами была закуплена новая техника, модернизирован производственный процесс.

Всего за свою 30-летнюю трудовую деятельность Сергей Корнилов стал автором около 400 различных монет и медалей и более 1000 значков. Он участвовал во многих выставках, сегодня его работы выставлены в нумизматическом салоне Монетного двора в Петропавловской крепости.

К юбилею художника его коллеги на Монетном дворе готовят каталог его работ. Мы попросили Сергея Корнилова рассказать о наиболее интересных случаях в его творчестве.

Одной из последних знаменитых работ Корнилова стала медаль «В память основания Петербурга». Она стала четвертой в серии, посвященной основанию города. Первые три медали были изготовлены в 1716, 1803 и 1903 годах. К 300-летию Петербурга Санкт-Петербургский монетный двор получил заказ на изготовление четвертой медали. По словам Корнилова, данная работа оказалась одновременно и интересной, и сложной. Сложность заключалась в том, что медаль должна была, с одной стороны, отличаться от своих предшественниц, а с другой органично вписаться в их ряд с художественной и эстетической точки зрения. Соответственно, на медали должно было быть изображение Петра I и панорама Петербурга. «Тема Петербурга непростая тема, считает художник, существует множество изображений города, и повториться нельзя».

В результате работы над многочисленными эскизами и коллективного обсуждения на Монетном дворе на лицевой стороне медали Корнилов изобразил Петра в лучах восходящего солнца, на оборотной панораму Петропавловской крепости, герб города и богиню Истории. Оборотную сторону утвердили практически сразу. А вот с Петром художнику пришлось повозиться. Несколько раз меняли ракурс, и в окончательном варианте император был изображен смотрящим вдаль, что сделало его как будто объемным. Рисунок состоит из четко выписанных и выгравированных деталей, что всегда отличало работу петербургских мастеров. Медаль Корнилова признана достойной преемницей работ российских мастеров и была возложена на саркофаг Петра I в Петропавлоском соборе.

Кроме медали «В память основания Петербурга», к 300-летнему юбилею художник Корнилов готовил эскизы для целой серии медалей. На каждой из них предполагалось изобразить Медного всадника, а также наиболее известные памятники петербургской архитектуры разные для каждой медали. Однако серия так и не была отчеканена и существует только в эскизах.

Среди работ Сергея Корнилова есть и жетоны. В частности, именно Корнилов автор известного всем жетона петербургского метрополитена.

В числе его произведений и памятный жетон, выпущенный к очередной годовщине основания Монетного двора в Петербурге. Эта традиция существует на Санкт-Петербургском монетном дворе уже много лет. Ежегодно работники предприятия получают в дар памятные жетоны с различными изображениями. А к 300-летию Петербурга был еще отчеканен и особый жетон в единственном экземпляре. Он хранится в музее Монетного двора.

Большое место в творчестве Сергея Корнилова занимает тема космоса. Ей была посвящена дипломная работа будущего художника, а в архивах Корнилова хранится немало эскизов, посвященных космическим полетам. Он автор памятных значков и вымпелов, которые вручались космонавтам участникам совместных полетов. На каждом изделии с точностью до мельчайших деталей изображены космические станции. Часто в ходе работы приходится дополнять рисунок новыми изображениями. Так было и после аварии американского Шатла. Американские космонавты полетели в составе интернациональной команды, поэтому художнику пришлось срочно менять эскиз, дорисовывая американский флаг и меняя общий вид вымпела.

Странная история произошла с художником Корниловым, когда наш город был переименован из Ленинграда в Петербург.

Памятные медали «Родившемуся в Ленинграде», которые вручались всем младенцам, родившимся в нашем городе, раньше изготавливались на Санкт-Петербургском монетном дворе. Их авторами были художники Соколов и Козлов. Когда в 1993 году город был переименован в Петербург, решено было выпускать новые памятные медали: «Родившемуся в Санкт-Петербурге». Сергей Корнилов нарисовал эскизы к этим медалям, однако монетный двор данный заказ не получил. Медали изготавливала другая организация. Тем не менее, рисунок на медали полностью воспроизводит эскиз Корнилова. Однако Сергей Александрович жаловаться ни на кого не стал. Так он и остался непризнанным автором медали для маленьких петербуржцев.

Среди запомнившихся в последние годы работ Сергей Корнилов называет монету «Свято-Иоанновский женский монастырь», которая была выпущена в серии «Памятники архитектуры России» летом 2002 года. Выпуск монеты был посвящен передаче единственного прижизненного портрета Иоанна Кронштадтского Русской Православной Церкви. Полотно известного художника Михаила Брянского было передано Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II в Москве Борисом Йорданом. Затем портрет был передан Свято-Иоанновскому женскому монастырю, где покоятся мощи отца Иоанна.

Спустя полгода после этого события на Санкт-Петербургском монетном дворе была отчеканена серебряная памятная монета достоинством 3 рубля. Ее тираж составлял 5000 штук, однако немногим нумизматам удалось получить монету в свои коллекции. Представителям епархии она так понравилась, что практически весь тираж был выкуплен ими, а Санкт-Петербургскому монетному двору был заказан медальон с портретом Иоанна Кронштадтского.

Работа над этой монетой складывалась непросто. Для того чтобы с детальной точностью изобразить архитектурный ансамбль Свято-Иоанновского монастыря, художнику пришлось неоднократно съездить на реку Карповку, где находится монастырь. Еще сложнее оказалось работать с изображением Иоанна Кронштадтского. Эскиз должен был повторить прижизненный портрет святого, но картина была живописной и не слишком детальной для специфической работы над монетой. Создав несколько вариантов эскизов, Корнилов представил их на художественный совет Монетного двора. В целом работа была принята, но некоторым членам совета показалось, что святой здесь похож… на Григория Распутина. Сходство придавали длинные волосы и овал лица. В конечном итоге портрет был доработан и утвержден в Москве.

Уникальность работ Корнилова состоит и в том, что свои рисунки он создает на компьютере. Пока еще немногие художники монетного двора пользуются современными техниками изображения. Сейчас Корнилов работает над эскизом большой золотой медали, заказанной Международным банком Санкт-Петербурга. «У меня всегда много заказов, и все они интересны, потому что, работая над каждым эскизом, я узнаю много нового», — говорит Сергей Корнилов.
Подписаться на новости
Раз в месяц мы присылаем вам новости на почту

Свежий номер
№ 1(66) 2024
№ 1(66) 2024
;